Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Canova) — самый значительный из итальянских скульпторов новейшего времени, род. 1 ноября 1757 г. Сын бедняка-каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться ваянию. Имея всего 16 лет от роду, К. исполнил для своего покровителя статуи Евридики и Орфея, а в 1779 г., для венецианского патриция Пизано, группу "Дедал и Икар". В следующем году он отправился в Рим, где знакомство с классическими памятниками скульптуры быстро развило его врожденные артистические способности. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди тогдашних ваятелей, и известность его росла с появлением каждого нового его произведения, распространяясь далеко и за пределы Италии. Со всех сторон от царственных особ и вельмож сыпались к нему заказы. Папа Пий VII в 1880 г. сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его в 1802 г. в Париж для приготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ. После падения Наполеона, в 1815 г. К. энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в Вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант Пий VII приказал вписать его имя в Золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д'Искиа. Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны Папы, знаменитый скульптор вследствие размолвки своей с кардиналами покинул Рим и последние годы своей жизни провел на родине, в Поссаньо, близ Бассано. Он ум. в Венеции 13 авг. 1822 г. Заслуга К. заключается в том, что после долгого периода упадка пластики, в век манерности и париковства он первый из всех пытался вернуть ее к принципам и формам античного искусства; но ему все-таки не удалось вполне освободиться от недостатков скульптуры его времени и достигнуть классических простоты и благородства, что особенно заметно в слабейшей отрасли его творчества — рельефе, сохраняющем еще характер предшествовавших работ подобного рода. Статуям К., а еще более его группам все еще недостает того спокойствия и той внутренней законченности, которые составляют главные условия истинно пластической красоты. Прекрасно удавались ему фигуры молодых женщин, которым он почти всегда придавал отчасти чувственный, отчасти сентиментальный оттенок, кокетливую грациозность, любимую его временем. Несколько проще, а потому и привлекательнее его мужские идеальные фигуры, а еще лучше — надгробные памятники, из числа которых иные отличаются действительно пластичностью композиции, серьезностью и достоинством. Замечательнейшие из произведений знаменитого скульптора, в хронологическом порядке их появления, суть след.: "Дедал и Икар", колоссальная группа "Тезея, убивающего Минотавра" (в Венск. имп. музее), надгробный памятник Папы Климента XIV (1783, в ц. Св. Апостолов в Риме); чрезвычайно красивая, милая группа "Амур и Психея" (1789; повторена несколько раз; один ее экземпляр в Имп. Эрмитаже в СПб.), памятник Папе Клименту XIII (1792, в Петровоком соборе, в Риме), "Венера и Адонис", "Кающаяся Мария Магдалина" (1796 г.), мастерски исполненная "Геба" (1796; повторена несколько раз; один экземпляр — в Имп. Эрмитаже, другой — в Берлинск. национ. галерее), "Битва Дамоксена с Креугасом" (1800, в Ватик. муз., в Риме), чресчур живописный надгробный монумент эрцгерцогини Христины в ц. Августинск. монастыря в Вене (1796-1805); "Персей с головой Медузы" (одно из самых удачных созданий художника, в Ватиканск. муз.), статуя Наполеона I в виде бога, с лавровым венцом на голове; "Венера-Победительница" (1805), "Венера, выходящая из моря после купанья", "Три Грации" (у герц. Бетфорда, в Иобюрнском аббатстве в Англии, и в галерее герц. Лейхтенбергских в СПб.), "Парис" (в мюнхенской глиптотеке и в Имп. Эрмитаже), "Эндимион", памятник поэту Альфьери (1807, в ц. Санта-Кроче во Флоренции); статуя Вашингтона (1818-20, погибла от пожара) и, наконец, группа "Гектор и Аякс". Избранные произведения К. в числе 176 гравированы в Лондоне Г. Мозесом, в 1828 г., и изданы в 3 том., с текстом Ф. Шульца, в Штутгарте; другой сборник гравюр с его произведений изд. графиней Альбрицци и Г. Латушем (1836, 5 том.). Более или менее подробные сведения о жизни и деятельности К. можно найти в сочинениях: A. Paravia, "Notizie intorno alla vita di A. С." (Рим, 1823); Missimini, "Vita di A. С." (Прато, 1826); Cicognara, "Storia della scultura fino al secolo di C." (Рим, 1823); A.-Ch. Quatremère de Quincy, "C. et ses ouvrages" (П., 1834) и "Memorie di A. C. pubblicate da A. d'Este" (Венеция, 1865).

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Канова (Canova) Антонио (1.11.1757, Поссаньо, обл. Венеция, ‒ 13.10.1822, Венеция), итальянский скульптор-классицист. Учился в Венеции (1768‒74) у скульптора Дж. Торретти. Работал главным образом в Венеции и Риме. В ранних произведениях следовал традициям искусства барокко. Впоследствии вступил на путь формального подражания античной скульптуре. В выполненных К. эффектных надгробиях (надгробие Климента XIII, 1792, собор св. Петра, Рим), статуях мифологических героев («Амур и Психея», 1793, Лувр, Париж, 1800, Эрмитаж, Ленинград), идеализированных портретах («Паолина Боргезе в виде Венеры», 1805‒07, Галерея Боргезе, Рим) торжественное спокойствие композиции, ясность и изящество пропорций сочетаются с холодной отвлечённостью образов, чертами сентиментальной слащавости и салонной красивости, безжизненностью гладкой, отполированной поверхности мрамора. Творчество К. явилось одним из тех образцов, на которые ориентировалась европейская академическая скульптура 19 в.

    Лит.: Косарева Н. К., Канова и его произведения в Эрмитаже, 2 изд., Л., 1963; Coletti L. (ed.), Mostra Canoviana. [Catalogo], Treviso, 1957.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Canova, Antonio)

    (1757-1822), итальянский скульптор, представитель классицизма. Полированная, безукоризненно чистая белая поверхность придает статуям Кановы некоторую абстрактность и холодность, несмотря на тонко подмеченные детали и точную передачу анатомической структуры тела и драпировок. Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как Амур и Психея (1783-1793, Лувр). Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Среди его произведений: статуя Персей (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолина Боргезе в образе Венеры (1805-1807, Рим, музей и галерея Боргезе), надгробия пап Климента XIII (1783-1792, Рим, собор св. Петра) и Климента XIV (1783-1787, Рим, церковь Санти Апостоли). Канова родился 1 ноября 1757 в Поссаньо близ Тревизо, учился в Венеции у скульптора Дж.Торретти. Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера - мраморная скульптурная группа Дедал и Икар, выполненная в модном тогда стиле рококо. Затем скульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, - Тезей и Минотавр (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре.

    АНТОНИО КАНОВА. АМУР И ПСИХЕЯ

    АНТОНИО КАНОВА. АМУР И ПСИХЕЯ

    Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822.

    ЛИТЕРАТУРА

    Косарева Н.К. Канова и его произведения в Эрмитаже, 2-е изд. Л., 1963

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Кано́ва Антонио

    (Canova) (1757—1822), итальянский скульптор. Один из ведущих мастеров европейского классицизма и академизма. Эффектные надгробия (папы Климента XIII, 1792), мифологические статуи («Амур и Психея», 1793), идеализированные портреты («Паолина Боргезе в образе Венеры», 1805—1807) соединяют торжественное спокойствие композиции, ясность пластических форм и гармоничное изящество линий с холодноватой отстранённостью образов.

    * * *

    КАНОВА Антонио

    КАНО́ВА (Canova) Антонио (1757—1822), итальянский скульптор. Представитель классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ). Эффектные надгробья (папы Климента ХIII, 1792), мифологические статуи («Амур и Психея», 1793), идеализированные портреты («Полина Боргезе в образе Венеры», 1805—1807).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Католическая энциклопедия

  9. Источник: