Большая Советская энциклопедия

    Кристи (Christie) Агата (р. 15.9.1891, Торки, Англия), английская писательница. Мастер детективного жанра, автор свыше 60 романов, 20 пьес и многих сборников рассказов. В лучших произв. К. (романы «Пуаро расследует», 1924; «Тайна каминов», 1925; «Убийство Роджера Экройда», 1926, рус. пер. 1970; «Н или М?», 1941, и др.; пьесы «Мышеловка», 1954; «Свидетель обвинения», 1954, одноименный американский фильм, 1957, и др.) преступление раскрывается не столько с помощью улик, сколько благодаря психологической проницательности её героев и исключительной интуиции сыщика бельгийца Эркюля Пуаро.

    Соч.: Destination unknown, [L.], 1969; Selected stories, Moscow, 1969; в рус. пер. — Загадка «Эндхауза», в кн.: Михал К., Кристи А., Гордон Б., Шаг в сторону..., М., 1965; Восточный экспресс, в кн.: «95—16». Зарубежный детектив, М., 1967; Смерть в облаках, «Литературный Азербайджан», 1970, № 8, 10—12.

    Лит.: Behre F., Studies in Agatha Christie's writings, [Göteborg, 1967]; Ramsey G., Agatha Christie: mistress of mistery, N. Y., [1967].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Christie, Agatha) (1890-1976), всемирно известная английская писательница, автор детективных романов и пьес. Агата Мэри Кларисса Миллер (Agatha Mary Clarissa Miller) родилась 15 сентября 1890 в Торки (графство Девон). Первый ее брак с полковником А.Кристи закончился разводом в 1928, и в 1930 она вышла замуж за выдающегося археолога М.Э.Л.Маллоуна. Уже в первом своем романе Таинственное происшествие в Стайлзе (The Mysterious Affair at Styles, 1920) Кристи вывела столь любимого читателями детектива-любителя Эркюля Пуаро. В числе романов, где Пуаро с неизменным успехом расследует преступления, - ставший классикой детектив Убийство Роджера Экройда (The Murder of Roger Ackroyd, 1926). Пуаро умирает в одном из последних романов Кристи Занавес (Curtain, 1975). Почти так же знаменита его коллега, тоже любительница частного сыска, добродушная, проницательная мисс Марпл, которая разгадывает тайны, примечая о многом говорящие мелочи и отлично разбираясь в людях. Мисс Марпл впервые появилась в Убийстве в доме викария (Murder at the Vicarage, 1930). Кристи опубликовала более 60 детективных романов и 19 сборников рассказов. Ее переводили на другие языки больше всех других английских авторов, за исключением Шекспира. Искусно построенные произведения Кристи отличает поразительное умение направить читателя по неверному следу. В числе ее лучших романов: Убийство в Восточном экспрессе (Murder in the Calais Coach, 1934), Багдадская встреча (They Came to Baghdad, 1957), Что видела миссис Макгилликадди (What Mrs. McGillicuddy Saw!, 1957); из поздних романов следует выделить Ночную тьму (Endless Night, 1968), Вечеринку на Хэллоуин (Halloween Party, 1969) и Врата судьбы (Postern of Fate, 1973). Кристи удачно выступала и как драматург - 16 ее пьес поставили в Лондоне, по некоторым были сняты фильмы. Выдающимся успехом пользовались Свидетель обвинения (Witness for the Prosecution), поставленный в 1953 в Лондоне и в 1954-1955 в Нью-Йорке, и Мышеловка (The Mousetrap), поставленная в 1952 в Лондоне и выдержавшая наибольшее число представлений за всю историю театра. В 1956 Кристи была награждена орденом Британской империи II степени. Умерла Кристи в Уоллингфорде 12 января 1976.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Кри́сти Агата

    (Christie) (1890—1976), английская писательница. Мастер детективного жанра. Многочисленные «интуитивные» романы и повести с элементами психологизма: «Пуаро расследует» (1924), «Тайна каминов» (1925), «Убийство Роджера Экройда» (1926), «Восточный экспресс» (1934), «Смерть на Ниле» (1937) и др. Пьесы «Свидетель обвинения», «Мышеловка» (обе 1954) и др.

    * * *

    КРИСТИ Агата

    КРИ́СТИ (Christie) Агата (Кларисса) (урожд. Миллер, Miller) (15 сентября 1890, Торки, графство Девоншир — 12 января 1976, Уоллингфорд, Оксфорд), английская писательница, непревзойденный мастер детектива.

    Предпочтение — детективному жанру

    Родилась в состоятельной семье, получила неплохое домашнее образование, в частности, музыкальное и только боязнь публичных выступлений помешала ей выбрать путь профессиональной исполнительницы. В 1914 году вышла замуж за майора Арчибалда Кристи, который дал ей имя, но не сделал счастливой. Во время Первой мировой войны работала в госпитальной аптеке, где получила знание о ядах, впоследствии использованное при создании детективных романов. В 1919 году у супругов Кристи родилась дочь.

    Продолжая традицию Э. По(см. ПО Эдгар Аллан) и А. Конан-Дойла(см. КОНАН ДОЙЛ АРТУР), в первый же детективный роман «Таинственное происшествие в Стайлзе» (1920) вводит сыщицкую пару: хитроумного бельгийца Эркюля Пуаро и недалекого капитана Гастингса (отчасти спародированные Шерлок Холмс(см. ШЕРЛОК ХОЛМС) и доктор Ватсон). Следует также детективной традиции английской писательницы М. З. Брэддон (1837—1915) и американки Анны Кэтрин Грин, впервые в качестве детектива использующей женщину (мисс Джейн Марпл — у Кристи).

    В 1926 выходит один из самых популярных и известных романов Кристи «Убийство Роджера Экройда» и в том же году она расстается с неверным Арчибалдом Кристи. Через несколько лет писательница заключает более счастливый брак с археологом Максом Мэллоуэном и ездит с ним на раскопки в Сирию и Ирак (отсюда «восточный» цикл ее романов). Всего с 1920 по 1976 Кристи напишет 68 детективных романов, 6 романов любовно-психологических (под псевдонимом Мэри Уэстмэкотт), а также несколько пьес, одна из которых, «Мышеловка», уже 50 лет не сходит со сцены.

    Мастерство Агаты Кристи

    Каждый роман Кристи отчасти напоминает «шахматную» партию — «задачу», которая разыгрывается с помощью стереотипных фигур: молодые девушки, отставные военные, деревенские сквайры, семейные поверенные, легкомысленные светские красавицы, молодые люди, склонные к мотовству, а иногда злодейству. Все эти образы — «клише» — переходят из романа в роман, однако от этого они не становятся менее увлекательными. Главное у нее — «комбинации фигур» и непредсказуемые ходы в «игре».

    Герои, как правило, действуют и размышляют на уровне общераспространенных мнений. Они выразители вечных истин: добро — это хорошо, а зло — плохо; смелость, благородство, верность должны побеждать; хитрость, обман, преступные наклонности и действия должны быть вскрыты, осуждены и наказаны. Повествовать нужно просто и доходчиво.

    Щадя чувства многих своих читателей, Кристи ни разу не сделала темой романа сексуальное преступление. В отличие от современных авторов криминального романа она умела балансировать на грани дозволенного художественным вкусом и чувством сострадания к жертве. Она понимала, что постоянная демонстрация жестокости и насилия сначала ужасает читателя, а потом нередко приводит к потере способности сочувствовать. В своей «Автобиографии» (1977) писала: «Никто тогда (в двадцатые годы) и помыслить не мог, что настанет время, когда будут читать криминальные романы, так как в них смакуются сцены насилия и они доставляют садистское удовольствие описанием зверства во имя зверства... Но теперь жестокость почти так же ежедневно употребительна, как хлеб с маслом.»

    Кристи всегда была поборницей женского равноправия, в частности, интеллектуального. В романе «Свидание со смертью» (1938) героиня Сейра Кинг так высказывает мысли самой Агаты Кристи: «Просто ненавижу эту дифференциацию по признаку пола... А ведь истина заключается в том, что одни девушки созданы для дела, другие — нет. Одни мужчины сентиментальны и мыслят сумбурно, другие обладают ясной головой и мыслят логически. Существуют просто разные типы умственной деятельности. Половые различия имеют значение только в сфере, непосредственно примыкающей к половым отношениям».

    Лучшие романы Кристи, кроме упоминавшегося «Убийство Роджера Экройда» — «Убийство в Восточном экспрессе» (1934), «Смерть на Ниле» (1937) и самый ею любимый и великолепно написанный «Десять негритят» (1939). Практически все ее детективные романы были экранизированы или инсценированы, некоторые — неоднократно. За литературные заслуги была возведена в дворянское достоинство.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Кристи Агата

    (Christie)Кристи Агата (Christie, Agatha); Дейм Агата Мэри Кларисса Кристи (Миллер)

    (Agatha Marie Clarissa Miller) (1890 - 1976)

    Английская писательница, "королева детектива".Афоризмы, цитаты -Кристи Агата (Christie). Биография.


    • Великое преимущество врача заключается в том, что он не обязан следовать собственным советам.
    • Странная все-таки вещь - интуиция, и отмахнуться от нее нельзя, и объяснить невозможно.
    • В жизни каждый должен совершать свои собственные ошибки.
    • Политик хочет оставаться на своем посту всегда из самых высоких побуждений!
    • Утомительно, когда человек все время оказывается прав.
    • Высокая репутация - первейшая необходимость для жулика!
    • Смерть создает предвзятые мнения в пользу умерших.
    • Разговоры изобретены для того, чтобы мешать людям думать.
    • Мужчин опасность подстерегает повсюду, а женщин, главным образом, в любви.
    • Есть поговорка, что о мертвых надо говорить либо хорошо, либо ничего. По-моему, это глупость. Правда всегда остается правдой. Если уж на то пошло, сдерживаться надо, разговаривая о живых. Их можно обидеть - в отличие от мертвых.

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов