«Грундтвиг Николай Фредерик Северин»

Грундтвиг Николай Фредерик Северин в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Грундтвиг Николай Фредерик Северин»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Nikolai-Frederik-Severin Grundtvig) — знаменитый датский поэт, проповедник и основатель секты "грунтвигианцев" (1783-1872). Г. происходил из духовного звания и готовился к духовной карьере. На развитие поэтического дарования Г. имели большое влияние лекции его двоюродного брата, Стеффенса, который уничтожил в Дании культ Коцебу и Лафонтена и привлек молодежь к изучению Шекспира и Гёте. В "Nordens Mythologie" (1808) Г. излагает сев. мифологию по древним сагам, являющимся "не произвольным собранием древних мифов, но органически связанным, цельным творением, которое в 5-ти огромных действиях развертывает перед нами чудеснейшую победную драму, какую только мог создать смертный". Вышедшие затем и крупнейшие поэтические произведения Г. на темы из сев. мифологии, известные под общим заглавием "Optrin af Kjaeempelivets Undergang i Nord" (Сцены из жизни сев. богатырей, 1809), уступают эленшлегеровским на те же темы только по красоте и изяществу внешней формы, но превосходят их (по собственному признанию Эленшлегера) внутреннею силою, мощью и правдивостью. "Optrin af Norners og Asers Kamp" (Сцены из борьбы норн с азами), вышедшие в 1811 г., заканчивают период литературно-поэтической деятельности Г., который уже начал переживать тяжелый душевно-религиозный кризис, чуть было не омрачивший его разум. Деятельность Г. на новом поприще религиозного писателя началась обвинением в искажении св. Писания, брошенным им современному духовенству. Затем вышел историко-религиозный труд его "Kort Begreb af Verdens Krönike i Sammenhaeng" (Краткое изложение всемирной истории, 1812), в котором проводится мысль, что история только тогда получает смысл, если рассматривать ее с точки зрения христианского учения. Для распространения своих религиозных воззрений Г. основал журнал "Theologisk Maaneolskrift" (1823), в котором вел бурную полемику (1826) с проф. Клаусеном, стоявшим за свободную критику св. Писания. В 1830 г. появилась наделавшая много шуму статья Г. "Следует ли продолжать лютеранскую реформацию", в которой он требует реформации не только для церкви, но и по отношению к государству и к школе. В 1832 г. ему дозволена была свободная проповедь, но запрещено отправлять какие-либо иные священнические обязанности.

    Горячо любя свой народ и родной язык, который ставил выше всех на земле, Г. горячо ратовал за народную свободу, за образование в строго национальном духе и за сохранение чистоты родного языка (журнал "Dane Virke", издан. Г. 1816-1819). Он настаивал на уничтожении классицизма и на расширении общеобразовательной программы для народа, для которого предлагал учредить высшие образовательные заведения (Folkehöjskolen, или народные унив.). Два первых таких заведения были устроены в Дании в 1843 г. на средства, собранные между почитателями Г. в Дании и Норвегии; впоследствии они распространились по всей Скандинавии и Финляндии. Г. принимал участие в составлении нового "Grundkov" (основного закона), затем много лет был членом законодательного собрания. В 1861 г. был торжественно отпразднован день 50-летнего юбилея служения Г. в сане священника, причем он был возведен в сан епископа. Г. дожил еще и до 60 летнего юбилея, и в том же году издал свой последний труд, "Kirkespeilet".

    Грунтвигианизм,

    т. e. учение Г ., является сводом своеобразных религиозных воззрений. По Г., христианская церковь зиждется исключительно на собственном устном слове Господнем в Его проповедях и постановлениях и на таинстве св. крещения, обязательном для всякого вступающего в эту церковь, от которого при этом требуется истинное исповедание веры. Г. стоит за полную свободу религиозной совести и за отделение церкви от государства.

    П

    . Ганзен.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Грундтвиг, Грунтвиг (Grundtvig) Николай Фредерик Северин (8.9.1783, Удбю, —2.9.1872, Копенгаген), датский писатель, историк. С 1861 епископ. Реформатор церкви и школы. Выразитель настроений консервативных кругов крестьянской демократии Дании. Создал «народные университеты» для воспитания молодёжи в национально-религиозном духе, распространившиеся по всем сканд. странам. Первые произведения Г. — комедия «Владелец школы» (1802), высмеивающая семинаристов, и поэтическая сатира «Бал-маскарад» (1808). Автор историко-мифологических работ, написанных с антирационалистических позиций: «Мифология Севера» (1808, переработанное изд. 1832), «Мировая хроника» (1812—17). Писал религиозно-моралистические сочинение За проповедь «Ответ церкви» (1825) приговорён к штрафу и пожизненной цензуре, снятой в 1838. Сборник «Песни, посвященные датской церкви» (1837—41) проникнут идеями консервативного романтизма. Г. оказал влияние на С. Кьеркегора.

    Соч.: Vaerker i udvalg, udg. ved G. Christensen og H. Koch, bd 1—10, Kbh., 1940—49.

    Лит.: Хольман И. Г., Высшая крестьянская школа в Дании и ее значение для развития датской народной культуры, 2 изд., П., 1919; Rønning F., N. F. S. Grundtvig, bd 1-4, Kbh., 1907-14; Borup J., N. F. S. Grundtvig, Kbh., 1943; Norrild S., Dansk litteratur fra Saxo til Kaj Munk, bd 1, Kbh., 1949; Koch H., N. F. S. Grundtvig, Kbh., 1959; Johansen S., Bibliografi over N. F. S. Grundtvigs skrifter, bd 1—4, Kbh., 1948—54.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Гру́ндтвиг Николай Фредерик Северин

    (Grundtvig) (1783—1872), датский писатель, реформатор церкви и школы. С 1861 епископ. Представитель консервативного крыла крестьянской демократии. Историко-мифологические труды («Мифология Севера», 1808, «Всемирная хроника», 1812—17); исторические драмы; сборник «Песни, посвящённые датской церкви» (1837—41).

    * * *

    ГРУНДТВИГ Николай Фредерик Северин

    ГРУ́НДТВИГ (Grundtvig) Николай Фредерик Северин (1783—1872), датский писатель, реформатор церкви и школы. С 1861 епископ. Представитель консервативного крыла крестьянской демократии. Историко-мифологические труды («Мифология Севера», 1808; «Всемирная хроника», 1812—17); исторические драмы; сборник «Песни, посвященные датской церкви» (1837—41).

  5. Источник: Энциклопедический словарь