Большая Советская энциклопедия

    самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем С. — средство самовоспитания (См. Самовоспитание), поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под С. понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма С. — изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. С. предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей; консультации специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение музеев, выставок, галерей; различные виды практической деятельности — опыты, эксперименты, моделирование и т. п.

    С. получило широкое распространение в эпоху капитализма главным образом среди трудящихся, ограниченных в возможностях культурного роста, и имело целью получение квалификации или повышение образовательного уровня для практического применения и улучшения условий жизни, что, конечно, не исключало личных склонностей к той или иной области С.

    В дореволюционной России С. было важной формой приобретения знаний рабочими и крестьянами, поскольку социальное и национальное угнетение, а также существовавшая система народного просвещения допускали возможность приобретения знаний большинством народа лишь в объёме начальной школы. Стремление трудящихся к образованию, во многом стимулировавшееся техническим прогрессом, получило с 60-х гг. 19 в. активную поддержку передовой интеллигенции. Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали С. трудящихся: создавали Народные библиотеки, читальни, Народные дома. В 1863—64 в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование»; в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для С.», проводила письменные консультации; облегчённые программы для широкого круга занимающихся С. выпускал Отдел для содействия С. в Петербурге (с 1894). Значительную роль в С. играли различные общественные курсы и университеты для народа (см., например, Шанявского университет). Однако широкого размаха в то время С. достигнуть не могло, так как этого не допускал господствовавший в России социальный строй.

    Особое место занимало политическое С. передовых рабочих, принявшее в конце 19 в. более высокую сравнительно с индивидуальными занятиями форму кружков, в которых изучались основы марксизма, актуальные политические и экономические вопросы. Кружками, как правило, руководили подготовленные революционные пропагандисты, главным образом социал-демократы. Во многих случаях для политического С. использовались занятия рабочих в воскресных школах. Со времени создания В. И. Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» кружки служили постоянным источником пополнения рядов РСДРП пролетариями, достигавшими значительного уровня политической сознательности и общеобразовательных знаний.

    После Октябрьской революции 1917 С. стало одним из важных путей осуществления культурной революции и получило всестороннюю поддержку Коммунистической партии, государства и массовых общественных организаций (профсоюзы, комсомол, добровольные общества, творческие союзы и т. п.). Принципиально новыми, характерными для социалистического общества чертами С. являются: сближение общественных и личных интересов в направлении и целях С., обеспечивающее его связь с жизнью, социально-экономическими, политическими и культурными задачами, стоящими перед обществом; направленность на всестороннее развитие личности, раскрытие способностей человека, реализацию его духовных интересов. Это обусловливает существование двух видов С.: непосредственно общественно полезного и опосредованного специфически личными интересами; практически оба вида С., как правило, находятся в единстве. Система С. изменяется и совершенствуется, отражая прогресс экономики, науки и культуры, рост уровня образования и необходимость непрерывного пополнения знаний. В 20-е — начале 30-х гг. в связи с острым недостатком педагогических кадров значительное распространение получили рабфаки и университеты «на дому».

    В развитом социалистическом обществе С. направлено главным образом на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных в учебных заведениях, где учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы, необходимыми для С. Ведущими в системе С. становятся различные формы политического самообразования и организованной добровольной учёбы в народных университетах (См. Народные университеты), на различных курсах, в научных кружках, обществах и пр. Повышению организованности и систематичности С. способствует деятельность организаций общества «Знание», разнообразных лекториев (особенно комсомольско-молодёжных), сеть массовых библиотек, многочисленные научно-популярные, научные и специальные издания в помощь С., а также Радиовещание и Телевидение.

    Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. Статьи и речи, М., 1968; Крупская Н. К., О самообразовании. Сборник, М., 1960; Рубакин Н. Д., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Ковынев Н., Работа с книгой, М., 1961.

    Г. В. Антонов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. самообразова́ние;
    2. самообразова́ния;
    3. самообразова́ния;
    4. самообразова́ний;
    5. самообразова́нию;
    6. самообразова́ниям;
    7. самообразова́ние;
    8. самообразова́ния;
    9. самообразова́нием;
    10. самообразова́ниями;
    11. самообразова́нии;
    12. самообразова́ниях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    САМООБРАЗОВА́НИЕ, -я, ср. Приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.

    | прил. самообразовательный, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    Приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

    Политическое самообразование.

    Масанов особенно усиленно занимался самообразованием, знакомился с классической литературой и критикой. Телешов, Записки писателя.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    САМООБРАЗОВА́НИЕ, самообразования, мн. нет, ср. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи обучающего лица. Овладеть иностранными языками путем самообразования.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебного заведения, без помощи преподавателя.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. self-educationс. self-education.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    самообразование с Selbstbildung f; Selbstunterricht m 1 (самообучение)

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Selbstbildung f; Selbstunterricht m(самообучение)

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    autodidaxie f

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    autoeducación f, autodidáctica f, autodidaxia f; autoformación f

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    autodidattica f

    заниматься самообразованием — studiare da autodidatta; istruirsi da sé

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Энциклопедический словарь

    САМООБРАЗОВА́НИЕ -я; ср. Приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Политическое, экономическое с. Заниматься самообразованием.

    Самообразова́тельный, -ая, -ое. С-ые занятия. С. кружок.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Энциклопедия социологии

    - англ. self-education/instruction; нем. Selbstbildung/Bildung, autodidaktische. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебных заведений, без помощи обучающего лица.

  27. Источник: Энциклопедия социологии



  28. Толковый словарь по социологии

    - англ. self-education/instruction; нем. Selbstbildung/Bildung, autodidaktische. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебных заведений, без помощи обучающего лица.

  29. Источник: Толковый словарь по социологии