Большая Советская энциклопедия

    Миллер (Miller) Артур (р. 17.10.1915, Нью-Йорк), американский драматург. Родился в семье мелкого еврейского предпринимателя. Окончил Мичиганский университет (1938). Пьеса «Человек, которому так везло» (1944) и роман «Фокус» (1945) определили круг художнических интересов М.: нравственное достоинство рядового человека, поведение и психологию личности в общественной среде. Пьеса «Все мои сыновья» (1947, рус. пер. 1948) изображает распад семьи промышленника, наживавшегося на войне. Трагедия «Смерть коммивояжёра» (1949; Пулицеровская премия; рус. пер. 1956) вскрывает несостоятельность иллюзий пресловутого «успеха». На материале событий 17 в., служащих аллегорией маккартизма и современной «охоты на ведьм», построена историческая хроника «Тяжкое испытание» (1953). Отщепенец и доносчик выведен в драме «Вид с моста» (1955, рус. пер. 1957). Известная склонность к метафизической трактовке характеров и этических категорий проистекает из попытки возвести повседневное в трагедийный план (пьеса «Воспоминание о двух понедельниках», 1955, рус. пер. 1958; сценарий фильма и одноименная повесть «Неприкаянные», 1961, рус. пер. 1961). В драме «После грехопадения» (1964) и антинацистской пьесе «Это случилось в Виши» (1965, рус. пер. 1965), написанных в традициях интеллектуальной драмы, мысль об ответственности человека за всё зло в мире приобретает экзистенциалистский оттенок. Напряжённостью психологического и этического конфликта характеризуется пьеса «Цена» (1967, рус. пер. 1968). Ироническая коллизия между имманентной греховностью человека и поисками нравственного абсолюта лежит в основе комедии «Сотворение мира и другие дела» (1972). В 1965—71 президент Пен-клуба. Многие пьесы М. входят в репертуар советских театров.

    Соч.: Collected plays, N. Y., 1957; в рус. пер. — Пьесы, М., 1960.

    Лит.: Современная зарубежная драма, М., 1962; Злобин Г., Современная драматургия США, М., 1965; Левидова И. М., Артур Миллер. Биобиблнографический указатель, М.,1961; A. Miller. Acollection of critical essays, Ed. by R. W. Corrigan, Englewood Cliffs (N. J.), 1969; NeIson В., A. Miller..., N. Y., 1970.

    Г. П. Злобин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Miller, Arthur)

    АРТУР МИЛЛЕР

    АРТУР МИЛЛЕР

    (р. 1915), американский драматург. Родился 17 октября 1915 в Нью-Йорке. Драматическое искусство изучал в Мичиганском университете, окончил курс в 1938. Среди его ранних произведений интересен роман об антисемитизме Фокус (Focus, 1945). После принесшей Миллеру успех пьесы Все мои сыновья (All My Sons, 1947) он полностью посвящает себя театру, впрочем, успевая писать также киносценарии, телепьесы, эссе, путевые заметки. В 1987 Миллер опубликовал пространные мемуары Извивы времени (Timebends). В них он подробно говорит о связи своих пьес с личной биографией и историей страны и предстает в книге глашатаем поколения (в 1956 Комитет по антиамериканской деятельности осудил драматурга за отказ назвать имена коллег, сочувствующих коммунистам, - это время "охоты за ведьмами" Миллер косвенно отразил в Суровом испытании - The Crucible, 1953, явно антимаккартистской пьесе о судебных процессах над "ведьмами" в Салеме в 1692). Постановка пьесы Разбитое зеркало (Broken Glass) на Бродвее в 1994 - через 47 лет после премьеры Всех моих сыновей - свидетельствовала о творческом долголетии Миллера. В пьесах Миллера (в них сильно влияние драматургии Г.Ибсена) прошлое непременно определяет настоящее. Страдающие комплексом вины отцы, сыновья и братья-соперники должны понести наказание за предательство по отношению к себе и другим. Этот закон начинает действовать с Джо Келлера, отца семейства из пьесы Все мои сыновья, который продал заведомо негодные детали для военных самолетов и подставил своего партнера. Вилли Ломен из Смерти коммивояжера (Death of a Salesman, 1949), самый известный из "виновных" отцов, кончает с собой, как и Джо Келлер, и тем самым как бы разрывает порочный круг, не желая быть плохим примером для сыновей. Портовый грузчик Эдди Карбоне из пьесы Вид с моста (A View from the Bridge, 1955) убивает себя, поняв, что предал возлюбленного племянницы, нелегала, из-за замешанной на инцесте ревности. Хотя Миллера часто объявляют реалистом, в Смерти коммивояжера, а позже в пьесе После грехопадения (After the Fall, 1964), основу которой составили отношения драматурга с его женой Мэрилин Монро, он ломает реалистическую традицию, создавая зыбкую реальность, в которой пересекаются прошлое и настоящее.

    ЛИТЕРАТУРА

    Миллер А. Пьесы. М., 1960 Бернацкая В.И. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980. М., 1993

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ми́ллер Артур

    (Miller) (р. 1915), американский драматург. Семейные драмы с социальным звучанием («Смерть коммивояжёра», 1949) о гибельности безоглядной веры в материальный успех. Экзистенциалистски окрашенные «драмы идей» о соотношении личной и коллективной ответственности за зло мира («Это случилось в Виши», 1965). В комедии «Сотворение мира и другие дела» (1972) ироническая коллизия между греховностью человека и поисками нравственного абсолюта. Пьесы «Потолок архиепископа» (1976), «Американский хронограф» (1980). В автобиографии «Сдвижение времени. Одна жизнь» (1987) социальный скептицизм, отказ от любой «политической философии» сочетаются с приверженностью к исконным американским ценностям. В 1965—71 президент Пен-клуба.

    * * *

    МИЛЛЕР Артур

    МИ́ЛЛЕР (Miller) Артур (1915—2005), американский драматург. Семейные драмы с социальным звучанием («Смерть коммивояжера», 1949) о гибельности безоглядной веры в материальный успех. Экзистенциалистски окрашенные «драмы идей» о соотношении личной и коллективной ответственности за зло мира («Это случилось в Виши», 1965). В комедии «Сотворение мира и другие дела» (1972) ироническая коллизия между греховностью человека и поисками нравственного абсолюта. Пьесы «Потолок архиепископа» (1976), «Американский хронограф» (1980). В автобиографии «Сдвижение времени. Одна жизнь» (1987) социальный скептицизм, отказ от любой «политической философии» сочетаются с приверженностью к исконным американским ценностям. В 1965—71 президент Пен-клуба(см. ПЕН-КЛУБ).

  5. Источник: Энциклопедический словарь