Большая Советская энциклопедия

    Икбал Мухаммад (22.2.1873 или 1877, Сиалкот, Пенджаб, — 21.4.1938, Лахор), поэт, философ и общественный деятель Индостана. Учился в Лахоре, затем в Англии и Германии. Выступил в печати в конце 1890-х гг. Обращался к мусульманам не только Индии, но и всего Востока (поэмы на персидском языке — «Секреты своего Я», 1915; «Тайны самоотречения», 1918; «Послание Востока», 1923; «Книга Джавида», 1932). Помимо сборников ранних стихов на урду «Колокольчик каравана» (1924), И. опубликовал сборники «Крыло Гавриила»(1935), «Жезл Моисея» (1936), «Дары Геджаза» (1938), в которых воспевал созидательную деятельность человека, звал к переустройству жизни. Творчество И. проникнуто гуманизмом и патриотизмом. Вместе с тем философские и общественно-политические взгляды И. отличались известной противоречивостью. Подвергая критике капиталистический строй, И. в то же время защищал частную собственность и индивидуализм.

    И. приветствовал Октябрьскую революцию, с симпатией относился к идеям социализма (поэма «Ленин») и в то же время выступал против «коммунистического атеизма». В 1930 И. высказался за создание в будущем в составе независимой индийской федерации мусульманского государства на С.-3. Индии. На основе этого высказывания сторонники образования Пакистана стали впоследствии считать И. родоначальником движения за создание государства Пакистан.

    Соч.: Звон караванного колокольчика, пер. с урду и перс., М., 1964.

    Лит.: Аникеев Н. П., Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал, М.,1959; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963, гл. 7; Пригарина Н. И., Поэзия Мухаммада Икбала (1900—1924 гг.), М.; 1972; Ghani А., Ilahi К., A bibliography of Iqbal, Lahore, 1959.

    Г. А. Зограф, Л. И. Юревич.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ИКБАЛ Мухаммад (1873 или 1877-1938) - поэт, философ Индостана. Писал на урду и персидском языках. В гуманистических, патриотических стихах (сборники "Крыло Гавриила", 1935, "Дары Геджаза", 1938, и др.) воспел созидательную деятельность, призывал к переустройству социальной жизни.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Икба́л Мухаммад

    (1873 или 1877 — 1938), поэт, философ Индостана. Писал на урду и персидском языке. В гуманистических, патриотических стихах (сборники «Крыло Гавриила», 1935, «Дары Геджаза», 1938, и др.) воспел созидательную деятельность, призывал к переустройству социальной жизни.

    * * *

    ИКБАЛ Мухаммад

    ИКБА́Л Мухаммад (1873 или 1877—1938), поэт, философ Индостана. Писал на урду и персидском языках. В гуманистических, патриотических стихах (сборники «Крыло Гавриила», 1935, «Дары Геджаза», 1938, и др.) воспел созидательную деятельность, призывал к переустройству социальной жизни.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Ислам. Энциклопедический словарь.

    Икбал Мухаммад

    (1289/1873-1357/1938)

    индо-пакистанский поэт, философ, просветитель и общественный деятель. Родился в городе Сиалкот в Пенджабе. С ранних лет М. Икбал проявил стремление к знаниям, учил Коран. В этом ему помогал его отец Мухаммад Нур, который был набожным человеком. Свое образование он получил в медресе, где изучал религиозные науки. Затем его забрал в свою школу друг его отца Мир Хусайн, который привил ему любовь к персидской и арабской поэзии и литературе. Спустя некоторое время М. Икбал уехал в Лахор и продолжил там свое обучение. Здесь он изучал различные языки и науки. По окончании лицея он получил право на преподавание английского языка и философии. В это же время он заинтересовался поэзией. В 1322/1905 году М. Икбал уехал в Англию и стал студентом отделения философии и экономики Кембриджского университета, который он успешно окончил. Оставшись в Лондоне еще на три года, он преподавал здесь арабскую литературу и, одновременно, учился на юриста. Затем он уехал в Германию и в 1325/1908 году вернулся в Индию, где его уже знали как талантливого поэта. Здесь он недолго был преподавателем арабской литературы в одной из официальных школ Лахор. Причины своей отставки он объяснял тем, что не желал служить английским колониальным властям. Однако М. Икбал не оставил преподавательской деятельности и преподавал в негосударственной сфере. С этого времени М. Икбал включился в антиколониальное движение за освобождение Индии от английского владычества. Его патриотические стихи вдохновляли участников мусульманского движения. Он был сторонником отделения мусульманского севера и создания там независимого государства Пакистан. После 1349/1930 года он неоднократно публично об этом заявлял. Своими мыслями он поделился с будущим президентом Пакистана Мухаммадом Али Джиннахом. По этой причине М. Икбал считается родоначальником движения за независимость индийских мусульман. В 1351/1932 году он выехал в Лондон для участия в конгрессе, посвященного этой проблеме. М. Икбал умер после продолжительной болезни в 1357/1938 году. Философские воззрения Мухаммада Икбала в основном отражены в его поэзии, а также в некоторых статьях. Он считал, что только исламская религия может принести счастье и процветание всему человечеству. Эта религия не может исчезнуть, так как она строится на надежных идеологических и этико-моральных устоях. В своих сочинениях он призывал мусульман к изучению исламского наследия, возвращению на путь указанный пророком Мухаммадом. М. Икбал был убежден в том, что общество и личность должны жить на основе Божественных идеалов. Основой для достижения этого, он считал постоянную борьбу человеку со своими греховными страстями. Он подвергал критике образ жизни европейцев в связи с тем, что, несмотря на большие достижения, их цивилизация лишена духовности и строится только на материальных ценностях. Объектом критики М. Икбала были различные суфийские секты пантеистического направления, которые злоупотребляли иррационалистическими философиями и отрицательно воздействовали на мусульманское общество. Он обвинял их в том, что они отошли от ценностей первоначального Ислама от пророка и сподвижников, ввели в религию нововведения и этим самым способствовали отсталости исламского мира. Одновременно с этим он был противником косности, догматизма религиозных деятелей и считал необходимым приобщение мусульман к требованиям современной жизни, различным наукам и технике. Также М. Икбал считал, что мусульмане не должны быть отделены друг от друга государственными и иными границами. Он мечтал о создании единого мирового мусульманского государства, в рамках которого люди могли бы жить счастливо в рамках Божественного закона. Протестуя против английского колониализма и враждебного отношения индусов к мусульманам, он считал необходимым создание независимого государства, которое обеспечило бы их защиту. Таким образом, идеи М. Икбала стояли у истоков создания государства Пакистан, которое было образовано уже после его смерти.

  7. Источник: Ислам. Энциклопедический словарь.



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: