Большая Советская энциклопедия

    Витгенштейн (Wittgenstein) Людвиг (26.4.1889, Вена, ‒ 29.4.1951, Кембридж), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 жил в Англии, профессор Кембриджского университета (1939‒47). В первом периоде своей философской деятельности В. вслед за Б. Расселом разрабатывал логического анализа философию; в «Логико-философском трактате» (1921, рус. пер. 1958) он выдвинул программу построения искусственного «логически совершенного», «идеального» языка, имеющего в качестве прообраза язык классической математической логики. «Идеальный» язык, по В., поможет освободить философию от её традиционной проблематики, которую В. трактует как «бессмысленную» (лишённую научно-познавательного смысла), порождённую несообразностями «логически несовершенного» языка. Философия, с точки зрения В., имеет смысл лишь в качестве «критики языка». В. под влиянием Рассела разработал доктрину логического атомизма, согласно которой логическая структура языка, понятая как совокупность внешне связанных элементов, является образом структуры мира. Некоторые логические идеи В. этого периода (учение о тавтологиях и противоречиях, табличный метод определения истинностных значений высказываний, вероятности и др.) оказали влияние на развитие современной логики.

    В дальнейшем в работах (опубликованных посмертно) ‒ «Философские исследования» (1953) и «Замечания по основаниям математики» (1956) В., сохранив идею о «бессмысленности» проблем традиционной философии, отказался в то же время от абсолютизации формально-логического подхода к языку. В. утверждает теперь, что язык служит не только целям описания мира, но и различным человеческим коммуникациям. Объектом философского исследования выступает теперь у В. естественный («обыденный») язык, который рассматривается как совокупность «языковых игр», ведущихся по правилам, избираемым «играющими». Значение языкового выражения определяется уже не онтологической структурой языка, а придаётся эмпирически ‒ той ролью, которую оно выполняет в «языковой игре», т. е. контекстом; таким образом, В. переходит с позиции логического атомизма к точке зрения логического эмпиризма. Позиция конвенционализма в отношении к языку, согласно которой язык оказывается продуктом произвольного соглашения, лишает «идеальный» язык его первоначально исключительного положения. Задача философии сводится к определению и устранению ошибок в употреблении языка. Эти взгляды В. повлияли на развитие лингвистической философии.

    Лит.: Геллнер Э., Слова и вещи, пер. с англ., М., 1962; Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965; Корнфорт М., Марксизм и лингвистическая философия, пер. с англ., [М., 1968]; Современная идеалистическая гносеология, М., 1968, гл. 5; Wittgenstein and the problem of other minds, ed. Harold Morick, N. Y. ‒ [a. o.], [1967]; Morrison J. C., Meaning and truth in Wittgenstein's tractatus, The Hague ‒ P., 1968.

    И. С. Добронравов, В. С. Швырев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    ВИТГЕНШТЕЙН, ЛЮДВИГ ЙОЗЕФ ИОГАНН

    (Wittgenstein, Ludwig Josef Johann)

    (1889-1951), австрийский философ, один из наиболее влиятельных мыслителей 20 в. Витгенштейн родился в Вене 26 апреля 1889. После нескольких лет учебы в Берлине стажировался в Манчестерском университете (1908), занимаясь конструированием и разработкой технических устройств. В 1911 Витгенштейн начал интенсивно работать над проблемами логики в Кембриджском университете вместе с Бертраном Расселом. Один из первых полученных им результатов - обнаружение тавтологического характера логических истин. В 1914, с началом Первой мировой войны, Витгенштейн записался добровольцем в австрийскую армию. На фронте он продолжал обдумывать логические и философские проблемы; в 1918 была закончена работа над книгой, опубликованной под названием Логико-философский трактат (Logisch-Philosophische Abhandlung, 1921; Tractatus Logico-Philosophicus, 1922). Трактат во всем мире считается оригинальным и значительным трудом. Согласно одной из главных идей этой работы, мировая субстанция состоит из "простых объектов", которые, вступая в различные сочетания друг с другом, образуют факты. "Элементарные суждения" состоят из "имен", каждое из которых обозначает некий простой объект. Комбинация имен обозначает или "изображает" некую возможную комбинацию соответствующих объектов, иначе говоря - некий возможный факт. Изображение, картина возможного факта есть "мысль". Все мыслимое возможно; отрицание мыслимого также мыслимо и возможно. Поскольку некая возможная комбинация имен отображает некую возможную комбинацию объектов, логическая форма образа и логическая форма реальности тождественны друг другу. Мышление доступно для чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых суждениях. Записав все истинные элементарные суждения, мы смогли бы полностью описать мир. Хотя реальность в целом может быть репрезентирована в суждениях, ни одно суждение не может репрезентировать то общее, что у него должно быть с реальностью, чтобы суждение могло репрезентировать реальность, а именно логическую форму изображения и реальности. Логическая форма не может быть описана в суждениях, она показывает себя в каждом суждении. То общее, что с необходимостью имеется в мышлении, языке и реальности, не может быть сказано. Элементарные суждения изображают случайные положения дел в мире, которые логически независимы друг от друга и имеют возможные альтернативы. Невозможное и не поддается выражению. К тому, что не может быть сказано, относятся предметы логики, этики, эстетики, религии и даже философии. После войны Витгенштейн в течение десяти лет не занимался философией. Несколько лет он преподавал в провинциальной школе в Нижней Австрии, затем работал помощником садовника в монастыре. В 1929 неожиданно возвратился в Кембридж и вновь приступил к философским изысканиям. В 1939 Витгенштейн получил кафедру философии в Кембриджском университете, которую оставил в 1947. Он продолжал исследования до самой смерти, наступившей в Кембридже 29 апреля 1951. После 1929 Витгенштейн много писал. Главной его работой этого периода являются Философские исследования (Philosophische Untersuchungen; Philosophical Investigations, опубл. посмертно в 1953). В настоящее время отредактированы и опубликованы также и другие сочинения Витгенштейна, среди них - Замечания по основаниям математики (Bemerkungen ber die Grundlagen der Mathematik, 1956; Remarks on the Foundations of Mathematics, 1978), Голубая и коричневая книги (The Blue and Brown Books, 1958), Философские заметки (Philosophische Bemerkungen, 1964; Philosophical Remarks, 1975), Записки (Zettel, 1967) и Разные заметки (Mixed Remarks, 1977). Эти книги, а также его лекции и дискуссии, в которых он участвовал, оказали глубокое влияние на современную философию. Большая часть Трактата пала под ударами критики, нанесенными самим Витгенштейном, отброшенными оказались концепции "простых объектов", "имен", "элементарных суждений", "анализа" и мысли как "образа". Исходное допущение Трактата, что имеется некая сущность, или природа, мышления, языка и репрезентации, теперь рассматривалось Витгенштейном как серьезная ошибка. Существует множество различных форм мышления, языка и репрезентации, и неоправданно и нереалистично предполагать, что в этих формах воплощена некая общая природа. Важной является также идея "языка как игры" (или "языковой игры"), некоего строя человеческой деятельности, практики, в которой слова играют ту или иную роль. Так, "мышлением" называют самые разные деятельности и формы, которые оно принимает. Поэтому мы должны отказаться от предпосылки, что слово "мышление" обозначает одну и ту же вещь в различных отличающихся друг от друга контекстах. То же верно и в отношении других психологических понятий: "следования правилу", "ожидания", "восприятия", "подразумевания", "воспоминания". Следующий фрагмент из Философских исследований дает хороший пример "языковой игры" и стиля мышления Витгенштейна этого периода. "182. Грамматика „подходить", „мочь" и „понимать". Задания: 1) Когда говорят, что цилиндр z подходит к пустотелому цилиндру h? Только ли тогда, когда z вставляют в h? 2) Иногда мы говорим, что z в такое-то и такое-то время перестал подходить к h. Какими критериями пользуются в такого рода случаях для определения того, что в это время это случилось? 3) Что считается критерием изменения веса в определенное время, если тело в это время не лежало на весах? 4) Вчера я знал стихотворение наизусть; сегодня я его уже не знаю. В какого рода случаях имеет смысл спрашивать: „Когда я перестал его знать наизусть?" 5) Кто-то спрашивает меня: „Можешь ли ты поднять эту тяжесть?" Я отвечаю „Да". Потом он говорит мне: „Подними!" - и я не могу этого сделать. При какого рода обстоятельствах мои слова: „Отвечая "Да", я мог это сделать, а сейчас не могу", - могли бы быть считаться достаточным оправданием? Критерии, которые мы принимаем для „подходить", „мочь", „понимать", вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Иначе говоря, игра с этими словами, их употребление в языковом общении, осуществляемом с их помощью, значительно сложнее - а роль этих слов в нашем языке иная, - чем мы склонны думать. (Именно роль нужно понять, чтобы разрешить философские парадоксы.)" Витгенштейн замечает, что в философии "постоянно имеется опасность желать понять смысл выражения, созерцая само выражение... Как будто смысл - это дыхание, которое слово привносит в каждое свое употребление". В его сочинениях проводятся испытания для многих терминов, которые ставят философов в замешательство, таких, как "знание", "достоверность" и "оправдание". Тщательно описываются встречающиеся в повседневной жизни приемы и способы деятельности, в которых встречаются эти термины. Мы видим, что именно означает знание, достоверность, оправдание в этих практических ситуациях, а также то, что они означают нечто другое, когда изменяются обстоятельства. Язык следует изучать тогда, когда он работает, а не тогда, когда он "отдыхает".

    ЛИТЕРАТУРА

    Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958 Витгенштейн Л. Философские исследования. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. 16. М., 1985 Витгенштейн Л. О достоверности. - Вопросы философии, 1991, № 2 Витгенштейн Л. Дневники 1914-1916. - В кн.: Современная аналитическая философия, вып. 3. М., 1991 Витгенштейн Л. Голубая книга и Коричневая книга. - В кн.: Современная аналитическая философия, вып. 3. М., 1991 Витгенштейн Л. Философские работы, тт. 1-2. М., 1994

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ви́тгенштейн Людвиг

    (Wittgenstein) (1889—1951), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 в Великобритании. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.

    * * *

    ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг

    ВИ́ТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889—1951), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии(см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). С 1929 в Великобритании. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.

    * * *

    ВИ́ТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (2 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж), австрийский философ.

    Витгенштейн происходил из очень богатой венской семьи, что позволило ему получить всестороннее образование (в частности, инженерное; некоторое время он занимался конструированием авиационного пропеллера). Он был талантливым музыкантом, скульптором и архитектором, хотя лишь отчасти сумел реализовать свои художественные возможности. В молодости был духовно близок кругу венского литературно-критического авангарда, группировавшегося вокруг публициста и писателя Карла Крауса(см. КРАУС Карл) и издававшегося им журнала «Факел». Витгенштейн посетил много стран, в том числе и СССР, где одно время собирался обосноваться.

    Ранняя философия. «Логико-философский трактат»

    Одним из истоков ранней философии Витгенштейна послужили логико-математические концепции Готлоба Фреге(см. ФРЕГЕ Готлоб) и Бертрана Рассела(см. РАССЕЛ Бертран), под руководством которых он работал в Йенском и Кембриджском университетах (1911—1913). У первого он воспринял понятие «пропозициональной функции», различение смысла (Sinn) и значения (Bedeutung) языковых выражений, у второго — метод логического («глубинного») анализа языка, выявляющий «атомарные предложения», которым в реальности соответствуют «атомарные факты».

    «Дневники 1914—16 годов», в которых Витгенштейн выражает уверенность в безграничных возможностях новой логики, послужили основой для его главной работы раннего периода — «Логико-философского трактата», который он завершил в конце 1-й мировой войны, находясь в качестве австрийского военнопленного в Италии. В результате неоднократных попыток «Трактат» был наконец издан в 1921 в Германии, а в 1922 — в Англии, со вступительной статьей Рассела. Именно английское издание быстро сделало Витгенштейна европейской философской знаменитостью. В «Трактате» Витгенштейн стремится выявить границы выражения мыслей в логике языка, причем границы языка для него одновременно и границы мира. Правильная логическая символика, по мысли Витгенштейна, сама должна показывать структуру языка и мира. Смысл может быть присущ только предложению, которое является образом (картиной, моделью) некоторой фактической ситуации. «Имена» же обладают только значением, они — простые знаки, обозначающие объекты. Объекты неизменны и поэтому образуют «субстанцию мира», изменяются лишь их элементарные комбинации — «положения дел». Несколько «положений дел» составляют «факт», и в этом смысле «мир есть лишь совокупность фактов».

    Сложные предложения Витгенштейн трактовал как функции истинности элементарных, независимых друг от друга предложений. Элементарные предложения отражают возможные «положения дел» и придают осмысленность как истинным, так и ложным предложениям естественных наук. Наиболее характерными видами осмысленных предложений являются те, которые использует естествознание. В отличие от них логические противоречия и тавтологии лишены смысла, ибо не обозначают фактов, а только «показывают» структуру мира фактов и его пределы.

    Этические, эстетические и религиозные предложения, равно как и предложения метафизики, признаются бессмысленными, хотя и важными в экзистенциальном отношении попытками выразить невыразимое. Своеобразный панлогизм приводит Витгенштейна к мировоззренческой позиции, созвучной «философии жизни»(см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ). Мир фактов окружен «мистическим», то есть тем, что невыразимо и представляет собой интуитивное созерцание мира «в целом», «с точки зрения вечности». Научными, рациональными средствами постигнуть эту сверхъестественную сферу невозможно. В отличие от конкретной науки философия, согласно Витгенштейну, не есть теория, стремящаяся к истине; она является аналитической деятельностью по прояснению логической структуры языка (прежде всего языка науки), устранению неясностей в обозначении. Такая позиция отчасти предвосхитила «антиметафизическую программу» Венского кружка(см. ВЕНСКИЙ КРУЖОК) и логического позитивизма(см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ).

    Поздняя философия

    После публикации «Трактата» Витгенштейн на несколько лет отходит от философии, работая простым школьным учителем в отдаленных деревнях Нижней Австрии; это занятие давало ему тот единственный доход, который он имел, ибо от своего богатого наследства он отказался в пользу нуждающихся деятелей австрийской культуры. В конце 1920-х годов Витгенштейн пересматривает свою теорию, отказывается от выявления априорной структуры языка и мира, от идеи независимости элементарных предложений и от некоторых других установок. Теперь он подчеркивает многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, их вплетенность в человеческую практику. Только использование слов в определенном контексте («языковой игре») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придает им значение.

    В 1939 Витгенштейн занял должность профессора философии в Кембриджском университете. Во время 2-й мировой войны он покинул университет и работал санитаром в лондонском госпитале. Осенью 1944 вернулся в Кембридж, где занимал кафедру философии до конца 1947.

    В главном произведении позднего периода — «Философских исследованиях» (опубликованы посмертно в 1953) — философия трактуется как активность, направленная на прояснение языковых выражений любого типа. Задача философа сугубо «терапевтическая» — устранение путем анализа языка философских и иных обобщений, оцениваемых как своего рода заболевания, распутывание всевозможных языковых ловушек и т. п. Философ не должен пытаться выявить внутреннюю сущность языка, ибо таковой не существует. Его задача — описывать и выявлять границы «языковых игр». Для позднего Витгенштейна принципиально важно различение «поверхностной» (синтаксические правила естественного языка) и «глубинной» (относящейся к способам употребления слов, к «языковым играм» как «формам жизни») грамматики, оказавшее влияние на современную лингвистическую прагматику.

    Философия математики

    Одной из причин радикального изменения позиции Витгенштейна в конце 1920-х годов послужило его знакомство с математическим интуиционизмом(см. ИНТУИЦИОНИЗМ). Развивая некоторые идеи в духе математического конструктивизма, Витгенштейн основное внимание уделяет творческому характеру процесса математического доказательства, рассматривает математику как своего рода «языковую игру». В своих «Заметках по основаниям математики», которые с середины 1930-х годов писались параллельно с «Философскими исследованиями», он разрабатывал своеобразный кодекс «лингвистического поведения» математиков, считая ошибочными «традиционные» концепции значения математических понятий и выражений.

    Влияние

    В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии(см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Социологический словарь

    (WITTGENSTEIN, Ludwig) (1889-1951) Философ, родился в Австрии; большая часть его творчества была связана с британским периодом жизни. Витгенштейн оказал значительное влияние на некоторые области социологии и прежде всего этнометодологию. Наиболее важной в этом отношении оказалась одна из его последних работ, частично опубликованная под названием «Философские исследования» (Wittgenstein, 1958). В ней Витгенштейн отвергает тот взгляд, согласно которому слова описывают черты внешнего мира, а их значение определяется отношением к нему. Напротив, значение, по его мнению, придается словам в зависимости от того, как люди используют свои высказывания, что всегда связано с определенными правилами, которые закрепляются в процессе усвоения языка. Социологи ссылаются на Витгенштейна, обосновывая необходимость социологического подхода к исследованию языка и значения слов и подчеркивая, что последнее не является чем-то неизменным, оно определяется использованием слов в социальном контексте и может варьироваться от общества к обществу.

  7. Источник: Социологический словарь