Большая Советская энциклопедия

    (Litt)

    Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, — 16.7.1962, Бонн), немецкий философ-идеалист и педагог. Профессор в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (1920—37 и 1945—47). Работы Л. посвящены преимущественно вопросам культуры, социологии, педагогики. Взгляды Л. формировались под влиянием В. Дильтея (См. Дильтей), а также Г. Зиммеля (См. Зиммель) и Э. Гуссерля (См. Гуссерль). Определяющие для Л. идеи неогегельянства (См. Неогегельянство) переплетаются в его мировоззрении с мотивами философии жизни (См. Философия жизни). В области педагогики Л. исследовал исторические формы образования и его особенности в условиях современной технической цивилизации.

    Соч.: Individuum und Gemeinschaft, 3 Aufl., Lpz., 1926; Geschichte und Leben, 3 Aufl., Lpz. — B., 1930; Möglichkeiten und Grenzen der Pädagogik, 2 Aufl., Lpz. — B., 1931; Hegel, Hdlb., 1953; Mensch und Welt, 2 Aufl., Hdlb., 1961; Technisches Denken und menschliche Bildung, 3 Aufl., Hdlb., 1964; Führen oder Wachsenlassen?, 13 Aufl., Stuttg., 1967; Ethik der Neuzeit, Bd 1—2, 2 Aufl., Münch., 1968; Naturwissenschaft und Menschenbildung, 5 Aufl., Hdlb., 1968.

    Лит.: Erkenntnis und Verantwortung, Festschrift, Düsseldorf, 1960 (библ.); Lassahn R., Das Selbstverständnis der Pädagogik Th. Litts, Düsseldorf, 1968.

    А. П. Огурцов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЛИТТ

    ЛИТТ (Litt) Теодор (род. 27 дек. 1880, Дюссельдорф – ум. 1962) – нем. представитель философии культуры и педагог; с 1920 по 1937 и с 1945 по 1946 профессор в Лейпциге, затем – в Бонне, представитель неогегельянства. Применил дильтеевский метод понимания и гегелевский метод феноменологии и диалектики к этике и социологии, а также к истории духа и культуры. Отношение индивида и коллектива для Литта есть «встреча», в которой «я» отзывается «ты», в котором «ты» становится судьбой «я», и наоборот. С историко-философской точки зрения настоящее и прошлое, по Литту, дают основу для взаимного понимания друг друга, т.е. в свете настоящего уже становится ясным будущее. В своей теории познания Литт учит, что действительность, становясь достоянием познания, получает тем самым не случайный и внешний придаток, могущий быть ошибочным, а назначение, которое в самом строгом смысле принадлежит ей. Деятельность субъекта и свойство объекта корреспондируют друг с другом вследствие «первоначальной согласованности». Осн. произв.: «Geschichte und Leben», 1918; «Individuum und Gemeinschaft», 1919; «Erkenntnis und Leben», 1923; «Kant und Herder als Deuter der geistigen Welt», 1930; «Einleitung in die Philosophie», 1933; «Der deutsche Geist und das Christentum», 1937; «Protestantisches GeschichtsbewuЯtsein», 1938; «Das Allgemeine in der geisteswissenschaftlichen Erkennthis», 1941; «Denken und Sein», 1948; «Naturwissenschaft und Menschenbildung», 1952; «Hegels Versuch einer kritischen Erneuerung», 1953; «Technisches Denken und menschliche Bildung», 1957.

  3. Источник: Философская энциклопедия