Большая Советская энциклопедия

    (Müntzer, Münzer)

    Томас (около 1490, Штольберг, Гарц, — 27.5.1525, близ Мюльхаузена, Тюрингия), немецкий революционер, идеолог народного течения в Реформации (См. Реформация), один из главных вождей восставшего крестьянства и городского плебейства в Крестьянской войне 1524—26 (См. Крестьянская война 1524-26) в Германии. Принадлежал к образованнейшим людям своего времени. Первоначально считал себя сторонником М. Лютера, но, будучи (с 1520) проповедником в г. Цвиккау и выступая против францисканцев заодно с лютеранами, фактически вёл эту борьбу с иных позиций. В развёртывавшихся с начала 20-х гг. революционных событиях в Германии, в успехах там Реформации и в оживлении в это же время оппозиционного движения в Чехии М. видел симптом начинающегося общемирового социального и политического переворота, направленного на установление «царства божьего» на земле как строя социальной справедливости (такой переворот пропагандировался в то время членами ряда народных сект, особенно анабаптистами (См. Анабаптисты)). Посетив летом 1521 Чехию, М. опубликовал там «Пражский манифест», в котором изложил основные положения своего революционного учения и понимания Реформации. М. призывал трудовой народ горнорудных районов Чехии возродить революционные традиции таборитов (См. Табориты). Но в понимании сущности переворота он пошёл дальше таборитов, считая, что этот переворот не только начнётся действиями «ревнителей бога» (т. е. восставшим народом), но ими же будет завершён. В 1522 во время пребывания в г. Нордхаузен (в Гарце) и в 1523—24 — в Альштедте (Тюрингия) М. открыто порвал с Лютером и со всем лагерем умеренно бюргерской Реформации. Во время Крестьянской войны М. и его ученики (особенно из анабаптистов), хотя и немногочисленные, были вдохновителями наиболее решительных выступлений. Разъезжая по Средней и Юго-Западной Германии, М. повсюду распространял устно и в печатных памфлетах свои призывы к борьбе, которые привлекали массы крестьян и городской бедноты. В близких М. кругах в конце 1524 или в начале 1525 была составлена наиболее радикальная программа революционных действий — «Статейное письмо» (Artikelbrief). События самого героического этапа Крестьянской войны — восстания в Тюрингии (апрель — май 1525) — развернулись, по словам Ф. Энгельса, вокруг величественной фигуры М. и под его непосредственным руководством (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 356). Поселившись в конце февраля (или начале марта) 1525 в г. Мюльхаузен (Тюрингия), М. возглавил там революционную власть и пытался создать в Тюринго-Саксонском районе единый центр всей Крестьянской войны. Однако 15 мая отряд М. потерпел в битве у г. Франкенхаузен поражение от объединённых войск князей. М. был взят в плен и после мучительных пыток казнён.

    Религиозно-философское учение М. было направлено, как отмечал Энгельс, «... против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще» (там же, с. 370). Оно представляло собой разновидность Пантеизма и приближалось к атеизму. По существу пантеизм М. — социальное учение: все «творения» являются, по М., частями мирового целого и только в нём могут существовать, из чего следует, что индивиды не могут иметь особых интересов, отличных от интересов общества в целом. Реформация, по М., — преобразование мира на началах торжества общих интересов и революционного устранения злых «безбожников» (т. е. угнетателей трудового народа). Социально-политическую программу Мюнцера Энгельс характеризовал как близкую к коммунизму, как «гениальное предвосхищение» будущего, как программу «... немедленного установления царства божьего на земле...», под которым М., по словам Энгельса, «... понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти» (там же, с. 371). Этот далёкий идеал будущего был у М. весьма фантастичным. Но М. утверждал, что будущий строй наступит в результате революционной борьбы народных масс против их господ и угнетателей. Начало установления «общности имуществ» он связывал с устранением феодалов и переходом всех материальных благ в руки трудящихся путём уравнительного раздела земли и др. богатств между всеми тружениками. Т. о., социально-политическая программа М. призывала крестьянские и плебейские массы к борьбе за их самые насущные интересы, к антифеодальной революции.

    Соч.: Schriften und Briefe, [Gütersloh], 1968; Politische Schriften. Manifeste. Briefe, Lpz., 1970.

    Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Штекли А., Томас Мюнцер, М., 1961; Bensing М., Thomas Müntzer, Lpz., 1965; его же, Thomas Müntzer und der Thüringer Aufstand 1525, В., 1966: Steinmetz М., Das Müntzerbild von M. Luther bis F. Engels, B., 1971.

    М. М. Смирин.

    Т. Мюнцер.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  3. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  4. Философская энциклопедия

    МЮНЦЕР

    (Munzer) Томас (ок. 1490-1525) — протестантский теолог, идеолог народной реформации в Германии, предводитель крестьян и городской бедноты в Крестьянской войне (1524—1525). Приобрел известность как лютеранский священник в Цвиккау. Растущее сочувствие угнетенным крестьянам и городскому плебсу, ненависть к угнетателям — «развратителям мира», предавшим «Божественный порядок», привело его к разрыву с умеренной позицией М. Лютера и призыву к народной революции. Обоснование своих взглядов он находил в средневековых мистических доктринах, прежде всего в идеях Иоахима Флорского, предвещавшего наступление царства Духа, порвавшего с «игом» книжной учености, у И. Экхарта и И. Таулера, подчеркивавших деятельную природу христианина, в учении чешских таборитов о решающей роли «ревнителей дела Божьего» в свержении мирового зла.

    М. отвергает проповедуемый Лютером дуализм духовной и светской жизни: Евангелие должно стать законом не только религиозной, но и социально-политической жизни; христианин подчиняется только высшей Божественной воле и никогда не должен мириться с произволом и «безбожными» действиями светских правителей. Его долг — добиваться построения Царства Божия на земле и прежде всего превращения равенства людей перед Богом в равенство на земле.

    «Мертвой букве» церковного учения, исказившего Божественный разум, М. противопоставляет непосредственную «веру сердца», «обновленный разум», постигающий высшую Божественную мудрость. Ее фундамент не могут составить ни схоластические умствования, ни проповеди «фарисеев и епископов и книжников», а только «основа души», способная познать Бога таким, каков он есть. Для этого, по М., необходимо укрепление веры, обретаемой в процессе общения с Богом и противостоящей вере «книжной», «пергаментной». Такое общение означает сближение человеческой и Божественной веры, когда человек мыслит и действует в соответствии с Божественным предначертанием. Т.о., подчинение человеческого разума Божественной воле — не унижение разума, а напротив, его преобразование посредством «истинной веры». Приписывание человеческому разуму статуса божественного означает у М. отстаивание его суверенности и независимости от церковного, «безбожного» разума, раскрытие «совершенного разума» в человеке. Историческая заслуга М. состояла в том, что на языке профетической эсхатологической доктрины он страстно и талантливо выразил мироощущение «ремесленников и пахарей», открыто выступавших против феодального гнета.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Münzer), Томас (ок. 1490 - 27.V.1525) - нем. революционер, идеолог нар. течения в Реформации, предводитель восставших крестьян и гор. плебса в Крестьянской войне 1524-25. Род. в г. Штольберге (Гарц). Биография М. до 1517 окружена легендами. Известно, что М. принадлежал к образованнейшим людям своего времени и что, будучи проповедником и священником, еще до Лютера проявлял оппозиц. отношение к католич. церкви. Формально М. долгое время считал себя сторонником Лютера. Фактически он уже в 1520, проповедуя в г. Цвиккау и действуя против францисканцев заодно с лютеранами, показал, что ведет эту борьбу с иных позиций. Тогда же определилась и та обществ. среда, на к-рую М. опирался: масса гор. бедноты и широкие массы крестьянства, среди к-рых в обстановке нараставшего обществ. подъема уже не имела успеха сектантская идеология пассивного протеста и ожидания мистич. хилиастич. эры. Сами члены нар. сект, особенно анабаптисты, отходя от сектантской замкнутости, стали пропагандировать идеи Реформации в духе грядущего социального и политич. переворота, установления восставшим народом "царства божия" на земле. В многообразном характере развертывавшихся революц. событий М. видел симптом начинающегося переворота и считал, что дело идет к объединению всех разрозненных движений в общее нар. восстание, направленное против основ существующего социального и политич. строя. Наиболее близким своему революц. учению М. считал учение чеш. таборитов о том, что бог свершит свой суд над мировым злом через своих избранных, мечом "ревнителей дела бога". Оживление в нач. 20-х гг. 16 в. в Чехии оппозиц. настроений против Габсбургов и успехи реформац. движения М. также воспринимал как симптом начинающегося общемирового переворота и считал, что революц. традиции таборитов, возродившись в Чехии, распространятся на весь мир и прежде всего окажут влияние на Германию. Летом 1521 М. посетил Чехию, сначала - традиц. центр еретич. движения в Чехии г. Жатец, затем - молодой горный г. Яхимов, политич. движение в к-ром нарастало в тесном контакте с антикняж. движением в соседних р-нах горной пром-сти Саксонии. В Праге М. опубликовал (летом 1521) на чеш., лат. и нем. языках пламенный призыв, в к-ром изложил осн. положения своего революц. учения и понимания Реформации. Уже в этом "Пражском манифесте" М. пошел дальше таборитов в понимании сущности социально-политич. переворота, указав, что он не только начнется действиями "ревнителей бога", но ими же будет завершен.

    Определившийся в 1520-21 отход М. от умеренно-бюргерской реформации Лютера завершился и принял характер открытого разрыва во время пребывания М. в 1522 в г. Нордхаузен (Гарц), в 1523-24 - в Альштедте (Тюрингия). В переписке и в гл. произведениях М. этих лет революц. понимание характера и осн. задач Реформации получило свое яркое и законч. выражение; оно неотделимо от практич. революц. деятельности М. в эти годы в Тюрингии, в Ср. и Верх. Германии, где он и группировавшиеся вокруг него сторонники и ученики сделались важной организующей силой в подготовлявшихся и стихийно возникавших событиях Крест. войны. Во время Крест. войны М. и его ученики, хотя и немногочисленные количественно, являлись душой наиболее смелых выступлений (в гг. Вальдсхуте, Кенцингене). В кругах М. в конце 1524 или в нач. 1525 была составлена наиболее решит. программа революц. действий "Статейное письмо" ("Artikelbrief"). События самого героич. этапа Крест. войны - восстания в Тюрингии (апр. - май 1525) развернулись, по словам Ф. Энгельса, вокруг величеств. фигуры М. и под его непосредств. руководством. Поселившись в конце февраля (или начале марта) 1525 в г. Мюльхаузене (Тюрингия), М. возглавил там революц. власть и пытался создать в Тюринго-Саксонском р-не единый центр всей крест. войны. Однако 15 мая 1525 отряд М. в битве у г. Франкенхаузена потерпел поражение от объединенных княж. войск, М. был взят в плен и после мучит. пыток казнен.

    Революц. активность составляла суть религ.-филос. мировоззрения М. В произв. М. нет упоминаний о потустороннем, загробном мире. Божеств. и человеч., внутр. и внешнее, добро и зло, по М., - категории земной жизни, небесное - это не что иное, как земное, приведенное в идеальное совершенство. М. пантеистически отождествлял понятия "бог" и "мир". Бог, по М., это мир в целом, а божеств. воля состоит в том, что все "творения" должны действовать как части мирового целого, а не для себя. Учение М. не может быть отнесено к материалистическому: мировое целое выступает в концепции М. как сознающий себя субъект, требующий исполнения его воли, осуществления его цели. Все же религ.-филос. учение М. направлено было, как указывает Энгельс, "...против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще" ("Крестьянская война в Германии", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370). Определяя мировоззрение М. как пантеистическое, Энгельс писал: "...религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму..." (там же, с. 371). По существу мюнцеровский пантеизм - социальное учение: все "творения", являющиеся частями мирового целого, только в нем - целом - могут существовать. Практически это означало, что индивиды не могут иметь особых интересов и воли, отличных от интересов общества в целом. Реформация, по М., - преобразование мира на началах торжества общих интересов, революц. устранение злых. Повторяя лютеровскую формулу "оправдание верой", М. под верой понимал активные действия в интересах народа и борьбу с "безбожниками", т. е. угнетателями трудового народа. В этом смысле М. утверждал, что только трудовой народ - "ремесленники и пахари" - способны понимать цель бога, потому что их интересы совпадают с интересами общества. С религ.-филос. идеями М. тесно связаны его социально-политич. взгляды. Исходя из необходимости торжества в мире общих интересов, М. высказывался за общность имущества, понимая под этим не аскетич. отказ от мирских благ в духе сектантской идеологии, бегство от греховного мира и уход в замкнутую секту, а основу для преобразования обществ. строя. Идеальное общество будущего, согласно учению М., - общество, в к-ром все будет общим. Этот далекий идеал будущего представлялся М. весьма фантастичным. Но М. считал, что переход к идеальному строю требует такого повышения духовного уровня нар. масс, к-рое невозможно при наст. его угнетенном состоянии. М. решительно утверждал, что будущий строй наступит в результате борьбы нар. масс против господ и угнетателей. Устранение феодалов и переход всех материальных благ в руки трудящихся путем уравнительного раздела М. считал началом "общности имуществ". Зло частной собственности М. видел в собственности господ и богачей, к-рая лишает простых бедных людей возможности пользоваться благами природы. Борьбу же крестьян против феодалов за собственность М. считал справедливой и необходимой. Далекий идеал будущего стимулировал М. бороться за насущные нужды крест. и плебейских масс, за раздел земель и богатств между всеми тружениками, за свободное пользование общинными угодьями. М. выступал перед крестьянами не как фантастич. мечтатель, а как революц. предводитель. В политич. взглядах М. различаются далекий идеал будущего строя и непосредств. очередные задачи. Политич. программу Мюнцера Энгельс характеризовал как "близкую к коммунизму", как "...гениальное предвосхищение условий освобождения едва начинавших тогда развиваться среди этих плебеев пролетарских элементов...", как программу "...немедленного установления царства божьего на земле... Под царством божьим Мюнцер, - по словам Энгельса, - понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти" (там же, с. 371). При этом М. утверждал, что переход к новому обществ. строю начнется с перехода власти в руки трудящегося народа и явится результатом борьбы нар. масс против их эксплуататоров и угнетателей. В письмах и речах М. неоднократно повторяется формула: "Власть должна быть отдана простому народу". В проповеди перед сакс. герцогами М. заявил, что власть лишь тогда может считаться законной, когда она осуществляется от имени нар. масс и в их интересах.

    Данная в наст. статье трактовка учения М. и его роли в событиях Крестьянской войны подробно изложена и аргументирована в монографии автора статьи ("Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война", 2 изд., М., 1955). Та же концепция, восходящая к классич. работе Ф. Энгельса "Крестьянская война в Германии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7), является отправным пунктом исследований всех историков-марксистов - A. Штекли (Томас Мюнцер, М., 1961), М. Штейнмеца (М. Steinmetz, Zur Entstehung der Münzer-Legende, в кн.: Beiträge zum neuen Geschichtsbild, В., 1957, и в кн.: Deutschland von 1476 bis 1648, В., 1965), А. Мёйзеля (A. Meusel, Thomas Münzer und seine Zeit, В., 1952), M. Бензинга (M. Bensing, Thomas Müntzer und Nordhausen (Harz.). 1522, "ZG", 1962, H. 5; Thomas Müntzer, Lpz., 1965), В. Гусы (V. Husa, Thomás Müntzer a Cechy, (Praha), 1957). Оценка М. нем. бурж. историками 19 - нач. 20 вв. (Л. Ранке, Н. Э. Йёрг, И. Янсен, К. Лампрехт, Э. Готейн, В. Штольце и др.) связана с их характеристикой социальной борьбы в Германии эпохи Реформации (см. раздел Историография в ст. Крестьянская война 1524-25 в Германии). Среди реакц. нем. историков кон. 19 - нач. 20 вв. появилось направление, к-рое в ряде работ о Мюльхаузене и Тюрингенском восстании (О. Merx, Th. Münzer und H. Pfeiffer (1523-1525), Gött., 1889; R. Jordan, Zur Schlacht bei Frankenhausen, Mühlhausen, 1904; R. Bemman, Thomas Münzer, Mühlhausen in Thüringen und der Bauernkrieg, Lpz., 1920) стремилось опровергнуть мнение о значит. влиянии и организующей роли М. в Крест. войне. В годы господства в Германии фашизма нем. историк Гюнтер Франц объявил М. фантастом, вовсе отрицал причастность его к решающим событиям Крест. войны. Демократич. направление в трактовке Крест. войны и роли М., ведущее свое начало от Циммерманна В. (1807-78) ("История крест. войны в Германии", пер. с нем., т. 1-2, М., 1937), видит в М. последоват. деятеля Реформации, распространившего провозглашенный ею лозунг свободы на гос-во и на обществ. отношения, превратив принципы религ. реформы в принцип политич. и социальной демократии. Это направление получило дальнейшее развитие у представителей передовой обществ. мысли России 19 в. (А. И. Герцен, Соч., т. 14, 15, 19, 21; М. Н. Петров, Т. Мюнцер, в кн.: Очерки всеобщей истории, X., 1868; А. К. Шеллер-Михайлов, Революционный анабаптизм, Соч., т. 15, СПБ, 1895) и в последующем в работах историков-марксистов.

    Соч.: Thomas Münzer. Sein Leben und seine Schriften, hrsg. von O. S. Brandt, Jena, (1933); Thomas Münzers Briefwechsel, hrsg. von H. Böhmer und P. Kirn, Lpz.-В., 1931; Politische Schriften, hrsg. von C. Hinrichs, Halle, 1950.

    Лит. (кроме указ. в ст.): Каутский К., Предшественники новейшего социализма, т. 2, М., 1919; Seidemann J. К., Thomas Münzer, Dresd.-Lpz., 1842; Walter L. G., Thomas Münzer (1489-1525) et les luttes sociales а l'époque de la réforme, P., 1927; Sommer E., Die Sendung Thomas Münzers..., В., 1948; Hinrichs K., Luther und Münzer, В., 1952; Rlanzola M., Thomas Münzer ou la Guerre des paysans, (P.), 1958; Bloch E., Thomas Münzer als Theologe der Revolution, В., 1960.

    M. M. Смирин. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия