Словарь Брокгауза и Ефрона

    небольшое бродячее, родственное самоедам, монгольского типа племя инородцев, обитающее на севере Енисейской губернии и округа, в Туруханском крае, между правым берегом реки Енисей и рекой Таз, на Нижнем Тазе и по берегам Северного Ледовитого океана. Ю. составляют два рода — Тазовские и Береговые Ю.; первые бродят между Енисеем и Тазом, вторые — по обеим сторонам Енисейской губы и в низовьях реки Таз; оба рода причислены к Тазовской инородческой управе; местом для взноса ясака служат Тазовские церковь и часовня, куда они являются осенью и зимой; летом для сбыта рыбы Ю. идут на пароходы к Пясинскому станку на реке Енисее или в селение Толстый Нос. Ю. в Тазовском роде по 8-й ревизии было 166 мужчин, 99 женщин, по 10-й ревизии — 156 мужчин и 135 женщин; в Береговом: по 8-й ревизии — 73 мужчины и 34 женщины, по 10-й ревизии — 29 мужчин и 23 женщины. Последний род, видимо, вымирает. Более поздних сведений о числе Ю. нет.

    Ю. именуют себя "ненечэ". Они низкого роста, сложены хорошо, только кривоноги; глаза у них большей частью черные с длинными ресницами, волосы и брови черные, нос прямой, оклад лица круглый. Ю. носят особый костюм, состоящий главным образом из мехов, не лишенный украшений. Ю. относительно довольно чистоплотны, не так хитры, как родственные им самоеды; несмотря на свое скопидомство, помогают друг другу. Обычаи Ю. не лишены оригинальности; у них уцелели свои сказки и песни. Часть Ю. считается христианами, хотя принадлежность их к православию чисто формальная; остальные — язычники. Главный бог Ю. называется Нум — бог неба, божество светлое; в противоположность ему есть и мрачное — Чир или Нон, живущее в "мрачной" стране. Летом во время грозы происходит между ними борьба, и Нум всегда побеждает Чира и низвергает его на землю. У Чира находятся в услужении злые духи, из которых главный — Иллико. Солнце и луна почитаются божествами, Полярная звезда — божьим гвоздем, Млечный путь — божьим неводом; утренняя и вечерняя зори — тоже божества, северное сияние — отблеск сильного морского волнения. Главные занятия Ю. — оленеводство, рыболовство и охота на пушных зверей и диких оленей. У Ю. до 3700 оленей, которые им служат для пищи, одежды и передвижения. Из оленьих шкур делают чумы, разное зимнее и летнее платье, которое шьется оленьими жилами; из них же приготовляются и тонкие веревки. На каждую ясачную душу приходятся на круг по 32 оленя. Кроме оленей, Ю. держат собак, служащих для охоты, передвижения и охраны.

    Ю. прежде были многочисленным и сильным народом, занимавшим территорию между реками Пуром и Енисеем и враждовавшим с соседними племенами и с русскими. Береговые Ю. и теперь отличаются грубостью и дикостью; они сохранили обычаи и предания своих предков и остались язычниками-шаманистами. Тазовские Ю. большей частью крещены и менее грубы. Впервые русские встретились с Ю. в 1600 г. близ реки Пур, когда отряд из 100 казаков, под начальством князя Шаховского и Хрипунова, шел из Тобольска на реку Таз для основания города Мангазеи. Эта экспедиция была для русских неудачной: отряд был разбит и должен был бежать, бросив все свои запасы. В следующем году более сильный отряд, под начальством князя Кольцова-Масальского и Савлука-Пушкина, благополучно прибыл на реку Таз, основал город Мангазею и обложил ясаком все притазовское юрацкое и самоедское население.

    Н. Латкин.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    употреблявшееся в прошлом название ненцев Западной Сибири.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    юра́ки мн. – стар. название ненцев, самого зап. самодийского народа, от п-ова Канина до [бывш.] Березовск. у. бывш. Тоб. губ. (Патканов 4). Это название сближают с манси jorin "самоед" (Альквист, Wog. Wb. 12), коми jаrаn "самоед, население к северу от Вычегды" (Вихм. – Уотила 74), ханты i̯arǝn, i̯aran, i̯аrɣаn "самоед" (Карьялайнен, Ostj. Wb. 184 и сл.); ср. Хайду 19 и сл., 29 и сл. Окончание -ак объясняет Книежа (у Хайду 30) из русск. суф. -ак. Ср. вотя́к, пермя́к.

  5. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  6. Советская историческая энциклопедия

    употреблявшееся в прошлом назв. ненцев, живших к В. от р. Таз.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия