Словарь Брокгауза и Ефрона

    фамилия двух русских скульпторов: 1) Степан Степанович П. (1784—1833) одиннадцати лет от роду поступил в воспитанники Императорской Академии художеств; находясь в ней, получил в 1801 г. две серебряные медали, малую и большую, за свои успехи в рисовании и лепке, и в 1802 г. малую золотую медаль за барельеф "Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды". Окончил академический курс в 1803 г. с званием художника XIV класса и больш. золот. медалью, присужденной ему за вылепленный по программе барельеф "Смерть св. Феодора и его сына". Приобретя вместе с этой наградой право на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии, не был, однако, отправлен туда по причине тогдашних политических обстоятельств и в течение некоторого времени оставался при академии помощником преподавателей в ее художественных классах. В 1807 г. за статую св. Владимира получил звание академика, через два года после того поступил на штатную должность преподавателя скульптуры в академии, с званием адъюнкт-профессора, и, наконец, в 1814 г. за модель статуи Славы произведен в профессоры. Из произведений этого художника, работавшего отчасти в стиле итальянских скульпторов эпохи Возрождения, отчасти в духе французов конца XVIII стол., заслуживают быть упомянутыми, кроме вышеозначенной статуи св. Владимира, отлитой из бронзы, парная с нею статуя св. Александра Невского (обе стоят в нишах по сторонам северных входных дверей Казанского собора в С.-Петербурге), статуи Гомера и Платона, украшающие собой фасад Императорской Публичной библиотеки; две колоссальные, теперь сильно пострадавшие и искаженные стуковые группы, "Похищение Прозерпины" и "Геркулес, бросающий Ликаса в море", стоящие на главном подъезде Горного института, и внешние скульптурные украшения Спб. биржи и сената. 2) Николай Степанович П. (1812—64) — сын предыдущего. Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той отрасли, которой занимался сам, и в 1824 г. определил его в воспитанники академии художеств. Здесь главным наставником молодого П. в скульптуре был С. Гальберг, хотя и отец продолжал помогать ему своими уроками и советами. Работая под руководством этих учителей, он быстро выказал блестящие успехи, в награду за которые были присуждены ему в 1829—32 гг. две малые и две большие серебряные медали. Окончив академический курс в 1833 г. с малой золотой медалью, полученной за выделенный по программе барельеф "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса в бездействии", был оставлен на три года при академии для своего дальнейшего усовершенствования. В течение этих лет занимался довершением некоторых работ, заказанных Степану П. для здания сената и которые этот мастер не умел исполнить за своей смертью, а также лепкой статуи "Русский парень, играющий в бабки" на тему, предложенную Академией в виде конкурсной программы на большую золотую медаль. Эта статуя в 1836 г. доставила П. искомую награду и обратила на него общее внимание; А. Пушкин приветствовал ее известной эпиграммой: "Юноша трижды шагнул" и пр. В 1837 г. П., как получивший бол. зол. медаль, был отправлен на казенный счет за границу. Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции. Во Флоренции он в первое время пользовался советами знаменитого тогда скульптора Бартолини. Из произведений, исполненных им в Италии, особенно достойны внимания: статуя "Мальчик, просящий милостыню", доставившая художнику в 1844 г. звание академика (находится в павильоне Царицына острова, в Петергофе), статуи "Мальчик, кормящий птичку" (в Сергиевской даче герцогов Лейхтенбергских) и "Мальчик, подкрадывающийся к бабочке", фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (для фронтонов Исаакиевского собора, в СПб.), надгробный памятник г-же Нелидовой, модель группы для фонтана "Ян Усмовец, останавливающий разъяренного быка" и проекты пяти аллегорических групп ("Москва", "Петербург", "Новгород", "Киев" и "Сибирь"), которые предполагалось поставить на концах Николаевского моста в СПб. В 1860 г. П. возвратился в отечество и вскоре получил заказ вылепить для воспроизведения из бронзы две колоссальные группы, "Воскресение Христово" и "Преображение", для постановки на вершине малых иконостасов Исаакиевского собора. Первая из этих групп, по всей справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в 1853 г., а вторая в 1854 г. За них академия возвела П. в звание профессора. В следовавшем за тем 1855 г. он занял в ней место штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом. С тех пор П. сверх занятий со своими учениками по Академии трудился над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву для Николаева, трем севастопольским героям, Корнилову, Нахимову и Истомину, кн. Паскевичу для Варшавы, кн. Воронцову для Тифлиса, имп. Николаю I для Александрии близ Петергофа, А. С. Пушкину для Москвы, но все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены другими скульпторами. К произведениям последних лет жизни П. принадлежат также колоссальный бюст имп. Николая I, украшающий собой биржевой зал в СПб. (1859); бюст того же государя в виде русского витязя в Эрмитаже (1860); бюсты великой княгини Марии Николаевны, великого князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского предводителя дворянства Черткова; модель группы "Георгий Победоносец", которую предполагалось поставить в Георгиевской зале большого кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей кораблей и некоторые др. Кроме ваяния, П. занимался, преимущественно во время пребывания своего в Италии, также и живописью. В музее Академии имеются две его картины: "Христос" и "Голова итальянца-монаха". Как скульптору П. должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства; это был художник весьма оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть может, даже чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и сильной характеристикой.

    А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Пи́менов

    Николай Степанович [24.11(6.12).1812, Петербург,— 5(17).12.1864, там же], русский скульптор. Сын С. С. Пименова. Учился в петербургской АХ (1824—1833) у отца и С. И. Гальберга, был пенсионером при АХ в Петербурге (1833—36) и в Риме и Флоренции (1837—50); преподавал в петербургской АХ (1856—64). Его ученики: Н. А. Лаверецкий, Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов. Представитель позднего Классицизма, П. в своих произведениях (преимущественно станковые композиции, портреты, памятники) стремился внести в классицистическую скульптуру национальные и жанровые мотивы.

    Лит.: Шмидт И., Н. С. Пименов, М., 1953.

    Н. С. Пименов. «Парень, играющий в бабки». Гипс. 1836. Русский музей. Ленинград.

    II

    Пи́менов

    Степан Степанович [1784, Петербург, — 22.3(3.4).1833, там же], русский скульптор. Отец Н. С. Пименова. Учился у М. И. Козловского (См. Козловский) и И. П. Прокофьева в петербургской АХ (1795—1803; пенсионер в 1803—07), преподавал там же (1809—30; профессор с 1814). В 1809—1830 заведовал скульптурной частью Императорского фарфорового завода; по моделям П. изготовлялись вазы, посуда и статуэтки. Выполненное П. скульптурное оформление (совместно с В. И. Демут-Малиновским (См. Демут-Малиновский)) ряда выдающихся архитектурных сооружений, построенных К. И. Росси, а также А. Н. Воронихиным в Петербурге, относится к числу наиболее значительных произведений монументально-декоративной скульптуры русского классицизма [группа на аттике арки Главного штаба (1827—28), фигуры Славы и старого воина на Нарвских триумфальных воротах (1830—33), колесница Аполлона на аттике Ленинградского академического театра драмы (См. Ленинградский академический театр драмы) им. А. С. Пушкина (1831—32) — все три листовая медь]. Творчество П., глубоко эмоциональное по своей природе, проникнуто пафосом утверждения патриотических гражданственных идеалов; для его работ характерны ясность композиции, порой романтическая патетика ритмов и жестов, органичное единство с архитектурой.

    Лит.: Петрова Е. Н., С. С. Пименов, Л. — М., 1958.

    С. С. Пименов. «Геркулес и Антей». Группа перед портиком Горного института в Ленинграде. Камень. 1809—11.

    С. С. Пименов.

    III

    Пи́менов

    Юрий (Георгий) Иванович [родился 13(26).11.1903, Москва], советский живописец и график, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1962). Учился в московском Вхутемасе (1920—25) у С. В. Малютина, В. А. Фаворского, В. Д. Фалилеева. Преподавал во ВГИКе в Москве (1945—72; профессор с 1947). Для ранних работ П. остовского периода (П. был членом-учредителем общества ОСТ) характерны монументальность композиции, пронизанной бурным движением, аскетизм цветовых решений. С начала 30-х гг. П. обращается главным образом к жанровой живописи, а также к пейзажу и натюрморту, выработав своеобразную манеру письма мелкими, полупрозрачными мазками, создающими как бы вибрирующую поверхность его картин. Показывая человека в труде и повседневных заботах, П. раскрывает поэзию и значительность будничных явлений советской действительности. Обращаясь преимущественно к образам советских женщин, П. лирически проникновенно утверждает их духовную и физическую красоту. Станковым произведениям П. близки его графика (в том числе плакаты), а также работы для театра, основанные на принципах живописной декорации.

    Произведения: Портрет Л. А. Ерёминой (1935), «Новая Москва» (1937), «Следы шин» (1944), «Маруся, пора обедать!» (акварель, 1951—56) — все Третьяковская галерея; серии «Вещи каждого дня» (натюрморты: 1959), «Новые кварталы» (1963—67; Ленинская премия, 1967); оформление спектаклей «За тех, кто в море!» Лавренёва (1946, Малый театр, Москва; Государственная премия СССР, 1947) и «Степь широкая» Винникова (1949, Центральный театр Советской Армии; Государственная премия СССР, 1950). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Соч.: Искусство жизни или «искусство ничего», 2 изд., М., 1964; Необыкновенность обыкновенного, М., 1964.

    Лит.: Бескин О. М., Ю. Пименов, М., 1960; Ю. Пименов. [Альбом. Вступ. ст. А. Д. Чегодаева], М., 1964; Ю. Пименов. [Альбом. Авт.-сост. Н. Барабанова, Л., 1972].

    Ю. И. Пименов. «Даёшь тяжёлую индустрию!». 1927. Третьяковская галерея. Москва.

    Ю. И. Пименов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.