Большая Советская энциклопедия

    (Bosanquet)

    Бернард (14.6.1848, Рок-Холл, Нортамберленд, — 8.2.1923, Лондон), английский философ-неогегельянец. Продолжил линию абсолютного идеализма Ф. Г. Брэдли, подчёркивая личностный характер «абсолюта», источника всех ценностей. В «Философской теории государства» развил социально-политическую концепцию, в которой «государство» понимается как воплощение общей воли, вырастающей из кооперации индивидов, и «единственно признанное и оправданное насилие» (указ. соч., L., 1899, р. 152), направленное на подчинение личности «целому» и подавление её «эгоизма», вытекающего из «животной природы» человека. Б. критиковал формальную логику, понимая логическое мышление как переход от фрагментарного частного опыта к «конкретной универсалии», т. е. «истине как целому».

    Соч.: Essentials of logic, L., 1895; A history of aesthetics, 2 ed., L.-N. Y., 1904; The principle of individuality and value, L., 1912; The philosophical theory of the state, L., 1920; The meeting of extremes in contemporary philosophy, L., 1921; в рус. пер.— Основания логики, М., 1914.

    Лит.: Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964, гл. 5; Houang F., Le néo-hegélianisme en Angleterre. La philosophie de Bernard Bosanquet. 1848—1923, р., 1954.

    А. С. Богомолов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    БОЗАНКЕТ

    (Bosanquet) Бернард (1848—1923) — англ. философ, представитель абсолютного идеализма. Преподавал в университетском колледже Оксфорда (1870—1881), затем переехал в Лондон, где занимался филос. исследованиями и принимал активное участие в работе Общества благотворительности. В 1902—1908 — проф. моральной философии в Ун-те Св. Андрея (Шотландия). Испытал влияние Г.В.Ф. Гегеля и Р.Г. Лотце, сочинения которых переводил на англ. яз.

    В ранних работах Б. обосновывал роль логики в филос. познании. Поддерживал тезис Гегеля о том, что все реальное идеально. Утверждал независимость содержания сознания от его объекта. Развитие знания понимал как устранение противоречия в опыте через его снятие в понятии целого, или организма. Силлогистике формальной логики Б. противопоставлял теорию вывода как определения необходимости данного суждения в структуре целостной реальности, на которую указывает данная система мысли, т.к. мышление есть чувство целого. Полагал, что эстетика может примирить естественный и сверхъестественный миры. В этических сочинениях Б. рассматривал реальность как Абсолют, конкретное целое, в котором снимается противоречие добра и зла, удовольствие согласовано с долгом, а эгоизм — с альтруизмом. Видел решение социальных проблем не на пути прогресса, который лишь заменяет конечное на лучшее конечное, а в преодолении индивидом своей ограниченности в высших типах опыта — общественном и религиозном, в слиянии с гос-вом и Богом. Идеи Б. утратили популярность после их критики Дж. Муром и Б. Расселом.

  3. Источник: Философская энциклопедия