Устойчивость транспортных машин в словарях и энциклопедиях
способность машин противостоять внешним силам, вызывающим отклонение от заданного направления движения или положения равновесия (Крен, дифферент, Тангаж и др.), и возвращаться к исходному режиму движения (положению равновесия) после прекращения действия этих сил. Устойчивость колёсных (гусеничных) машин определяется колёсной базой (См. База), колеей колёс (См. Колея колёс), расположением центра тяжести, сцеплением колёс с дорогой, профилем и состоянием дороги и др. параметрами (см. Автомобиль, Локомотив, Трактор). Устойчивость летательных аппаратов обеспечивается вертикальным и горизонтальным оперением самолёта (См. Оперение самолёта) (вертолёта), Элеронамикрыла, управлением лопастей винтов Вертолётов. Устойчивость судов называется Остойчивостью и определяется формой корпуса, водоизмещением и положением Метацентра.
способность машин противостоять внеш. силам, стремящимся отклонить их от заданного направления движения, вызвать боковое скольжение колёс и опрокидывание. У. т. м. зависит от конструктивных параметров: базы, колеи, расположения центра тяжести, распределения нагрузки по осям, а также от профиля и состояния дороги, дорожных условий, к-рые, в частности, характеризуются коэфф. сцепления колёс с дорогой (чем выше коэфф. сцепления, тем меньше опасность бокового заноса). При движении машин на поворотах и закруглениях дороги их устойчивость зависит от радиуса поворота и угла поперечного наклона дороги. На У. т. м. влияет также соотношение углов бокового увода шин передних и задних колёс (чем больше углы увода шин передних колёс по отношению к углам увода задних, тем лучше устойчивость).