духовой музыкальный инструмент, изобретенный в 1827 г. в Лондоне Чарльзом Витстоном (см.). По своей наружности К. напоминает шестиугольную гармонику. Вместо клавиш с обеих сторон инструмента расположены кнопки, на двух деках, четырьмя параллельными рядами. Те ноты, которые пишутся на нотных линиях, исполняются на нижней деке, левой рукой, те, которые пишутся в промежутках между линиями — на верхней деке правой рукой. Звуки происходят от металлических язычков, называемых вибраторами и приводимых в колебание напором воздуха. В дешевых инструментах вибраторы бывают медные, в дорогих — стальные. Игра на К. производится, как и на гармонике, посредством мехов. К. имеет полную хроматическую гамму. Объем — 31/2октавы (от малого G до четырехчертного С), но есть также К. в 4 октавы и более. Звуки К. не отличаются силой и полнотой, но чрезвычайно нежны и певучи; в особенности хорошо pianissimo. К. бывают разных величин и тембров: скрипичного, альтового, виолончельного и контрабасового. Соединение разнородных К. составляет своеобразный духовой оркестр. К. распространено, главным образом, в Англии, где употребляется в народных школах для преподавания пения, в церкви — вместо органа, в струнном оркестре заменяет духовые инструменты. В Англии существует для К. довольно богатая литература. В 70-х годах К. появилось в Петербурге, на высших педагогических женских курсах, в классах хорового пения, по инициативе профессора консерватории Маренича. В начале 80-х годов в Петербурге организовался любительский "кружок концертинистов", с бесплатной школой для преподавания игры на К. Первый опыт концертинного оркестра сделан в 1889 г. концертинистом Пирожниковым в виленском еврейском учительском институте. Подробные сведения о К. изложены Пирожниковым в его брошюре: "La portée du cöncertino pour la propagation de la musique".
П — в.
(итал. concertino, буквально — маленький концерт)
1) сочинение для солиста с сопровождением оркестра, предназначенное для концертного исполнения. От Концерта отличается меньшими масштабами (за счёт краткости каждой из частей цикла или одночастности, одночастное К. нередко носит название концертштюк) или применением оркестра малого состава, например струнного.
2) Группа солирующих (концертирующих) инструментов в Кончерто гроссо и концертной симфонии (См. Симфония).3) Пневматический музыкальный инструмент — Гармонь с хроматическим звукорядом без готовых аккордов. Изобретён в 1-й четверти 19 в. (патент Ч. Уитстона, Лондон, 1829). Существует 6 разновидностей К. — от пикколо до контрабаса. Размер самого распространённого вида — К.-прима — 150—180 мм. Корпус К. обычно шести- или восьмигранный. Диапазон 2—4 октавы. Применяется как сольный и оркестровый инструмент. К. наиболее распространён в Англии.
КОНЦЕРТИ́НО, нескл., ср. (спец.). Виртуозное музыкальное произведение типа концерта (во 2 знач.), но меньшее по объёму и менее сложное.
нескл., ср.
1.
Музыкальный инструмент, имеющий вид шестигранной гармоники.
2.
Музыкальное произведение типа концерта (во 2 знач.), но менее сложное и меньшего размера.
[итал. concertino]
КОНЦЕРТИ́НО, нескл., муж. и ср. (итал. concertino) (муз.). Гармоника шестигранной формы.
I
нескл. ср.Язычковый музыкальный инструмент, напоминающий гармонику.
II
нескл. ср.Небольшое и несложное музыкальное произведение (обычно состоящее из одной части), написанное для солирующих инструментов с оркестром.
ср. (шестигранная гармоника) concertina;
concertino;
squeeze-box, squiffer сл.
с. нескл. муз.
concertina f
КОНЦЕРТИ́НО неизм.; ср. [итал. concertino]
1. Музыкальный инструмент, имеющий вид шестигранной гармоники.
2. Музыкальное произведение типа концерта (2 зн.), но менее сложное и меньшего размера.
(итал. concertino, букв. - маленький концерт).
1) Соч. для солиста с сопр. оркестра, предназначенное для конц. исполнения. От концерта отличается меньшими масштабами (за счёт краткости каждой из частей цикла; одночастное К. аналогично концертштюку) или применением оркестра малого состава, напр. струнного. Иногда название "К." даётся и соч., в к-рых нет единой сольной партии (К. для струн. квартета И. Ф. Стравинского, 1920).
2) Группа солирующих (концертирующих) инструментов в Concerto grosso и концертной симфонии.