(78—139)
китайский астроном. Одним из первых объяснил причину лунных затмений и явление лунных фаз; правильно описал видимое движение небесных светил, сконструировал и изготовил несколько астрономических приборов. Около 120 появилась книга Ч. Х. «Армилярная сфера», в которой подробно изложена теория «Беспредельное небо». Согласно этой теории Вселенная безгранична во времени и пространстве.
ЧЖАН ХЭН (78-139) - китайский астроном. Сконструировал несколько приборов (армиллярную сферу, вращающийся звездный глобус, прибор, показывающий направление на эпицентр землетрясения). Описал 2500 звезд, объединив их в 124 созвездия.
ЧЖАН ХЭН
Чжан Пинцзы (78-139), китайский философ, мыслитель-энциклопедист, литератор, поэт, государственный деятель и выдающийся ученый, которому принадлежат мировые открытия и изобретения в математике, астрономии, механике, сейсмологии, географии. Родился в 78 в Сиао области Наньян (совр. Цяочжэнь уезда Наньчжао провинции Хэнань). Состоял на государственной службе, дважды занимал пост главного придворного историографа-астронома, в конце жизни был министром в удельном княжестве Хэцзянь (современная провинция Хэбэй). Создал армиллярную сферу (небесный глобус), приводившуюся в движение водой; тележку-компас с шестеренными передачами; прибор для регистрации подземных толчков (протосейсмограф). Чжан Хэн первым в Китае заявил, что Луна светит отраженным солнечным светом, явился родоначальником количественной картографии, основанный на прямоугольной сетке координат; уточнил значение числа p, предложив два его эквивалента: 1)
">
2)
.
Последним значением пользовался Брахмагупта в 7 в. и аль-Хорезми в 9 в. Теоретические труды Чжан Хэна сохранились лишь во фрагментарном виде, включенными в состав других произведений. Древнейшее описание его жизни и творчества содержится в специально посвященной ему гл. 89 Хоу Хань шу (Книга о Поздней [[династии]] Хань, конец 4 - начало 5 в.). Наиболее полным образом наследие Чжан Хэна представлено в антологии Янь Кэцзюня (1762-1843) Цюань шан-гу сань-дай Цинь-Хань, Сань-го, Лю-чао вэнь (Полное [[собрание]] литературы глубокой древности, трех [[первых]] эпох, [[династий]] Цинь и Хань, Троецарствия и Шести династий). Основные космолого-астрономические взгляды Чжан Хэна отражены в небольшом трактате Хунь-тянь и (ту чжу) - (Комментарий к плану) армиллярной сферы или (Комментарий к плану) коловращающегося неба, который, видимо, был описанием и разъяснением соответствующего астрономического инструмента. В нем излагается геоцентрическая концепция "коловращающегося неба", согласно которой Земля подобна желтку в постоянно вращающемся яйцеобразном Небе. Носителем и наполнителем этого "мирового яйца" является "пневма" (ци1), основным вселенским воплощением которой выступает вода. Космологические и общефилософские взгляды Чжан Хэна, следовавшего за даосами, натурфилософской школой инь-ян цзя и особенно Ян Сюном (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.), выражены главным образом в трактате Лин сянь (Основоположения животворности) и прозопоэтическом сочинении Сы сюань фу (Ода мышлению о таинственном). Развивая, также в сочинении Сюань ту (План таинственного), воспринятую от Ян Сюна идею "тай сюань" - "великой тайны", лежащей в основе мироздания, Чжан Хэн сочетал признание непознаваемости Вселенной как "пространственно-временного универсума" (юй чжоу) со скрупулезными астрономическими расчетами, а веру в астрологическую взаимосвязь земных существ и небесных светил - с критикой гадательно-предсказательной традиции, расцветшей в современном ему "оракуло-апокрифическом учении" (чэнь вэй чжи сюэ, см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ;
ЦЗИН ВЭЙ). Определяя различные категории небесных тел, он указывал на существование 2500 "действующих звезд" и 11 520 "сокровенных звезд". 2500 - это округление наибольшего числа доступных невооруженному глазу небесных тел, то есть эмпирическая величина, а 11 520 - априорно заданное число из Си цы чжуани, продукт нумерологии (сян шу чжи сюэ) Чжоу и, символизирующий все "10 000 вещей" (вань у). Скорость перемещения небесных тел на небосводе им связывалась с их удаленностью от Земли: близкие к ней двигаются быстро, далекие от нее - медленно. Наиболее известные художественные произведения Чжан Хэна - триптих политически идеологизированных од о Западной, Восточной и Южной столицах (Си цзин фу, Дун цзин фу, Нань цзин фу), проникнутая новаторским анакреонтическим духом Тун шэн гэ (Песнь о созвучии), соединяющие апологетику природы и культуры, даосизма и конфуцианства Гуй тянь фу (Ода о возвращении к полям) и Ду-лоу фу (Ода черепу).
ЛИТЕРАТУРА
Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древних и средних веков. М., 1979 Березкина Э.И. Математика древнего Китая. М., 1980 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Из китайской классической поэзии. Цзя И, Чжан Хэн, Сунь Чо, Тао Цянь. Перевод и вступительная статья Е.А.Торчинова. - Петербургское востоковедение, 1992, вып. 1 Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб, 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Чжан Хэн
(78—139), китайский астроном. Сконструировал несколько приборов (армиллярную сферу, вращающийся звёздный глобус, прибор, показывающий направление на эпицентр землетрясения). Описал 2500 звёзд, объединив их в 124 созвездия.
* * *
ЧЖАН ХЭНЧЖАН ХЭН (78—139), китайский астроном. Сконструировал несколько приборов (армиллярную сферу, вращающийся звездный глобус, прибор, показывающий направление на эпицентр землетрясения). Описал 2500 звезд, объединив их в 124 созвездия.
1. Чжан Линчжэнь. 2 в. Один из первых лидеров даос, школы Удоуми дао (см. Чжэнъи (дао)), сын ее основателя Чжан Даолина. По преданию, "вознесся на Небо" в 179. Между последователями Чжэнъи дао известен как "Учитель-наследник" (Фу-ши).
2. Чжан Пин-цзы. 78, Наньян обл. Сиао (к югу от Наньчжао совр. пров. Хэнань), - 139. Мыслитель, литератор, ученый (астроном, механик, сейсмолог, географ). Состоял на гос. службе, дважды занимал пост гл. придворного историографа, в последние годы жизни был министром правителя удела Хэц-зянь. Создатель армиллярной сферы (небесного глобуса), приводившейся в движение водой, тележки-компаса с шестеренными передачами, солнечных часов, прибора для регистрации подземных толчков. Родоначальник количественной картографии, осн. на прямоугольной сетке координат. Вычислил число л (3,04132). Фрагменты произв. Ч.Х. сохранились в династийных историях (напр., в "Хоу Хань шу", кон. 4 - нач. 5 в.), историч. сб. "Тай пин юй лань" ("Имп. просмотр годов Тай пин", 10 в.), трудах средневек. авторов. Космогонич. представления Ч.Х., выраженные гл. обр. в соч. "Хунь тянь и ту чжу" ("Иллюстрированное описание полной армиллярной сферы"), "Лин сянь" ("Законы (действия) одухотворяющей силы"), опирались на идеи "Дао дэ цзина" и "Хуайнань-цзы" (см. Лю Ань), иньян цзя. В поэтико-филос. соч. "Сы с юань фу" ("Размышления о сокровенном") прослеживается влияние взглядов Ян Сюна (1 в.). Исходил из геоцентрич. представлений о Вселенной, отождествлял вселенскую духовно-материальную субстанцию - "пневму" (ци (1)) с водой, в к-рой "плавают" Небо и Земля. Высказал догадки о природе лунного света как отраженного солнечного, предположения о безграничности и непознаваемости Вселенной, огромной длительности процесса космогенеза. Определяя различные категории небесных тел, указывал на существование 2500 "действующих звезд" и 11520 "сокровенных звезд". 2500 - это округление наибольшего числа доступных невооруженному глазу небесных тел, т.е. эмпирич. величина, а 11520 -априорно заданное число из "Си цы чжуани", продукт нумерологии (сян шу чжи сюэ) "Чжоу и", символизирующий всю "тьму вещей" (вань у). Скорость перемещения небесных тел на небосводе связывал с их удаленностью от Земли. Выступал против практики гадания по мантич. книгам (см. Вэй шу), отрицал версию о происхождении этой практики от древних "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей. Наиболее известные поэтич. произв. Ч.Х.- "Эр цзин фу" ("Ода о двух столицах"), "Гуй тянь фу" ("Ода о возвращении на поле"), "Тун шэн гэ" ("Согласное пение").
2. *Хун тянь и. Лин сянь (фрагменты). Пер. и вступ. ст. Р.В. Вяткина // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Из кит. классич. поэзии. Цзя И, Ч.Х., Сунь Чо, Тао Цянь. Пер. и вступ. ст. Е.А. Торчинова // Петербургское востоковедение. 1992. Вып.1; Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Лян Хань бу (Избр. материалы по истории кит. философии. Пер. двух Хань). Т. 2. Пекин, 1960.
А.И. Кобзев, А.Г. Юркевич
Большой Энциклопедический словарь. 2000.