Большая Советская энциклопедия

    разновидность донаучного социализма, представители которого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.

    Впервые термин «Ф. с.» был употреблен К. Марксом н Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии». Они относили к его представителям часть французских легитимистов (Ж. Вильнёв-Баржемон, Ш. Монталамбер и др.) и «Молодую Англию» (См. Молодая Англия), в которую входили аристократические тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизраэли. Историко-философская концепция Ф. с. была разработана Т. Карлейлем (См. Карлейль). Теоретическими источниками явились философия католицизма, схоластический реализм, мистика Э. Сведенборга, реакционный романтизм 18 – начала 19 вв. (Э. Бёрк, Р. Саути, С. Колридж, Л. Бональд, Ж. Де Местр), традиционализм исторической школы права и др. учения, которые представители Ф. с. использовали преимущественно для провиденциалистско-телеологического (см. Провиденциализм) обоснования своих социально-политических построений. Формирование Ф. с. произошло после Революции 1830 во Франции и парламентской реформы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об общности интересов классов, противостоявших буржуазии справа и слева, своеобразном антикапиталистическом фронте феодалов и трудящихся.

    Ф. с. представлял исторический процесс как осуществление замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача которых охранять проверенные веками устои общества, не допуская развития в нём «искусственных» элементов. С точки зрения Ф. с., установление политического господства промышленной буржуазии привело к распаду традиционных общественных связей, к возникновению хаотической массы преследующих эгоистические цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением промышленной цивилизации с феодально-патриархальными принципами общественного бытия, отвечающими извечной «человеческой природе»: иерархия, развитие патерналистско-патриархальных связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политических установлений и лиц, в которых они воплощены (монархи, герои, земельные магнаты и «капитаны промышленности», как назвал их Карлейль). Программа Ф. с., отразившая интересы и чаяния обуржуазившейся земельной аристократии, в действительности не затрагивала основ капитализма, затрудняя развитие активности народных масс. К Ф. с. тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением промышленного капитализма (городское мещанство, чиновничье-бюрократические элементы, часть интеллигенции).

    К. Маркс и Ф. Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феодальными социалистами антигуманистических сторон капиталистической цивилизации, в целом характеризовали Ф. с. как ведущее направление реакционного социализма 30–40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф. с., разновидностью которого является Христианский социализм, получил распространение в Испании, Австрии, Венгрии, России (см. Славянофилы).

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Кан С. Б., История социалистических идей, 2 изд., М., 1967.

    И. Н. Неманов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ - форма социализма 30-40-х гг. 19 в., критика капитализма, сопровождавшаяся идеализацией феодально-патриархальных отношений (Т. Карлейль и др.).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ

    разновидность до-науч. социализма, представители которого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феод.патриархальным отношениям.

    Впервые термин «Ф. с.» был употреблён К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистич. партии». Они относили к его представителям часть франц. легитимистов (X. Вильнёв-Баржемон, Ш. Монталамбер и др.) и «Молодую Англию», в которую входили аристокра-тич. тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизразли. Историко-филос. концепция Ф. с. была разработана Карлейлем. Теоретич. источниками явились философия католицизма, мистика Сведенборга, реакц. романтизм 18 — нач. 19 вв. (Э. Вёрк, Р. Саути, С. Колридж, Л. Бональд, Ж. де Местр), традиционализм историч. школы права и др. учения, которые представители Ф. с. использовали преим. для провиденциалистско-телеологич. (см. Провиденциализм и Телеология) обоснования своих социально-политич. построений. Формирование Ф. с. произошло после Революции1830 во Франции и парламентской реформы1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об общности интересов классов, противостоящих буржуазии справа и слева, своеобразном антикапиталистич. фронте феодалов и трудящихся.

    Ф. с. изображал историч. прогресс как осуществление замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача которых охранять проверенные веками и отвечающие извечной «человеч. природе» устои общества, не допуская их обновления. Ст. зр. Ф. с. установление политич. господства пром. буржуазии привело к распаду традиционных обществ. связей, к возникновению хаотич. массы преследующих эгоистич. цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением пром. цивилизации с феод.патриархальными принципами обществ. бытия: иерархич. развитие патерналистскопатриархальных связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политич. установлений и лиц, в которых они воплощены (монархи, герои, зем. магнаты и «капитаны промышленности», как называл их Карлейль). К программе Ф. с., отразившей интересы и чаяния обуржуазившейся земельной аристократии, тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением промышленного капитализма (гор. мещанство, чиновничье-бюрократич. элементы, часть интеллигенции).

    Маркс и Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феод. социалистами антигудганистич. сторон капиталистич. цивилизации, в целом характеризовали Ф. с. как ведущее направление реакц. социализма 30—40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф. с., разновидностью которого является христианский социализм, получил распространение в Испании, Австрии, Венгрии, России (см. Славянофилы).

    Кан С. Б., История социалистич. идей,?., 19672.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    феода́льный социали́зм

    форма социализма 30—40-х гг. XIX в., критика капитализма, сопровождавшаяся идеализацией феодально-патриархальных отношений (Т. Карлейль и др.).

    * * *

    ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ

    ФЕОДА́ЛЬНЫЙ СОЦИАЛИ́ЗМ, форма социализма(см. СОЦИАЛИЗМ) 30—40-х гг. 19 в., критика капитализма(см. КАПИТАЛИЗМ), сопровождавшаяся идеализацией феодально-патриархальных отношений (Т. Карлейль(см. КАРЛЕЙЛЬ Томас) и др.).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ
    ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ - форма социализма 30-40-х гг. 19 в., критика капитализма, сопровождавшаяся идеализацией феодально-патриархальных отношений (Т. Карлейль и др.).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: