Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Иоганн Rehmke, родился в 1848 г.) — немецкий философ, профессор грейфсвальдского университета. Не считая себя настоящим представителем имманентной философии, т. е. философии непосредственного данного, он, однако, стоит на точке зрения монизма в теории познания. Душа, по его учению, вполне нематериальна, она — чистое сознание; ее нельзя противопоставить материи, как другому виду действительности, существующему самостоятельно, ибо материи можно противопоставлять только материю. Без внешнего и внутреннего мира ее нельзя мыслить, так как бытие ее обусловлено тем, что она обладает миром. В своей книге: "Lehrbuch der allgemeinen Psychologie" (Гамб., 1894), которая должна была служить "общим руководством для частных психологических исследований", Р. старается дать философскую психологию и разобрать общие вопросы, поставленные жизнью души. Он является решительным противником параллелизма Спинозы, принимая существование взаимодействия между душой и телом. Главные его труды: "Philosophie des Weltschmerzes" (1876); "Die Welt als Wahrnehmung und B e griff" (Берл., 1880); "Der Pessimismus und die Sittenlehre" (Лпц., 1882); "Physiologie und Kantianismus" (Эйзенах, 1883); "Unsere Gewissheit von der Aussenwelt" (Гейльбронн, 1894); "Grundriss der Geschichte der Philosophie" (Берл., 1896; русский перевод, СПб., 1898); "Zur Lehre vom Gem ü ht" (Берл., 1897); "Aussenwelt, Innenwelt, Leib und Seele" (Грейфсвальд, 1898). Ср. H. Lachelier, "La psychologie g énérale d'après Rehmke" ("Revue philosophique", 1896); F. Marschner, "Grundfragen der Aesthetik im Lichte der immanenten Philosophie" ("Zeitschrift fü r immanente Philosophie", IV, стр. 1—56); Ибервег-Гейнце, "История новой философии" (СПб., 1899).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Rehmke)

    Йоханнес (1.2.1848, Эльмсхорн, — 23.12.1930, Марбург), немецкий философ-идеалист, представитель так называемой имманентной философии. Профессор в Грейфсвальде (1885—1921). Критикуя материализм, наивный реализм и философию И. Канта за допущение «вещи в себе» (См. Вещь в себе), Р. считал, что познаваемое, действительность непосредственно даны сознанию, имманентны ему (см. «О достоверности внешнего мира для нас», в сборнике «Новые идеи в философии», в. 6, СПБ, 1913, с. 81). С этой позиции Р. отвергал противопоставление субъекта и объекта, характерное, по его мнению, для всей предшествующей философии. Философия, понимаемая Р. как основная наука, исходит из признания логического примата всеобщего над единичным. В этике Р. нравственность понимается как самоотверженная любовь к другим людям. Философия Р. была подвергнута критике В. И. Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме». Последователи Р. создали в 1919 общество его имени, издававшее журнал «Grundwissenschaft» (1919—37).

    Соч.: Das Bewusstsein, Hdlb., 1910; Lehrbuch der allgemeinen Psychologie, 3 Aufl., Lpz., 1926; Philosophie als Grundwissenschaft, 2 Aufl., Lpz., 1929; Logik der Philosophie als Wissenslehre, 2 Aufl., Lpz., 1923; Grundlegung der Ethik als Wissenschaft, Lpz., 1925; Grundriss der Geschichte der Philosophie, 5 Aufl., Fr./M. — Bonn, 1965; в рус. пер. — Душа человека, СПБ, 1906.

    Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960, с. 136—42; Troberg G., Kritik der Grundwissenschaft J. Rehmkes, Münch., 1941.

    А. П. Огурцов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    РЕМКЕ

    (Rehmke) Йоханнес (1.2.1848, Эльмсхорн,— 23.12.1930, Марбург), нем. философ-идеалист, представитель имманентной философии. Критикуя материализм, наивный реализм и философию Канта за допущение «вещи в себе», Р. считал, что познаваемое, действительность непосредственно даны сознанию, имманентны ему (см. «О достоверности внешнего мира для нас», в сб. «Новые идеи в философии», в. 6,1913, с. 81). С этой позиции Р. отвергал противопоставление субъекта и объекта, характерное, по его мнению, для всей предшествующей философии. Философия как осн. наука исходит, по Р., из признания логич. примата всеобщего над единичным. В этике, отвергая категорич. императив Канта, Р. понимает нравственность как самоотверженную любовь к др. людям. Философия Р. была подвергнута критике В. И. Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме». Последователи Р. создали в1919 общество его имени, издававшее журн. «Grundwissenschaft» (1919—37).

    Philosophie als Grundwissenschaft, Lpz., 19292; Grundriss der Geschichte der Philosophie, Fr./M.— Bonn, 19655; в рус. пер,— Душа человека, СПБ, 1906.

    Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб.,1960, с. 136—42; Тroberg G., Kritik der Grundwissenschaft J. Rehmkes, Munch., 1941.

  5. Источник: Философская энциклопедия