Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Аделаида Ristori, маркиза Капраника делль Грилло) — знаменитая итальянская актриса; род. в 1821 г. Дочь бедных актеров; с 4-летнего возраста начала появляться на сцене, а с 14 лет исполняла серьезные роли. В Ливорно она с таким успехом выступала в пьесах Гольдони, что Герарди дей Фесена написал специально для неё пьесу "Il Regno d'Adelaïde". В 1847 г. она вступила в брак с маркизом Капраника дель Грилло. Чтобы угодить семье мужа, Р. покинула сцену, но случайное участие ее в благотворительном спектакле вызвало такие бурные восторги в публике, что кастовая гордость маркиза и его родни смолкла перед гением артистки. Возвратясь на сцену, она имела особенно блестящий успех в пьесах Альфиери — "Myrrha", "Rosemende", "Octavia", "Antigone", a также в трагедиях "Francesca da Rimini", "Maria Stuarda" и "Pia dei Tolemei". Эти же роли прославили итальянскую актрису при первом посещении ею Парижа, в 1855 г.; она получила предложение вступить в группу Théâtre français, но отклонила его. В 1856 г. Ристори вернулась в Париж и пожала здесь новые лавры в "Медее" Легувэ и в написанной специально для неё трагедии Монтанелли "Camma". В 1857 г. Р. играла в Испании, в 1858 г. в Париже производила фурор в "Федре"; в 1861 г. она играла в СПб. Позже Р. предпринимала почти ежегодно артистические поездки по Европе и совершила несколько путешествий по Соединенным Штатам и Южной Америке. В 1874 г. она выступала в Чили с таким успехом, что добилась от президента республики помилования приговоренному к смерти. В конце 70-х и начале 80-х годов Р. дает снова представления в Германии и Швеции, после которых окончательно покидает сцену. Когда, под влиянием реализма, публика стала ценить простую, естественную игру, без постоянной приподнятости, манера Р. перестала вызывать прежнее восхищение. Самой знаменитой соперницей Р. была Рашель; у последней было более искусства, обдуманной сдержанности и пластичности, у Р. — более непосредственности и живого чувства. Ее талант был весьма разнообразен и позволял ей с одинаковым успехом выступать в высокой трагедии и в мещанской комедии. Как женщина, Р. пользовалась всеобщим сочувствием и уважением. См. ее автобиографию, изданную в Турине в 1887 г. ("Ricordi e Studi artistici") и переведенную на французский язык.

    В. Ш.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Ristori)

    Аделаида (29.1.1822, Чивидале-дель-Фриули, — 8.10.1906, Турин), итальянская актриса. Родилась в актёрской семье, с раннего детства выступала на сцене. Профессиональную сценическую деятельность начала в 1837. Играла преимущественно в комедиях; лучшие роли — Мирандолина и Памела («Хозяйка гостиницы», «Памела» Гольдони). Работа над образом Марии Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера) ознаменовала начало расцвета искусства Р. Она создавала образы сильных, мятежных женщин, погибающих, но не сломленных: Франческа («Франческа да Римини» Пеллико), Юдифь («Юдифь» Джакометти), Медея («Медея» Легуве), леди Макбет “(«Макбет» Шекспира) и др. Утвердила на итальянской сцене традиции героического стиля исполнения, первая добилась мирового признания итальянского театра. Гастролировала в 1856—85 в странах Америки и Европы (в 1860 и 1861 — в России). Автор книги «Этюды и воспоминания» (1887, рус. пер. 1904).

    Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

    А. Ристори в роли Медеи («Медея» Э. Легуве).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.