Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Вильгельм-Макс Wundt) — знаменитый немецкий психолог и физиолог, один из основателей экспериментальной психологии (называемой также психофизикой и физиологической психологией); родился в 1832 году в Баденском великом герцогстве, изучал медицину в Тюбингене, Берлине и Гейдельберге, где и выступил приват-доцентом физиологии, а в 1864 г. сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в Лейпциг для занятия кафедры философии. Психофизика, которой посвящены важнейшие ученые работы В., имеет своей задачей определить, точнейшим образом, путем экспериментов, соотношение между изменением элементарных психических состояний и соответствующим изменением физиологических раздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, при невозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот, навели В. на философский взгляд (высказанный им еще в раннем его сочинении о душе человека и животных), что психические и физические процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия, которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии — мышлении, и в основном телесном — протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и той же субстанции. К сожалению, В. не остановился на развитии этого взгляда, а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другие разнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении "System der Philosophie" мы находим следующие основные мысли: 1) упомянутый взгляд Спинозы; элементарным данным истинного познания В. признает представление, которое есть вместе с тем и предмет представления (Vorstellungsobject), т. е. такой модус действительного бытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутом протяжения; 2) спинозист В. оказывается вместе с тем кантианцем. Нашему познанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективных состояний; существование внешнего мира есть лишь заключение ума, а не что-нибудь данное. По кантовски строится Вундтом и вся трехчастная или трехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельное познание (Wahrnehmungserkenntniss), в котором В., по следам Канта, различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму, представляемую пространством и временем; этой низшей ступенью познания ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень — рассудочное познание (Verstandeserkenntniss), свойственное отдельным наукам, которые обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления: расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяя зависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшей ступени — в разумном познании (Vernunfterkenntniss), наше мышление переходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двух направлениях — абсолютной целости (Totalität) и абсолютной (элементарной) единичности; отсюда происходят космологические, онтологические и психические идеи, которые В. частью признает как гипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютное всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа в смысле субстанции). 3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцании В. переходит иногда в позитивистский эмпиризм: философия признается лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собой (освобожденных от противоречий): забывая допущенное им различие между формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме того, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этому присоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент: отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только процессы; действительным бытием в конце концов оказывается только духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная, создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука, искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные элементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакой центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производит только высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора: бескорыстное служение общим духовным целям человечества составляет для В. единственное истинное благо. Значение В., как философа, весьма относительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторов философских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест. Заслуживает внимания последний труд В. — большая, весьма обстоятельная и (сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты гипнотического внушения, автор старается освободить их от всяких мнимых, как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей.

    Сочинения Вундта: "Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmungen" (Лейпциг, 1862); "Vorlesungen über die Menschen— und Thierseele" (Лейпциг, 1863; русский перевод Е. Кемница, СПб., 1865); "Lehrbuch d. Physiologie d. Menschen" (1865; 4 изд., 1878); "Die physikalischen Axiome und ihre Beziehung zum Causalprincip" (Эрланген, 1866); "Untersuchungen zur Mechanik d. Nerven und Nervencentren" (1871); "Grundzüge der physiologischen Psychologie" (Лейпциг, 1873-74; 3-е изд., 1887; французский перевод E. Ronvier, Париж, 1887; русский перевод Кандинского, Москва, 1880); "Ueber die Aufgabe der Philosophie in der Gegenwart" (Лейпциг, 1874; русский перевод в "Знании", 1876, 10); "Einfluss der Philosophie auf die Erfahrungswissenschaften" (Лейпциг, 1876); "Der Spiritismus" (Лейпциг, 1879); "Logik" (Штутгарт, 1880-83); "Essays" (Лейпциг, 1885); "Ethik" (Штутгарт, 1886; русский перевод в "Русском Богатстве", 1887-88); "System der Philosophie" (Лейпциг, 1889); "Philosophische Studien" (с 1881 — сборник статей Вундта и его учеников).

    Литература о В.: Henri Lachelier, "La Théorie de connaissance de Wundt" ("Revue philosophique", 1880, X); J. Baumann, "Wundt's Lehre vom Willen u. sein animistischer Monismus" ("Philosoph. Monatsh.", 1881); O. Flügel, "Ueber Wundt's Erkenntnisslehre" ("Z. f. exacte Phil.", XII, 1883); H. Lachelier, "Les lois psychologiques dans l'école de Wundt" ("Revue phil.", XIX, 1885); Achelis, "Wundt's Philosophie" ("Z. f. Phil. u. philos. Kritik", 1887); его же, "W. Wundt" ("Nord u. Süd", 1887); А. Бао, "Нравственные воззрения Вундта" (вып. I, Воронеж, 1889); "Идеал новейшей этики" ("Вопросы филологии и психологии", кн. 7); "Логическая теория Вундта" ("Русское Богатство", 1884); Л. Оболенский, "Система философии В." ("Русское Богатство", 1889); А. Волынский, "Заметка об этике Вундта" ("Северный Вестник", 1889); его же, "Наука и философия, критический обзор главнейших произведений В." ("Северный Вестник", 1890); Г. Челпанов, "Общие результаты психометрических исследований лейпцигской психологической лаборатории и их значение для психологии" ("Русская Мысль", 1889); Я. Колубовский, "Психологическая лаборатория В." ("Русское Богатство", 1890).

    Вл. Соловьев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Wundt)

    Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, Баден, — 31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Профессор физиологии в Гейдельберге (1864—74), профессор философии в Лейпциге (с 1875). Член многих иностранных академий и учёных обществ. В первых своих работах выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Предметом психологии В. считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению (См. Самонаблюдение) явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), по В., недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историческим методом. В. стоял на точке зрения психофизического параллелизма, полагая, что явления сознания неотделимы от нервных процессов, но причинно с ними не связаны. В области сознания, по В., действует особая психическая причинность, а поведение определяется апперцепцией (См. Апперцепция). Интроспекционистская психологическая концепция В. уже в начале 20 в. обнаружила свою ограниченность и была преодолена последующим развитием психологии.

    Главная заслуга В. — внедрение в психологию экспериментального метода, что сыграло решающую роль в превращении её в самостоятельную науку. Созданная им в 1879 первая в мире психологическая лаборатория (преобразованная позднее в институт) стала международным центром, где формировалось целое поколение первых психологов-эксперименталистов. В лаборатории изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. В 10-томной «Психологии народов» (1900—20) В. предпринял попытку психологического истолкования культурно-исторических явлений (мифа, религии, искусства и т.д.).

    В философии В. выступил как представитель идеализма и Волюнтаризма (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 58). Мир для него есть целесообразное развитие духа — божественной мировой воли. В «Логике» (т. 1—3, 1880—83) В. не только анализирует формы мышления, но пытается изложить методы разных наук, основы математической логики и др. В лингвистических исследованиях В. определяет основные языковедческие категории преимущественно с индивидуально-психологической точки зрения, хотя и признаёт примат социального начала в языке над индивидуальным. Язык для В. — одна из форм проявления «коллективной воли» или «народного духа». Это понимание языка как динамического процесса, выделение языковой деятельности, а не языковой системы в качестве главного объекта языковедения сближают В. с Х. Штейнталем и его школой, составляя в то же время главный пункт расхождения В. с младограмматиками.

    Соч.: Очерки психологии, [М., 1912]; Основания физиологической психологии, т. 1—2, СПБ, 1880—81; Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894; Система философии, СПБ, 1902; Введение в психологию, М., 1912; Естествознание и психология, [СПБ, 1914]; Мировая катастрофа и немецкая философия, СПБ, 1922.

    Лит.: Кениг Э., В. Вундт, Его философия и психология, СПБ, 1902; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 10; Фресс П., Пиаже Ж. [сост.]. Экспериментальная психология. Сб. ст., в. 1, М., 1966, гл. 1; Heussner A., Einführung in Wilhelm Wundts Philosophie und Psychologie, Gött., 1920.

    М. Г. Ярошевский.

    В. Вундт.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (1832 - 1920), немецкий психолог, физиолог, философ. Один из основоположников экспериментальной психологии. Центральную роль в душевной жизни отводил воле. Выдвинул концепцию "аналитической интроспекции". "Психология народов" (т. 1-10, 1900-20) содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т.д.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Философская энциклопедия

    ВУНДТ

    (Wundt) Вильгельм (1832-1920) — нем. философ, физиолог, психолог, языковед. Изучал медицину в ун-тах Тюбингена, Гейдельберга и Берлина, в 1857— 1864 являлся ассистентом Г. Гельмгольца, приват-доцентом Ин-та физиологии в Гейдельберге, затем проф. психологии в Цюрихе и Лейпциге, а в октябре 1879 создает первую лабораторию экспериментальной психологии, ставшую впоследствии международным научным центром. Состоял членом многих научных обществ и академий, некоторое время (1900) был ректором Лейпцигского ун-та, и хотя в последние годы жизни почти ослеп, но не прекращал активной научной и педагогической деятельности вплоть до 1917, оставив огромное теоретическое наследие.

    Отличался энциклопедическими знаниями, разнообразием тематики исследований. Пытаясь синтезировать традиции нем. классики и позитивизма, в 1880-е гг. создает систему логики, этики и метафизики. В «Логике» (1880—1883) анализирует формы мышления, методы различных наук; в «Этике» (1886) особое значение придает понятию долга, выступая против гедонизма и утилитаризма. В «Системе философии» (1889) рассматривает мир как целесообразное развитие воли, отстаивает позиции психофизического параллелизма, утверждая особую психическую причинность, действующую в области сознания, отмечает внутреннюю взаимосвязь философии с др. гуманитарными дисциплинами.

    Мировую известность и признание принесла В. разработка физиологической психологии как самостоятельной науки, опирающейся на экспериментальные методы. Выдвинув концепцию «аналитической интроспекции» (самонаблюдения), В. исследовал различные факты и феномены сознания. Изучал особенности зрительного, слухового и тактильного восприятия, оптические иллюзии, чувство времени, ассоциации, внимание, открыл трехмерность чувственных состояний. Полагал, что душа целостна, и центральную роль в душевной жизни отводил воле.

    В соч. «Психология народов» (Т. 1—10. 1900—1929) одним из первых обратился к этнопсихологии, рассматривая своеобразие психического склада рас и народов. Проводил сравнительный анализ различных традиций и обычаев, дал психологическое истолкование мифа, религии, искусства, права и языка как формы проявления «коллективной воли», «народного духа». Полагал, что результаты исследований этнопсихологии, всеобщей истории и др. частных наук следует объединить в целостную непротиворечивую систему для достижения универсального филос. понимания жизни человечества.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Новейший философский словарь

    ВУНДТ (Wundt) Вильгельм Макс (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Профессор физиологии (работал с Г. Гельмгольцем) и философии. Создал первую психологическую лабораторию (Лейпциг, 1879), впоследствии ставшую институтом и международным центром экспериментальной психологии. В области философии находился под влиянием позитивистской и лейбницианско-канти-анской традиции. Рассматривал процесс познания как восхождение от непосредственного восприятия обыденной жизни, через рассудочное познание частных наук, к разумному познанию - философскому синтезу знания о духовных, наделенных волей ценностях. В. предполагал, что такой философский синтез знания снимает дуализм естественнонаучного (объективного) и психологических (субъективного) методов, свойственных рассудочному познанию. Однако выдвинутая им концепция «аналитической интроспекции», предназначенная для изучения «непосредственного» опыта, а не только рефлексии (»внутреннего опыта» человека по Локку), и разработанные программы экспериментальной и социальной (культурно-исторической) психологии, сохраняли механистический и дуалистический характер философских представлений В. Последнее сказалось в приверженности В. идеям поэлементного членения сознания и психофизиологического параллелелиз-ма. Его экспериментальная (и физиологическая) психология была прежде всего психологией экспериментального самонаблюдения, строго ограниченной рамками изучения только низших психологических функций типа ощущений, восприятий, элементарных реакций на различные раздражители; т.е. его метод интроспекции в процессе эксперимента раскрывает только ту часть переживаний, которая известна испытуемому. Поэтому для исследования высших психических функций (речи, мышления, воли) В. предложил принципиально иной метод - анализ элементов культуры и обыденного сознания, главным образом языка, обычаев и нравов, являющихся формами проявления «коллективной воли» или «народного духа». В его варианте «психология народов» (область этнической и социальной психологии), недоступная для изучения с помощью экспериментальных методов, становится описательной наукой, фиксирующей «творческий синтез» индивидуальных сознаний. Обширные и чрезвычайно ценные материалы на тему психологии народов, собранные В., не превратились в удовлетворительную психологическую теорию, а дуализм вундтовской психологии оказался одновременно как дуализмом метода, так и предмета исследования. Основные работы: «К теории чувственного восприятия» (вып. 1-2, 1858-1862); «Лекции о душе человека и животных» (в двух томах, 1863); «Основания физиологической психологии» (в двух томах, 1873-1874); «Логика» (в двух томах, 1880-1883); «Система философии» (1889); «Очерк психологии» (1896); «Психология народов» (т. 1-10, 1900-1920) и др.

  11. Источник: Новейший философский словарь