Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Эдуард Францевич) — капельмейстер и композитор; род. 12 августа 1839 г. в Богемии, близ Кениггреца; учился музыке у Пугонного; уже 13-ти лет играл в Праге в воскресные дни на органе и обладал хорошими знаниями в цифрованном басе и гармонии. Со смертью отца лишившись всяких средств к жизни, Н. должен был покинуть реальное училище, не кончив курса. Средства к существованию ему давала музыка. Он занимался у Блажека и Питча в органной школе, у Майделя — в фортепьянном институте, где вскоре занял место преподавателя. Оркестровку и вообще капельмейстерское дело Н. изучил под руководством Кителя. Чтение партитур было любимым занятием Н., в котором он достиг редкого совершенства. В 1861 г., получив место капельмейстера у князя Юсупова, Н. приехал в Петербург; с тех пор Россия стала второй родиною Н. В сезон 1862—63 гг., по инициативе К. Н. Лядова, Н. был приглашен в русскую оперу помощником капельмейстера и органистом. В 1867 г. Н. был назначен вторым капельмейстером и весьма часто заменял Лядова, а по уходе последнего стал во главе русской оперы. При нем точное и безукоризненное по ансамблю исполнение вошло в обычай; организация оркестра и хора поднялась на значительную высоту. Большое участие принимал Н. и в материальном обеспечении служащих. Он продирижировал свыше 3000 оперных представлений и был проводником почти всех новых русских опер, появившихся на русской оперной сцене. Им в первый раз поставлены оперы Кашперова, Кюи, Монюшко, Серова ("Вражья сила"), Даргомыжского ("Каменный гость"), Римского-Корсакова, Сантиса, Мусоргского, Чайковского, Рубинштейна, Фаминцына, Гроссмана, Кюнера, Соловьева и др. В 1869—81 гг. он нес, сверх того, обязанности капельмейстера симфонических собраний Императорского русского музыкального общества. Одно время он был председателем дирекции петербургского отделения Императорского русского музыкального общества; теперь он состоит членом главной дирекции того же общества и почетным его членом. Композицией Н. начал заниматься еще в бытность в Праге, где написал несколько фуг, мужских хоров, фортепьянных вещей, увертюру для оркестра на чешские народные песни, сонату для скрипки с фортепьяно и симфонию. В 1868 г. с большим успехом поставлена в Петербурге его опера "Нижегородцы", в 1886 г. — "Гарольд", в 1895 г. — "Дубровский". Им написаны, сверх того, два струнных квартета, один фортепьянный, трио для фортепьяно со струнными, большое количество романсов и фортепьянных пьес, четыре симфонии, симфонический концерт для фортепьяно, народные танцы для оркестра, сюита для оркестра, симфоническая поэма "Восток", музыка к "Дон Жуану" и проч. Последние две оперы Н. были поставлены также в Праге и Москве.

    См. В. Ф., "Э. Ф. Направник" (СПб., 1888); "Очерк" (издание журнала "Баян", 1888), а также статьи во "Всемирной Иллюстрации" (1875), "Ниве" (1876) и "Музыкальном Свете" (1877).

    Н. Соловьев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Эдуард Францевич [12(24).8.1839, Бейшт, Богемия, — 10(23).11.1916, Петроград], русский дирижёр, композитор, музыкальный деятель. По национальности чех. В 1861 поселился в Петербурге, работал капельмейстером оркестра князя Н. Б. Юсупова. С 1863 помощник капельмейстера и органист, с 1867 второй, с 1869 первый капельмейстер Мариинского театра; более полувека руководил крупнейшим русским оперным театром. Н. поднял исполнительский уровень коллектива до высокого мастерства. Поставил много спектаклей, в том числе оперы П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А. Н. Серова. Выступал также как симфонический дирижёр (в 1869—81 руководил концертами Русского музыкального общества). Композиторская деятельность Н. менее значительна и оригинальна. В репертуаре современных театров сохранилась лишь опера «Дубровский» (по Пушкину, 1895). Зрелые произведения обнаруживают близость к русской школе, прежде всего к Чайковскому. Н. принадлежат оперы «Ннжегородцы» (1868), «Гарольд» (1885), оркестровые, хоровые произведения, камерные и инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, романсы и др.

    Лит.: Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма, вступ. ст. Л. М. Кутателадзе, Л., 1959.

    Т. Н. Ливанова.

    Э. Ф. Направник.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    НАПРАВНИК Эдуард Францевич (1839 - 1916), дирижер, композитор. По происхождению чех. С 1861 в России, с 1863 в Мариинском театре. Впервые поставил многие русские оперы, в том числе П.И. Чайковского, а также тетралогию "Кольцо нибелунга" Р. Вагнера. Лирико-драматическая опера "Дубровский" (1894) и др.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Українсько-російський політехнічний словник

    техн. напра́вщик(специальность)

  9. Источник: Українсько-російський політехнічний словник