Большая Советская энциклопедия

    Тактакишвили Отар Васильевич (р. 27.7.1924, Тбилиси), советский композитор, общественный деятель, народный артист СССР (1974). Член КПСС с 1951. Член ЦК КП Грузии (1963). Министр культуры Грузинской ССР (с 1965). Окончил в 1947 Тбилисскую консерваторию по классу композиции у С. В. Бархударяна. С 1947 преподаватель там же, с 1966 профессор (в 1962—65 ректор). В 1947—52 концертмейстер и дирижёр, в 1952—56 художественный руководитель Государственной хоровой капеллы Грузинской ССР. Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957).

    Т. — автор крупных музыкально-сценических, вокально-симфонических и симфонических произведений. Он создал оперы «Миндия» (по мотивам поэзии Важа Пшавела, постановка 1961), триптих одноактных опер «Три новеллы» («Два приговора», «Солдат» по рассказам М. Джавахишвили, «Знамена выше» на стихи Г. Табидзе, постановка 1967; 2-я редакция 1972, под названием «Три жизни», 3-я новелла «Чикори» написана заново), «Похищение луны» (1974), телеоперу «Награда» (пост. 1963), 2 симфонии (1949, 1953), симфоническую поэму «Мцыри» (1956), концерты для инструментов с оркестром (в том числе для фортепьяно., 1951, 1974) и др. произведения для симфонического оркестра. Значительны его оратории «Живой очаг» (1964, 2-я редакция 1970), «По следам Руставели» (величальные песнопения, 1964), «Николоз Бараташвили» (1970), кантаты — «Гурийские песни» (1971), «Мегрельские песни» (1972), «Любовные песни» (1974). Автор хоров, романсов, музыки к драматическим спектаклям и фильмам. Выступает в качестве дирижёра собственных сочинений. Государственная премия СССР (1951, 1952, 1967). Депутат Верховного Совета СССР 4—5-го созывов. Член Комитета по Ленинским премиям (с 1963). Награжден орденом Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, а также медалями.

    Лит.: Полякова Л., Отар Тактакишвили, М., 1956.

    Э. П. Месхишвили.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ТАКТАКИШВИЛИ Отар Васильевич (1924-89) - грузинский композитор, народный артист СССР (1974). Оперы "Миндия" (1960), "Похищение луны" (1976), "Первая любовь" (1979), вокально-симфонические сочинения, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром. Профессор Тбилисской консерватории (c 1966). Ленинская премия (1982), Государственная премия СССР (1951, 1952, 1967).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Тактакишви́ли Отар Васильевич

    (1924—1989), композитор, народный артист СССР (1974). Ученик С. В. Бархударяна. Оперы «Миндия» (1960), «Похищение луны» (1976), «Первая любовь» (1979), оратории, в том числе «По следам Руставели» (1964), кантата «Гурийские песни» (1971); вокально-симфонические сюиты, в том числе «С лирой Церетели» (1983), симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоры. Музыка Государственного гимна Грузии (1946). Профессор Тбилисской консерватории (с 1966). Государственная премия СССР (1951, 1952, 1967), Ленинская премия (1982).

    * * *

    ТАКТАКИШВИЛИ Отар Васильевич

    ТАКТАКИШВИ́ЛИ Отар Васильевич (1924—89), грузинский композитор, народный артист СССР (1974). Оперы «Миндия» (1960), «Похищение луны» (1976), «Первая любовь» (1979), вокально-симфонические сочинения, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром. Профессор Тбилисской консерватории (c 1966). Ленинская премия (1982), Государственная премия СССР (1951, 1952, 1967).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 27 VII 1924, Тбилиси - 24 II 1989, Москва)

    Мощь гор, бурное движение рек, цветение прекрасной природы Грузии и многовековую мудрость ее народа - все это с любовью воплотил в своем творчестве выдающийся грузинский композитор О. Тактакишвили. Опираясь на традиции грузинской и русской музыкальной классики (в частности - на творчество основоположника национальной композиторской школы 3. Палиашвили), Тактакишвили создал множество произведений, вошедших в золотой фонд советской многонациональной культуры.

    Тактакишвили вырос в музыкальной семье. Образование получил в Тбилисской консерватории в классе профессора С. Бархударяна. Именно в консерваторские годы произошел стремительный взлет дарования юного музыканта, имя которого уже тогда стало известным во всей Грузии. Молодой композитор написал песню, которая на республиканском ^конкурсе была признана лучшей и утверждена в качестве Государственного гимна Грузинской ССР. После аспирантуры (1947-50) связи с консерваторией не прервались. С 1952 г. Тактакишвили преподает в ней полифонию и инструментовку, в 1962-65 гг. - он ректор, а с 1966 г. - профессор по классу композиции.

    Сочинения, созданные за годы учебы и вплоть до середины 50-х гг., отразили плодотворное усвоение молодым автором классико-романтических традиций. 2 симфонии, Первый фортепианный концерт, симфоническая поэма "Мцыри" - это те произведения, в которых в наибольшей степени отразились образность и некоторые средства выразительности свойственные музыке романтиков и отвечавшие романтическому возрасту их автора.

    С середины 50-х гг. Тактакишвили активно работает в области камерной вокальной музыки. Вокальные циклы тех лет стали творческой лабораторией музыканта: в них он искал свою вокальную интонацию, свой стиль, который стал основой его оперных и ораториальных сочинений. Многие романсы на стихи грузинских поэтов В. Пшавела, И. Абашидзе, С. Чиковани, Г. Табидзе вошли позже в крупные вокально-симфонические произведения Тактакишвили.

    Рубежом в творческом пути композитора стала опера "Миндия" (1960), написанная по мотивам поэзии В. Пшавела. С этого времени в творчестве Тактакишвили намечается поворот к крупным жанрам - операм и ораториям, а в области инструментальной музыки - к концертам. Именно в этих жанрах выявились самые сильные и оригинальные черты творческого дарования композитора. Опера "Миндия", в основе которой история о юноше Миндни, одаренном способностью понимать голоса природы, в полной мере проявила все качества Тактакишвили-драматурга: умение создать яркие музыкальные образы, показать их психологическое развитие, построить сложные массовые сцены. "Миндия" была с успехом поставлена в ряде оперных театров нашей страны и за рубежом.

    Следующие 2 оперы Тактакишвили - триптих "Три жизни" (1967), созданный на основе произведений М. Джавахишвили и Г. Табидзе, и "Похищение луны" (1976) по роману К. Гамсахурдия - повествуют о жизни грузинского народа в дореволюционный период и в первые революционные дни. В 70-е гг. были созданы и 2 комические оперы, раскрывшие новую грань дарования Тактакишвили - лиризм и добродушный юмор. Это "Ухажер" по новелле М. Джавахишвили и "Чудаки" ("Первая любовь") по рассказу Р. Габриадзе.

    Родная природа и народное искусство, образы грузинской истории и литературы - это темы и крупных вокально-симфонических произведений Тактакишвили - ораторий и кантат. Во многом перекликаются между собой две лучшие оратории Тактакишвили - "По следам Руставели" и "Николоз Бараташвили". В них композитор размышляет о судьбе поэтов, их призвании. В основе оратории По следам "Руставели" (1963) цикл стихотворений И. Абашидзе. Подзаголовок произведения "Торжественные песнопения" определяет основной тип музыкальных образов - это воспевание, хвала легендарному поэту Грузии и рассказ о трагической его судьбе. Оратория "Николоз Бараташвили" (1970), посвященная грузинскому поэту-романтику XIX в., включает в себя и мотивы разочарования, и страстные лирические монологи, и порыв к свободе. Свежо и ярко преломляется фольклорная традиция в вокально-симфоническом триптихе Тактакишвили - "Гурийские песни, Мегрельские песни, Грузинские светские гимны". В этих сочинениях широко используются самобытные пласты древнего грузинского музыкального фольклора. В последние годы композитором были написаны оратория "С лирой Церетели", хоровой цикл "Карталинские напевы".

    Тактакишвили писал много инструментальной музыки. Он автор четырех концертов для фортепиано, двух - для скрипки, одного - для виолончели. Не осталась за пределами интересов композитора и камерная музыка (Квартет, фортепианный Квинтет, фортепианное Трио), и музыка для кино и театра ("Царь Эдип" в Театре им. Ш. Руставели в Тбилиси, "Антигона" в Театре им. И. Франко в Киеве, "Зимняя сказка" во МХАТе).

    Тактакишвили нередко выступал и как дирижер собственных произведений (многие его премьеры проходили в авторском исполнении), как автор статей, затрагивающих серьезные проблемы композиторского творчества, взаимоотношений народного и профессионального искусства, музыкального воспитания. Длительная работа на посту министра культуры Грузинской ССР, активная деятельность в Союзе композиторов СССР и Грузии, представительство в жюри всесоюзных и международных конкурсов - все это грани общественной деятельности композитора Отара Тактакишвили, которую он посвятил людям, считая, что "нет для художника более почетной задачи, чем жить и творить для народа, во имя народа".

  7. Источник: Музыкальный словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ТАКТАКИШВИЛИ Отар Васильевич
    ТАКТАКИШВИЛИ Отар Васильевич (1924-89) - грузинский композитор, народный артист СССР (1974). Оперы "Миндия" (1960), "Похищение луны" (1976), "Первая любовь" (1979), вокально-симфонические сочинения, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром. Профессор Тбилисской консерватории (c 1966). Ленинская премия (1982), Государственная премия СССР (1951, 1952, 1967).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: