Большая Советская энциклопедия

    Рей Сатьяджит (p. 2.5.1921, Калькутта), индийский кинорежиссёр. Обучался живописи в Шантинекетане; на формирование мировоззрения Р. оказал влияние Р. Тагор (в 1961 Р. снял монтажно-игровой фильм о Тагоре). Наиболее крупная работа ‒ трилогия «Песнь дороги» (1955), «Непобежденные» (1957) и «Мир Апу» (1959), исполненная поэзии, тонкого понимания психологии человека, любви к простым людям и к традиционным формам жизни его родной Бенгалии. Среди др. фильмов: «Камень мудрости» (1958), «Герой» (1966), трилогия «Дни и ночи в лесу», «Противник» (оба в 1970), «Компания с ограниченной ответственностью» (1971). Основатель т. н. калькуттской школы кино. Автор музыки к многим своим фильмам, работал также как книжный график.

    Лит.: Софьян А., Мир и герои Сатьяджита Рея, «Искусство кино», 1975, № 2; Seton М., Portrait of a director Satyajit Ray, L., [1971].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    РЕЙ Сатьяджит (р. 1921) - индийский кинорежиссер. Фильмы: трилогия - "Песнь дороги" (1955), "Непокоренный" (1956), "Мир Апу" (1959); "Канчан джанга" (1962), "Большой город" (1963), "Чарулота" (1965), "Компания с ограниченной ответственностью" (1971), "Посредник" (1975), "Дом и мир" (1983) и др. Основная проблематика фильмов: крушение традиционных моральных ценностей, дискриминация женщины в семье и обществе, борьба за элементарные гражданские права.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Рей Сатьяджит

    Рай (1921—1992), индийский кинорежиссёр. Фильмы: трилогия — «Песнь дороги» (1955), «Непокорённый» (1956), «Мир Апу» (1959); «Канчанджанга» (1962), «Большой город» (1963), «Чарулота» (1965), «Компания с ограниченной ответственностью» (1971), «Посредник» (1975), «Дом и мир» (1983) и др. Основная проблематика фильмов — крушение традиционных моральных ценностей, дискриминация женщины в семье и обществе, борьба за гражданские права.

    * * *

    РЕЙ Сатьяджит

    РЕЙ Сатьяджит (р. 1921), индийский кинорежиссер. Фильмы: трилогия — «Песнь дороги» (1955), «Непокоренный» (1956), «Мир Апу» (1959); «Канченджанга» (1962), «Большой город» (1963), «Чарулота» (1965), «Компания с ограниченной ответственностью» (1971), «Посредник» (1975), «Дом и мир» (1983) и др. Основная проблематика фильмов: крушение традиционных моральных ценностей, дискриминация женщины в семье и обществе, борьба за элементарные гражданские права.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    РЕЙ (Ray) Сатьяджит (02 мая 1921 — 23 апреля 1992), индийский режиссер, писатель, сценарист, композитор.

    Внук известного бенгальского музыканта и издателя Рея-Чоудхури, сын знаменитого поэта и сатирика Сукумара Рея вырос в семье потомственных калькуттских интеллигентов. С детства находясь в творческой среде, общаясь с замечательными художниками, писателями, композиторами, которые посещали их дом, Рей считал своим духовным наставником и гуру великого философа и гуманиста Рабиндраната Тагора, друга своего деда. Позже Рей неоднократно экранизировал произведения Тагора — «Три дочери» (Teen Kanya, 1961), «Чарулота» (Charulata, 1964, приз МКФ в Западном Берлине-65), «Дом и мир» (Ghare-Baire, 1983).

    Увлечение искусством кино, участие в организации Калькуттского кинематографического общества, знакомство с шедеврами мирового экрана и, наконец, работа в качестве ассистента у известного французского режиссера Жана Ренуара на фильме «Река» (1951) способствовали становлению Рея как режиссера, приобретению им необходимого опыта и профессионализма. Уже первая самостоятельная работа — «Песнь дороги» (1955, приз МКФ в Канне-56) стала огромным международным триумфом Сатьяджита Рея. Он стал первым индийским режиссером, чье творчество нашло столь широкое признание. Практически все его картины, такие, как «Непокоренный» (Aparajito, 1956, главный приз МКФ в Венеции-57), «Мир Апу» (Apur Sansar, 1959), «Большой город» (Mahanagar, 1963, приз МКФ в Западнолм Берлине-64), «Герой» (Nayak, 1965, почетный приз МКФ в Западном Берлине-66 за творчество), «Дни и ночи в лесу» (Aranyer Din Ratri, 1970), «Отдаленный гром» (Distant Thunder/Ashani Sanket, 1973, главный приз МКФ в Западном Берлине-74), «Шахматисты» (1978) и многие другие с успехом демонстрировались в разных странах и получили награды на престижных фестивалях.

    Впервые Рей открыл изумленным иностранцам кинематограф своей страны. На экране представала сама Индия, страна великой самобытной культуры, в истории которой самым затейливым образом переплелись национальные традиции и нововведения европейской цивилизации. Будучи тонким художником-реалистом, Рей создавал на экране свой особый мир, где нет места суете, и этот замедленный ритм, неторопливое повествование, пристальное «вглядывание» в лица людей и детали быта, окружающие их, способствовали проникновению в тайну своеобразного «индийского менталитета». Автор сумел объяснить зрителям основы мировоззрения и философии индийцев, чтобы они могли полюбить этот народ и проникнуться чувствами героев его картин.

    Однако главная заслуга Сатьяджита Рея заключается не только в том, что он «открыл» для мира индийский кинематограф и заставил изменить многие привычные представления и стереотипы о нем. Прежде всего игровые и документальные фильмы режиссера существенно повлияли на качественное состояние национального кино, подняв его на другой, гораздо более высокий художественный уровень. За месяц до смерти тяжело больной Рей успел получить специальную премию «Оскар» за творчество.

    Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший человеческий документ года» за 1956 год, Главный приз Венецианского кинофестиваля за 1957 год, Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1964 год, Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1965 год, Почетный приз за творчество Берлинского кинофестиваля за 1966 год, Золотой приз Берлинского кинофестиваля за 1973 год, Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «4 приза (в том числе 1 — главный) за 1997 год.

    Ирина Звегинцева

    1955 PATHER PANCHALI продюсер, режиссер, сценарист

    1956 APARAJITO продюсер, режиссер, сценарист

    1957 PARAS PATHAR режиссер

    1957 THE PHILOSOPHER"S STONE режиссер

    1958 THE GODDESS режиссер

    1958 THE MUSIC ROOM/JALSAGHAR режиссер

    1959 МИР АПУ / APUR SANSAR продюсер, режиссер, сценарист

    1961 RABINDRANATH TAGORE режиссер

    1961 ТРИ ДОЧЕРИ / TEEN KANYA продюсер, режиссер, сценарист, композитор

    1962 ABHIJAN продюсер, режиссер, сценарий, музыка

    1962 KANCHENJUNGHA продюсер, режиссер, сценарист, композитор

    1963 MAHANAGAR режиссер, музыка

    1964 CHARULATA режиссер, сценарист, музыка

    1965 SHAKESPEARE WALLAH композитор

    1965 NAYAK режиссер

    1966 KAPURUSHO-MAHAPURUSH режиссер

    1967 CHIDIAKHANA режиссер

    1969 GOUPI GYNE BAGHA BYNE режиссер

    1970 ДНИ И НОЧИ В ЛЕСУ / ARANYER DIN RATRI режиссер, сценарист, музыка

    1971 PRATIDWANDI режиссер, сценарист, музыка

    1972 SIMABADDHA режиссер, сценарист, музыка

    1973 ASHANI SANKET режиссер, сценарист, музыка

    1976 JANA-ARANYA режиссер, сценарист, музыка

    1977 SHATRANJ KE KHILARI режиссер, сценарист, диалог, музыка

    1979 BABA FELUNATH, JOI режиссер, сценарист, музыка

    1982 SADGATI режиссер, сценарист, музыка

    1982 SATYAJIT RAY исполнитель

    1983 ДОМ И МИР / GHARE-BAIRE режиссер, музыкальный редактор

    1989 GANASHATRU режиссер, сценарист, музыка

    1991 SHAKHA PROSHAKA режиссер, сценарий, музыка

    1991 SATYAJIT RAY — INTROSPECTIONS

    1991 AGANTUK режиссер, сценарий, музыка

    1995 TARGET сценарий, музыка

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

    РЕЙ Сатьяджит
    РЕЙ Сатьяджит (р. 1921) - индийский кинорежиссер. Фильмы: трилогия - "Песнь дороги" (1955), "Непокоренный" (1956), "Мир Апу" (1959); "Канчан джанга" (1962), "Большой город" (1963), "Чарулота" (1965), "Компания с ограниченной ответственностью" (1971), "Посредник" (1975), "Дом и мир" (1983) и др. Основная проблематика фильмов: крушение традиционных моральных ценностей, дискриминация женщины в семье и обществе, борьба за элементарные гражданские права.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: