Большая Советская энциклопедия

    Пешковский Александр Матвеевич [11(23).8.1878, Томск,‒27.3.1933, Москва], советский языковед. Специалист в области теории грамматики (преимущественно синтаксиса) и методики сё преподавания. Окончил Московский университет (1906). Профессор 1-го МГУ (1921‒24), Высшего литературно-художественного института имени В. Я. Брюсова (1921‒24), 2-го МГУ (1926‒32). Представитель русской формально-грамматической школы; разрабатывал учение о формах языка, его грамматических средствах, типах значений; исследовал природу и функции интонации, взаимодействие грамматических и неграмматических языковых средств, условия их функционального сближения и взаимной компенсации и др. Основные труды: «Русский синтаксис в научном освещении» (1914, 7 изд. 1956), «Интонация и грамматика» (1928), сборники «Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика» (1925), «Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики» (1930). Работы «Школьная и научная грамматика» (1914), «Синтаксис в школе» (1915), «Наш язык» (в. 1‒3, 1922‒27) направлены на сокращение разрыва школьной грамматики с грамматической теорией.

    Лит.: Бернштейн С. И., Основные понятия грамматики в освещении А. М. Пешковского, в кн.: Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 6 изд., М., 1938; Белов А. И., А. М. Пешковский как лингвист и методист, М., 1958 (лит.).

    И. Н. Кручинина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПЕШКОВСКИЙ Александр Матвеевич (1878-1933) - российский языковед. Профессор московских вузов (1921-32). Исследовал грамматику и стилистику русского литературного языка и методы его преподавания в школе.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (1878-1933), русский лингвист, специалист по русскому языку. Родился в Томске 11 (23 по новому стилю) августа 1878. В 1906 окончил Московский университет, принадлежал к школе Ф.Ф.Фортунатова. Долгое время преподавал русский язык в гимназиях; на научных исследованиях сосредоточился довольно поздно. С 1921 - профессор московских вузов (1-го МГУ и Высшего литературно-художественного института в 1921-1924, 2-го МГУ в 1926-1932). Умер Пешковский 27 марта 1933. Большинство работ Пешковского посвящено грамматике русского языка. Главный труд - Русский синтаксис в научном освещении (1914; 3-е переработанное издание 1928), выдержавший семь изданий. Эта книга, написанная в чрезвычайно доступной форме, и сейчас остается одним из наиболее детальных и содержательных исследований русского синтаксиса и русской грамматики в целом. Не отказываясь от представления о лингвистике как исторической науке, Пешковский уделял много внимания изучению современного языка. Он совмещал в своих работах психологический и формальный подходы к языку, стремился выработать четкие критерии выделения и классификации единиц языка, в частности слова (О понятии отдельного слова, 1925). В статье Интонация и грамматика (1928) ставил проблему (в полной мере не решенную и поныне) создания особой интонационной грамматики как раздела грамматической теории. Много занимался вопросами методики преподавания русского языка, стремясь сблизить педагогическую практику с наукой (Наш язык, 1922-1927 и др.); в статье 1923 Объективная и нормативная точка зрения на язык детально проанализировал научные и культурные предпосылки и следствия различия этих двух точек зрения.

    ЛИТЕРАТУРА

    Пешковский А.М. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. М., 1925 Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Пешко́вский Александр Матвеевич

    (1878—1933), языковед. Профессор московских вузов (1921—32). Ученик Ф. Ф. Фортунатова. Исследовал грамматику (преимущественно синтаксис) и стилистику русского литературного языка. Разрабатывал научные принципы преподавания русского языка в школе. Труды в области интонации; применил экспериментальные методы в исследовании языка.

    * * *

    ПЕШКОВСКИЙ Александр Матвеевич

    ПЕШКО́ВСКИЙ Александр Матвеевич [11 (23) августа 1878, Томск — 27 марта 1933, Москва], российский языковед. Профессор московских вузов (1921–1932). Исследовал грамматику и стилистику(см. СТИЛИСТИКА) русского литературного языка, методику его преподавания в школе.

    Учился на естественном и историко-филологическом факультетах Московского университета, изучал естествознание в Берлинском университете. В 1906 окончил историко-филологический факультет Московского университета. Принадлежал к школе Ф.Ф. Фортунатова(см. ФОРТУНАТОВ Филипп Федорович). Преподавал русский и латинский язык в московских гимназиях. С 1921 преподавал в Первом Московском государственном университете и Высшем литературно-художественном институте им. В.Я. Брюсова(см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич). Его научные интересы были связаны с разноаспектным изучением русского синтаксиса, русской интонации. Являлся одним из первооткрывателей области «малого синтаксиса» и идиоматичных синтаксических конструкций. Большинство работ Пешковского посвящено грамматике русского языка. Главный труд – «Русский синтаксис в научном освещении» (1914; переработанное издание 1928), выдержавший семь изданий. Эта книга остается одним из наиболее детальных и содержательных исследований русского синтаксиса и русской грамматики в целом. Не отказываясь от представления о лингвистике как исторической науке, Пешковский уделял много внимания изучению современного языка. Он совмещал в своих работах психологический и формальный подходы к языку, стремился выработать четкие критерии выделения и классификации единиц языка, в частности слова («О понятии отдельного слова», 1925). В статье «Интонация и грамматика» (1928) ставил проблему (в полной мере не решенную и поныне) создания особой интонационной грамматики как раздела грамматической теории. Много занимался вопросами методики преподавания русского языка, стремясь сблизить педагогическую практику с наукой («Наш язык», 1922–1927 и др.); в статье 1923 «Объективная и нормативная точка зрения на язык» детально проанализировал научные и культурные предпосылки и следствия различия этих двух точек зрения.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: