Словарь Брокгауза и Ефрона

    известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губ., в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме, "совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы", исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада. Когда Т. шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С. Е. Раич (см.), пробывший в доме Т. семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе. Превосходно овладев классиками, Т. не замедлил испытать себя в поэтическом переводе. Послание Горация к Меценату, представленное Раичем Обществу любителей российской словесности, было прочтено в заседании и одобрено значительнейшим в то время московским критическим авторитетом — Мерзляковым; вслед за тем произведение четырнадцатилетнего переводчика, удостоенного звания "сотрудника", было напечатано в XIV части "Трудов" Общества. В том же году Т. поступил в Московский университет, то есть стал ездить на лекции с воспитателем, а профессора сделались обычными гостями его родителей. Получив в 1821 году кандидатскую степень, Т. в 1822 г. был отправлен в Петербург на службу в государственную коллегию иностранных дел и в том же году уехал за границу с своим родственником, графом фон Остерманом-Толстым (см.), который пристроил его сверхштатным чиновником русской миссии в Мюнхене. За границей он прожил с незначительными перерывами двадцать два года. Пребывание в живом культурном центре оказало значительное воздействие на его духовный склад. В 1826 г. он женился на баварской аристократке, графине Ботмер, и их салон сделался средоточием интеллигенции; к многочисленным представителям немецкой науки и литературы, бывавшим здесь, принадлежал Гейне, стихотворения которого Т. тогда же стал переводить на русский язык; перевод "Сосны" ("С чужой стороны") напечатан в "Аонидах" за 1827 г. Сохранился также рассказ о горячих спорах Т. с философом Шеллингом. В 1826 г. в альманахе Погодина "Урания" напечатаны три стихотворения Т., а в следующем году в альманахе Раича "Северная лира" — несколько переводов из Гейне и Шиллера ("Песнь радости"), Байрона и несколько оригинальных стихотворений. В 1833 г. Т. по собственному желанию был отправлен "курьером" с дипломатическим поручением на Ионические острова, а в конце 1837 г. — уже камергер и статский советник — он, несмотря на свои надежды получить место в Вене, был назначен старшим секретарем посольства в Турин. В конце следующего года скончалась его жена. В 1839 г. Т. вступил во второй брак, с баронессой Дернгейм; подобно первой, и вторая жена его не знала ни слова по-русски и лишь впоследствии изучила родной язык мужа, чтобы понимать его произведения. За самовольную отлучку в Швейцарию — да еще в то время, как на него были возложены обязанности посланника, — Т. был отставлен от службы и лишен звания камергера. Т. вновь поселился в любимом Мюнхене, где прожил еще четыре года. За все это время его поэтическая деятельность не прекращалась. Он напечатал в 1829—1830 гг. несколько превосходных стихотворений в "Галатее" Раича, а в "Молве" 1833 г. (а не в 1835, как сказано у Аксакова) появилось его завещательное "Silentium", лишь много позже оцененное по достоинству. В лице Ив. Сер. ("иезуита") Гагарина (см.) он нашел в Мюнхене ценителя, который не только собрал и извлек из-под спуда заброшенные автором стихотворения, но и сообщил их Пушкину для напечатания в "Современнике"; здесь в течение 1836—1840 гг. появилось около сорока стихотворений Т. под общим заглавием "Стихотворения, присланные из Германии" и за подписью О. Т. Затем в течение четырнадцати лет произведения Т. не появляются в печати, хотя за это время он написал более пятидесяти стихотворений. Летом 1844 г. была напечатана первая политическая статья Т. — "Lettre à M. le Dr. Gustave Kolh, rédacteur de la "Gazette Umverseile" (d'Augshurg)". Тогда же он, предварительно съездив в Россию и уладив дела по службе, переселился с семьей в Петербург. Ему были возвращены его служебные права и почетные звания и дано назначение состоять по особым поручениям при государственной канцелярии; эту должность он сохранил и тогда, когда (в 1848 г.) был назначен старшим цензором при Особой канцелярии министерства иностранных дел. В петербургском обществе он имел большой успех; его образование, уменье быть одновременно блестящим и глубоким, способность дать теоретическое обоснование принятым воззрениям создали ему выдающееся положение. В начале 1849 года он написал статью "La Russie et la Révolution", a в январской книжке "Revue des Deux Mondes" за 1850 г. напечатана — без подписи — другая его статья: "La Question Romaine et la Papauté". По сообщению Аксакова, обе статьи произвели за границей сильное впечатление; в России о них знали очень немногие. Весьма невелико было также число ценителей его поэзии. В том же 1850 г. он нашел выдающегося и благосклонного критика в лице Некрасова, который (в "Современнике"), не зная лично поэта и делая догадки о его личности, высоко ставил его произведения. И. С. Тургенев, собрав при помощи семьи Т., но — по мнению И. С. Аксакова — без всякого участия самого поэта около ста его стихотворений, передал их редакции "Современника", где они были перепечатаны, а затем вышли отдельным изданием (1854). Собрание это вызвало восторженный отзыв (в "Современнике") Тургенева. С этих пор поэтическая слава Т. — не переходя, однако, известных пределов — была упрочена, журналы обращались к нему с просьбою о сотрудничестве, стихотворения его печатались в "Русской беседе", "Дне", "Москвитянине", "Русском вестнике" и других изданиях; некоторые из них благодаря хрестоматиям становятся известными всякому русскому читателю в раннем детстве ("Весенняя гроза", "Весенние воды", "Тихой ночью поздним летом" и др.). Изменилось и служебное положение Т. В 1857 г. он обратился к князю Горчакову с запиской о цензуре, которая ходила по рукам в правительственных кругах. Тогда же он был назначен на место председателя комитета иностранной цензуры — преемником печальной памяти Красовского. Его личный взгляд на эту должность хорошо определен в экспромте, записанном им в альбом его сослуживца Вакара: "Веленью высшему покорны, у мысли стоя на часах, не очень были мы задорны... — Грозили редко и скорей не арестантский, а почетный держали караул при ней". Дневник Никитенко — сослуживца Т. — не раз останавливается на его стараниях оградить свободу слова. В 1858 г. он возражал против проектированной двойной цензуры — наблюдательной и последовательной; в ноябре 1866 г. "Т. в заседании совета по делам печати справедливо заметил, что литература существует не для гимназистов и школьников и что нельзя же ей давать детское направление". По словам Аксакова, "просвещенное, разумно-либеральное председательство в комитете, нередко расходившееся с нашим административным мировоззрением, а потому под конец и ограниченное в своих правах, памятно всем, кому было дорого живое общение с европейской литературой". "Ограничение в правах", о котором говорит Аксаков, совпадает с переходом цензуры из ведомства министерства народного просвещения в министерство внутренних дел. В начале семидесятых годов Т. испытал подряд несколько ударов судьбы, слишком тяжелых для семидесятилетнего старика; вслед за единственным братом, с которым его связывала интимная дружба, он потерял старшего сына и замужнюю дочь. Он стал слабеть, его ясный ум тускнел, поэтический дар стал изменять ему. После первого удара паралича (1 янв. 1873 г.) он уже почти не поднимался с постели, после второго прожил несколько недель в мучительных страданиях — и скончался 15 июля 1873 года. Как человек, он оставил по себе лучшие воспоминания в том круге, к которому принадлежал. Блестящий собеседник, яркие, меткие и остроумные замечания которого передавались из уст в уста (вызывая в князе Вяземском желание, чтобы по ним была составлена Тютчевиана, "прелестная, свежая, живая современная антология"), тонкий и проницательный мыслитель, с равной уверенностью разбиравшийся в высших вопросах бытия и в подробностях текущей исторической жизни, самостоятельный даже там, где он не выходил за пределы установившихся воззрений, человек, проникнутый культурностью во всем, от внешнего обращения до приемов мышления, он производил обаятельное впечатление особою — отмеченною Никитенком — "любезностью сердца, состоявшей не в соблюдении светских приличий (которых он никогда и не нарушал), но в деликатном человечественном внимании к личному достоинству каждого". Впечатление нераздельного господства мысли — таково было преобладающее впечатление, которое производил этот хилый и хворый старик, всегда оживленный неустанной творческой работой мысли. Поэта-мыслителя чтит в нем, прежде всего, и русская литература. Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около пятидесяти переводных и двухсот пятидесяти оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Среди остальных зато есть ряд перлов философской лирики, бессмертных и недосягаемых по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Дарование Т., столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию, выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны. Автор "Silentium", он творил почти исключительно "для себя", под давлением необходимости высказаться перед собой и тем уяснить себе самому свое состояние. В связи с этим он исключительно лирик, чуждый всяких эпических элементов. С этой непосредственностью творчества Аксаков пытался привести в связь ту небрежность, с которой Т. относился к своим произведениям: он терял лоскутки бумаги, на которых они были набросаны, оставлял нетронутой первоначальную — иногда небрежную — концепцию, никогда не отделывал своих стихов и т. д. Последнее указание опровергнуто новыми исследованиями; стихотворные и стилистические небрежности действительно встречаются у Т., но есть ряд стихотворений, которые он переделывал, даже после того как они были в печати. Бесспорным, однако, остается указание на "соответственность таланта Т. с жизнью автора", сделанное еще Тургеневым: "от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, т. е. они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве". Идейное содержание философской лирики Т. значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как "Слезы людские" и "Пошли, Господь, свою отраду". Невыразимость мысли в слове ("Silentium") и пределы, поставленные человеческому познанию ("Фонтан"), ограниченность значения "человеческого я" ("Смотри, как на речном просторе"), пантеистическое настроение слияния с безличной жизнью природы ("Сумерки", "Так, в жизни есть мгновения", "Весна", "Еще шумел весенний день", "Листья", "Полдень". "Когда, что в жизни звали мы своим", "Весеннее успокоение" — из Уланда), одухотворенные описания природы, немногочисленные и краткие, но по охвату настроения почти не знающие равных в нашей литературе ("Утихла буря", "Весенняя гроза", "Летний вечер", "Весна", "Песок сыпучий", "Не остывшая от зноя", "Осенний вечер", "Тихой ночью", "Есть в осени первоначальной" и др.), связанные с великолепным провозглашением самобытной духовной жизни природы ("Не то, что мните вы, природа"), нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви ("Последняя любовь", "О, как убийственно мы любим", "Она сидела на полу", "Предопределение" и др.) — таковы господствующие мотивы философской поэзии Т. Но есть еще один мотив, быть может, наиболее могучий и определяющий все остальные; это — с большой ясностью и силой формулированный покойным В. С. Соловьевым мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. "И сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, — природной и человеческой, — основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества". Здесь Т. действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то наверное самым сильным во всей поэтической литературе. В этом мотиве критик видит ключ ко всей поэзии Т., источник ее содержательности и оригинальной прелести. Стихотворения "Святая ночь", "О чем ты воешь, ветр ночной", "На мир таинственный духов", "О, вещая душа моя", "Как океан объемлет шар земной", "Ночные голоса", "Ночное небо", "День и ночь", "Безумие", "Mall'aria" и др. представляют собою единственную в своем роде лирическую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия как "глубочайшей сущности мировой души и основы всего мироздания". И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Т. этим всепоглощающим сознанием: за видимой оболочкой явлений с ее кажущейся ясностью скрывается их роковая сущность, таинственная, с точки зрения нашей земной жизни, отрицательная и страшная. Ночь с особенной силой раскрывала перед поэтом эту ничтожность и призрачность нашей сознательной жизни сравнительно с "пылающею бездной" стихии непознаваемого, но чувствуемого хаоса. Быть может, с этим безотрадным мировоззрением должно быть связано особое настроение, отличающее Т.: его философское раздумье всегда подернуто грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением перед неустранимым роком. Лишь политическая поэзия Т. — как и следовало ожидать от националиста и сторонника реальной политики — запечатлена бодростью, силой и надеждами, которые иногда обманывали поэта. О политических убеждениях Т., нашедших выражение в немногих и небольших статьях его, см. Славянофильство. Оригинального в них не много: с незначительными модификациями это политическое мировоззрение совпадает с учением и идеалами первых славянофилов. И на разнообразные явления исторической жизни, нашедшие отклик в политических воззрениях Т., он отозвался лирическими произведениями, сила и яркость которых способна увлечь даже того, кто бесконечно далек от политических идеалов поэта. Собственно политические стихотворения Т. уступают его философской лирике. Даже такой благосклонный судья, как Аксаков, в письмах, не предназначенных для публики, находил возможным говорить, что эти произведения Т. "дороги только по имени автора, а не сами по себе; это не настоящие Тютчевские стихи с оригинальностью мысли и оборотов, с поразительностью картин" и т. д. В них — как и в публицистике Т. — есть нечто рассудочное — искреннее, но не от сердца идущее, а от головы. Чтобы быть настоящим поэтом того направления, в котором писал Т., надо было любить непосредственно Россию, знать ее, верить ее верой. Этого — по собственным признаниям Т. — у него не было. Пробыв с восемнадцатилетнего до сорокалетнего возраста за границей, поэт не знал родины и в целом ряде стихотворений ("На возвратном пути", "Вновь твои я вижу очи", "Итак, опять увидел я", "Глядел я, стоя над Невой") признавался, что родина ему не мила и не была "для души его родимым краем". Наконец, отношение его к народной вере хорошо характеризуется отрывком из письма к жене (1843), приведенным у Аксакова (речь идет о том, как перед отъездом Т. в его семье молились, а затем ездили к Иверской Божией Матери): "Одним словом. все произошло согласно с порядками самого взыскательного православия... Ну что же? Для человека, который приобщается к ним только мимоходом и в меру своего удобства, есть в этих формах, так глубоко исторических, в этом мире русско-византийском, где жизнь и верослужение составляют одно,.. . есть во всем этом для человека, снабженного чутьем для подобных явлений, величие поэзии необычайное, такое великое, что оно преодолевает самую ярую враждебность.... Ибо к ощущению прошлого — и такого уже старого прошлого — присоединяется фатальное предчувствие несоизмеримого будущего". Это признание бросает свет на религиозные убеждения Т., имевшие в основе, очевидно, совсем не простую веру, но прежде всего теоретические политические воззрения в связи с некоторым эстетическим элементом. Рассудочная по происхождению, политическая поэзия Т. имеет, однако, свой пафос — пафос убежденной мысли. Отсюда сила некоторых его поэтических обличений ("Прочь, прочь австрийского Иуду от гробовой его доски", или о Римском Папе: "Его погубит роковое слово: "Свобода совести есть бред"). Он умел также давать выдающееся по силе и сжатости выражение своей вере в Россию (знаменитое четверостишие "Умом Россию не понять", "Эти бедные селенья"), в ее политическое призвание ("Рассвет", "Пророчество", "Восход солнца", "Русская география" и др.). Значение Т. в развитии русской лирической поэзии определяется его историческим положением: младший сверстник и ученик Пушкина, он был старшим товарищем и учителем лириков послепушкинского периода; не лишено значения и то, что большинство их принадлежит к числу его политических единомышленников; но его оценили раньше других Некрасов и Тургенев — и последующие изучения лишь углубили, но не повысили его значение. Как и предсказывал Тургенев, он остался до сих пор поэтом немногих ценителей; волна общественной реакции лишь временно расширяла его известность, представляя его певцом своих настроений. По существу, он остался все тем же "неопошлимым", могучим в лучших, бессмертных образцах своей философской лирики учителем жизни для читателя, учителем поэзии для поэтов. Частности в его форме бывают небезукоризненны; в общем она бессмертна — и трудно представить себе тот момент, когда, напр., "Сумерки" или "Фонтан" потеряют свою поэтическую свежесть и обаяние. Наиболее полное собрание сочинений Т. (СПб., 1900) заключает его оригинальные (246) и переводные (37) стихотворения и четыре политические статьи. Главным биографическим источником служит книга зятя поэта, И. С. Аксакова: "Биография Федора Ивановича Т." (М., 1886). Ср. еще некрологи Мещерского ("Гражданин", 1873, 31), Погодина ("Моск. вед.", 1873, № 195), M. С. ("Вестн. Европы", 1873, № 8), Никитенко ("Русская старина", 1873, № 8), анонимный — "Русск. вестник" (1873, № 8); оценки и характеристики — Тургенева (в "Современнике" 1854, № 4), Некрасова ("Соврем.", 1850), Фета ("Русское слово", 1859, № 2), Плетнева ("Отчет Акад. наук", 1852—65 г. — записка о Ф. И. Т., который в 1857 г. баллотировался, но неудачно, в члены Академии), Страхова ("Заметки о Пушкине, СПб., 1888 и Киев, 1897), Чуйко ("Современ. русская поэзия", СПб., 1885), Вл. Соловьева (перепеч. в сборнике "Философские течения русской поэзии", СПб., 1896 г., из "Вестн. Евр.", 1895, № 4). Интересные частности биографические и критические в "Воспоминаниях" кн. Мещерского (СПб., 1897), "Дневнике" Никитенка (СПб., 1893), "Воспоминаниях" Фета (М., 1890, ч. II), статьях У—ва ("Т. и Гейне", в "Русск. арх.", 1875, № 1), А. ("Русском вестн.", 1874, № 11), "Несколько слов о Ф. И. Т." ("Правосл. обозр.", 1875, № 9), Потебни ("Язык и народность" в "Вестнике Европы", 1895, № 9), "Жизнь и труды Погодина", Барсукова, "Т. и Некрасов" и "О новом издании сочинений Т.", В. Брюсова ("Русский архив", 1900, № 3). Письма Т., очень интересные, до сих пор не собраны; кое-что напечатано в "Русск. арх." (к Чаадаеву — 1900, № 11), где вообще рассеяны сведения о Т. — его знаменитые остроты и т. п.

    А. Горнфельд.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Тютчев Федор Иванович [23.11(5.12).1803, село Овстуг, ныне Брянской области 15(27).7.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области], русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи; в 1819 выступил в печати с вольным переложением из Горация. В 1819‒21 обучался на словесном отделении Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822‒37) и Турине (1837‒39). В бытность Т. за границей его стихи и переводы (в том числе из Г. Гейне) появлялись в московских журналах и альманахах. В 1836 А. С. Пушкин, восхищённый стихами Т., доставленными ему из Германии, напечатал их в «Современнике». Вернувшись в Россию (1844), Т. с 1848 занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.

    Как поэт Т. сложился на рубеже 20‒30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Silentium!», «Весенние воды», «Осенний вечер» и др. Проникнутая страстной, напряжённой мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Т. художественно выразила сложность и противоречивость действительности. В конце 40 ‒ начале 50-х гг. Т. испытал подъём поэтического творчества; в 1854 вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.

    В студенческие годы и в начале пребывания за границей Т. находился под влиянием свободолюбивых политических идей. Однако с развитием революционных событий в Европе укрепляются его консервативные настроения. В 40-х гг. политические взгляды поэта приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия, призванная объединить все славянские народы, мыслится им в качестве оплота против революционного Запада (политическая статья «Россия и революция», 1849, и др., стихи «Море и утёс», «Рассвет», «Пророчество» и др.). Боясь революции, Т. испытывал в то же время острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений. В самом себе поэт ощущает «страшное раздвоенье», «двойное бытие», составляющее, по его убеждению, отличительное свойство человека той эпохи («Наш век», 1851, «О вещая душа моя!», 1855, и др.).

    Философские взгляды Т. формировались под воздействием натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Лирика Т. пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречён на «безнадёжный», «неравный» бой, «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой. Однако фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Т. с мужественными нотами, славящими подвиг сильных духом натур («Два голоса», 1850). Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Представлением о всеобщей одушевлённости природы, о тождестве явлений внешнего и внутреннего мира обусловлены особенности поэтики Т. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально-русским колоритом. Т. ‒ наряду с Е. А. Баратынским ‒ крупнейший представитель русской философской лирики 19 в. Художественный метод Т. при всём его своеобразии отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму.

    В 50‒60-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Т., потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний.

    Проникновенный лирик-мыслитель, Т. был мастером русского стиха, придавшим традиционным размерам необыкновенное ритмическое разнообразие, не боявшимся необычных и в высшей степени выразительных метрических сочетаний. Многие стихи Т. положены на музыку («Весенние воды» С. В. Рахманинова и др.), переведены на иностранные языки.

    Жизнь и творчество Т. отражены в музейных экспозициях подмосковной усадьбы Мураново и в селе Овстуг Брянской области.

    Соч.: Стихотворения. Письма. [Вступ. ст. К. В. Пигарева], М., 1957; Стихотворения. [Вступ. ст. и подгот. текста Н. Я. Берковского], М. ‒ Л., 1962; Лирика. [Изд. подготовил К. В. Пигарев], 2 изд., т. 1‒2, М., 1966.

    Лит.: Благой Д., Гениальный русский лирик (Ф. И. Тютчев), в его кн.: Литература и действительность, М., 1959; Пигарев К., Жизнь и творчество Тютчева, М., 1962; Гиппиус В. В., Ф. И. Тютчев, в его кн.: От Пушкина до Блока, М. ‒ Л., 1966, Касаткина В. Н., Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева, Саратов, 1969; Бухштаб Б. Я., Ф. И. Тютчев, в его кн.: Русские поэты, Л., 1970; Зунделович Я. О., Этюды о лирике Тютчева, Самарканд, 1971; Озеров Л., Поэзия Тютчева, М., 1975; Чулков Г., Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева, М. ‒ Л., 1933; Gregg R. A., Fedor Tiutchev. The evolution of a poet, N. Y. ‒ L., 1965.

    К. В. Пигарев

    .

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ТЮТЧЕВ Федор Иванович (1803-73) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. Символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи "Денисьевского цикла"). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Тю́тчев Фёдор Иванович

    (1803—1873), русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1857). В философской лирике Тютчева — мотивы трагической раздвоенности души, мятущейся между верой и безверием, приобщённостью к высшим, «божественным» сферам бытия и обречённостью на земное («дольнее») существование, одиночества в социуме и потерянности в мироздании; темы «хаоса» и «бездны», пророческих откровений, бесследности жизни, памяти и страдания. В стихах о любви — обнажённая беспощадность самоанализа (в том числе «Денисьевский цикл»). В тяготеющей к панславизму публицистике (статьи «Россия и революция», 1849, «Папство и римский вопрос», 1850) усматривал связь между развитием индивидуализма и разрушительными революционными процессами в Европе.Ф. И. Тютчев.

    * * *

    ТЮТЧЕВ Федор Иванович

    ТЮ́ТЧЕВ Федор Иванович [23 ноябрь (5 декабря), 1803, с. Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской обл. — 15 (27) июля 1873, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской обл.], русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1857).

    Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком. Первым учителем Тютчева был выпускник семинарии С. Е. Амфитеатров, известный под фамилией Раич. Он заражал ученика своим интересом к лучшим образцам античной литературы, и в тринадцать лет Тютчев уже с успехом переводил оды Горация(см. ГОРАЦИЙ) и писал стихи собственного сочинения под сильным влиянием латинской классики («На новый 1816 год», за это стихотворение юный Тютчев в 1818 был удостоен звания сотрудника Общества любителей российской словесности(см. ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ); и др.). В 1819—1821 Тютчев проходил обучение на словесном отделении Московского университета. До этого два года посещал курс А. Ф. Мерзлякова(см. МЕРЗЛЯКОВ Алексей Федорович) в качестве вольнослушателя. В университете коротко сошелся с М. П. Погодиным(см. ПОГОДИН Михаил Петрович), с которым его связывали дружеские отношения. Поэзия студенческих лет отмечена увлечением немецким романтизмом («Урания», 1820, переложение элегии Ламартина(см. ЛАМАРТИН Альфонс) «Уединение», 1820). В 1822 Тютчев был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и в том же году отправился в Мюнхен.

    Дипломатическая карьера Тютчева не была особенно успешной, тем не менее за границей Тютчев провел более 20 лет, большую часть этого времени — в Мюнхене. Именно там в 1826 состоялась его свадьба с баварской аристократкой Элеонорой Петерсон. Здесь же он познакомился с Ф. Шеллингом(см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Г. Гейне(см. ГЕЙНЕ Генрих), произведения которых с энтузиазмом переводил на русский («На севере мрачном, на дикой скале...» и др.), Л. Кленце(см. КЛЕНЦЕ Лео фон), В. Каульбахом(см. КАУЛЬБАХ Вильгельм) и другими представителями литературно-художественных кругов тогдашней Германии. В первое десятилетие мюнхенской жизни (1820—30-е гг.) были написаны самые знаменитые тютчевские стихи: «Весенняя гроза» (1828), «Silentium!» (1830), «Как океан объемлет шар земной…» (1830), «Фонтан» (1836), «Не то, что мните вы, природа...» (1836), «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (1836) и др. Однако широкая известность пришла к поэту лишь в 1836, когда в «Современнике(см. СОВРЕМЕННИК (название журналов))» было опубликовано 16 стихотворений под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии». Это была первая крупная публикация поэта. В 1833 начался его роман с Эрнестиной Дернберг, получивший громкую огласку, разразившийся скандал стал причиной перевода Тютчева в Турин (1837) на должность старшего секретаря русской миссии. В 1838 умерла жена поэта. В 1839 Тютчев венчался в Берне с Э. Дернберг и в том же году за самовольную отлучку был уволен из Министерства иностранных дел и лишился звания камергера.

    В 1841 состоялось знакомство Тютчева с деятелем чешского национального возрождения Вацлавом Ганкой, оказавшее на поэта большое влияние. С этого времени идеи славянофильства(см. СЛАВЯНОФИЛЫ) и объединения славянских народов приобрели явственное звучание в публицистике и политической лирике поэта. Деятельность Тютчева, направленная на повышение авторитета России за границей, снискала одобрение Николая I, и в 1844 Тютчеву было возвращено звание камергера и место в Министерстве. С 1848 занимал должность старшего цензора. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов(см. НЕКРАСОВ Николай Алексеевич) восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками, А. А. Фет(см. ФЕТ Афанасий Афанасьевич) привлекал его произведения в качестве доказательства существования «философской поэзии», поэзии мысли, остающейся при этом чистым искусством. В 1854 вышел первый сборник поэта, в который наряду со старыми стихами 1820—30-х гг. вошли и новые, написанные в начале 1850-х гг. и посвященные преимущественно молодой возлюбленной Тютчева Елене Денисьевой, почти ровеснице его дочери («Я очи знал, — о, эти очи!..», 1851; «Последняя любовь», 1851–1854; и др.). Страстный и мучительный (свет открыто осуждал эту связь и отказывался принимать Денисьеву) роман длился 14 лет вплоть до 1864, когда Елена скончалась от туберкулеза. Тютчев очень болезненно переживал эту утрату, откликом на несчастье стали стихи т. н. денисьевского цикла — вершина любовной лирики поэта («Весь день она лежала в забытьи...», 1864 «Есть и в моем страдальческом застое...», 1865; «Накануне годовщины 4 августа 1865 г.», 1865; «О, этот Юг, о, эта Ницца!..»; и др.). Вторая половина 1860-х гг. стала роковой для Тютчева: в 1864 вслед за Денисьевой умерла их общие дочь и годовалый сын, через год — мать поэта, в 1870 — старший сын Дмитрий и брат Николай, а в 1872 — младшая дочь Мария. В 1872 состояݐؐՠздоровья поэта стало заметно ухудшаться и в июле 1873 он скончался от апоплексического удара.

    В 1920 в усадьбе Мураново был открыт музей его имени.

    Все творчество поэта пронизано идеями натурфилософии(см. НАТУРФИЛОСОФИЯ): природа в его произведениях никогда не бывает просто декорациями, на фоне которых развивается действие, или аллегорическим воплощением какой-либо философской концепции. Тютчевская природа — это природа первобытных стихий, неупорядоченности и хаоса, бездна, на краю которой обречен жить человек. Поэт пытается постичь основы мироздания, онтологическое значение бытия, определить место человека в природном хаосе. В центре внимания оказывается противопоставление хаоса и космоса — природы и разума, безудержной стихии и индивида. При этом хаос не воспринимается как однозначное зло, напротив, стихия завораживает и притягивает поэта, и невозможность слиться с ней становится трагедией. Трагедия человеческого бытия заключается в неспособности достижения гармонии с природой, частью которой он является, в необходимости продолжать диалектическую бессмысленную борьбу с мировым целым, ощущении мучительного разлада.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    Т́́ЮТЧЕВ Федор Иванович (1803—73), рус. поэт. Как и Л., был воспитанником Моск. ун-та; имел общих с Л. учителей (А.Ф. Мерзляков и С.Е. Раич — домашний учитель Т. в 1813—19, и др.); в дружеской близости к Т. находился М. А. Максимович, учитель Л. в Пансионе. К началу лит. деятельности Лермонтова Т. — уже сложившийся поэт; его стихи опубл. в журналах и альманахах Раича, М.Г. Павлова и любомудров («Атеней», 1829; «Галатея», 1829—30; «Урания», 1826; «Северная лира», 1827); наиболее значит. подборка стихов Т. появляется позднее в пушкинском «Современнике» (1836). Стихи Т., несомненно, попадали в поле зрения Л. Возможно, что в «Наполеоне» (1829) Л. есть следы знакомства со стих. Т. «Могила Наполеона» (1829). Есть неск. случаев обращения Л. и Т. к одним и тем же поэтич. образцам, оба они перевели стих. Дж. Байрона «Lines Written in an album, at Malta» («В альбом друзьям» Т., 1826; «В альбом» Л., 1836), Г. Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» («С чужой стороны» Т., 1827; «На севере диком стоит одиноко» Л., 1841); в стих. «Выхожу один я на дорогу» (1841) Л. варьировал мотивы стих. Гейне «Der Tod, das ist die kühle Nacht», переведенного также и Т. («Мотив Гейне», 1868—69). К единому источнику — стих. И. В. Гёте «Willkommen und Abschied» — восходят образы ночи в стих. Т. «Песок сыпучий по колени» (1837) и в «Мцыри» Л. («И миллионом черных глаз / Смотрела ночи темнота / Сквозь ветви каждого куста»). Прямое воздействие Т. на Л., как и Л. на Т., не обнаруживается; сопоставление поэтов обычно носит общетипологич. характер. Впервые имена Л. и Т., почти неизвестного в то время рус. публике, поставил рядом Н. А. Некрасов («Русские второстепенные поэты», 1850), признав Т. талантом, равным Л.; в дальнейшем эта ассоциация укрепилась в лит. критике.Поэзию Л. и Т. сближает ряд общих романтич. идей и образов: проблема самовыражения поэта — невозможность выразить мысли и чувства в слове («Silentium!», 1830, Т. и «1831-го июня 11 дня», «Не верь себе», 1839, Л.); религ. или пантеистич. восприятие природы и мирозданья, с характерными образами «ночи», «звезды»; переживание любви как «рокового поединка» — у Т. или мучительного страдания — у Л.; неизбывное противоборство «страстей» и «святых», молитвенных порывов; острое ощущение «самовластья» судьбы (рока); влечение к темным загадкам бытия («бездна» и «хаос» ночного мира у Т., стихия демонизма у Л.); наконец, как Л., так и Т. свойствен глубокий лирич. самоанализ. Поэты обращались к одним и тем же темам: древний Рим (еще могущественный, но чреватый крахом), Наполеон, его слава и падение (ср. «Наполеон» и «Неман» у Т. с т. н. наполеоновским циклом у Л.), гибель А. С. Пушкина (как злодейское убийство и нац. трагедия — ср. «29-е января 1837» и «Смерть поэта»). В самой трактовке этих тем (как и в общих философско-эстетич. основах поэзии) Л. и Т. имеют мало общего. В кон. 30 — нач. 40-х гг. Л. сближается с кругом знакомых Т. (И. С. Гагарин, Е. П. Ростопчина, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков и др.), к-рый мог быть впоследствии для Т. источником сведений о Л. (сам Т. с 1822 жил за границей). Сравнение символики Т. и Л. см. в ст. Символ.Лит.: Некрасов Н. А., Рус. второстепенные поэты, Полн. собр. соч., т. 9, М., 1950, с. 207—08; Котляревский, с. 308—09; Асмус (1), с. 127; Эйхенбаум (2), с. 82, 85, 90; Галахов, с. 583—612; Дурылин С., Судьба Л., «Рус. мысль», 1914, кн. 10, с. 26; Михайлова Е. Н., Роман Л. «Княгиня Лиговская», «Уч. зап. ИМЛИ им. Горького», 1952, т. 1, с. 300; Касаткина В. Н., Поэтич. мировоззрение Ф. И. Тютчева, [Саратов], 1969, с. 66—67, 82, 87, 92—93; Бродский (5), с. 196—99; Пигарев К., Жизнь и творчество Тютчева, М., 1962, с. 182—83, 202—03, 221—309; Рубинова Е., О значении переводов Тютчева из Гейне, «Уч. зап. Казахского ун-та», 1958, т. 34, в. 3; Щемелева Л. М., О рус. филос. лирике XIX века, «Вопросы философии», 1974, № 5; Подгаецкая; Пульхритудова (3), с. 266—69, 312; Ф. И. Т. Библиографич. указатель произв. и лит-ры о жизни и деятельности. 1818—1973, М., 1978 (см. именной указатель); Эйхенбаум (3), с. 104; Эйхенбаум (5), т. 2, с. 233—34; Жирмунский В., Вопросы теории лит-ры, Л., 1928, с. 99; Скатов Н. Н., Родина в поэтич. концепции Л., Тютчева, Некрасова, в кн.: Проблемы реализма, Вологда, 1966; Федоров (2), с. 34, 59, 65, 75, 90.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Москва (энциклопедия)

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

    ТЮТЧЕВ Федор Иванович
    ТЮТЧЕВ Федор Иванович (1803-73) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. Символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи "Денисьевского цикла"). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: