Большая Советская энциклопедия

    Берг (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена, ‒ 24.12.1935, там же), австрийский композитор. Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. Изучал композицию под руководством А. Шёнберга, оказавшего значительное влияние на формирование творческих принципов Б. Первые произведения Б. написаны в 1900-х гг., но широкую известность ему принесла опера «Воццек» (по пьесе Г. Бюхнера, соч. 1917‒21, пост. 1925, Берлин, в СССР ‒ Ленинград, 1927), частично отразившая личные впечатления композитора от пребывания в армии во время 1-й мировой войны 1914‒18. В ней сказались социально-критические и антивоенные тенденции. Музыка оперы отличается большой драматической силой и глубиной. Вместе с тем «Воццек» носит на себе печать характерного для экспрессионизма мистико-фаталистического восприятия мира. Др. наиболее значительное произведение Б.: камерный концерт (1923‒25), лирическая сюита для смычкового квартета (1925‒26), концерт для скрипки и оркестра (1935). Опера «Лулу» (по пьесам Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры») не была завершена Б. (пост. 1937).

    Лит.: «Воццек» А. Берга. Сб. статей, Л., 1927; Келдыш Ю., «Воццек» и музыкальный экспрессионизм, «Советская музыка», 1965, № 3; Кремлев Ю., Этика и эстетика оперы «Воццек», в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 5, Л., 1967; Reich W., Alban Berg, W., 1937 (в прилож. ‒ статьи Б,); его же, A. Berg. Leben und Werk, Z., 1963; Rediich H. F., Alban Berg, N. Y., 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Берг Альбан

    (Berg) (1885—1935), австрийский композитор. Представитель новой венской школы. Эволюционировал от музыкального романтизма к экспрессионизму. Один из создателей серийной техники (см. Додекафония). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере «Воццек» (1921). Опера «Лулу» (1935), концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела» (1935), камерно-инструментальные сочинения (в том числе «Лирическая сюита», 1926), вокальные циклы и др.; литературные сочинения.

    * * *

    БЕРГ Альбан

    БЕРГ (Berg) Альбан (Мария Иоганнес) (9 февраля 1885, Вена — 24 декабря 1935, там же), австрийский композитор. Представитель новой венской школы(см. НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА). Эволюционировал от музыкального романтизма(см. РОМАНТИЗМ) к экспрессионизму(см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ). Один из создателей серийной техники (смотри Додекафония(см. ДОДЕКАФОНИЯ) ). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере «Воццек» (1921). Опера «Лулу» (1935), камерно-инструментальные сочинения («Лирическая сюита», 1926), вокальные циклы; литературные сочинения.

    Ученик Шенберга

    В юности получил хорошее домашнее образование, тогда же начал сочинять песни для голоса и фортепиано, однако систематически занялся музыкой только в 1904, став учеником Арнольда Шенберга(см. ШЕНБЕРГ Арнольд), который сразу распознал в нем большой талант. В тот же период у Шенберга учился и А. фон Веберн(см. ВЕБЕРН Антон фон). В биографии всех троих первое десятилетие 20 века было отмечено отходом от тональной гармонии в сторону свободной атональности(см. АТОНАЛЬНОСТЬ). В Сонате Берга для фортепиано соч. 1 (1907—1908) все еще распознается тональность си минор; что касается четырех песен для голоса и фортепиано соч. 2 (1909—1910), то в них тональность едва различима, а Струнный квартет соч. 3 (1910) полностью атонален. Обширные масштабы квартета, достигнутые благодаря интенсивной мотивной работе, отличают его от сравнительно коротких ранних атональных опусов Шенберга и Веберна. Берг посвятил его Елене Наховски, которая в 1911 стала его женой.

    В качестве поэтической основы для своего следующего произведения — Пяти песен для сопрано с оркестром соч. 4 (1912) — Берг выбрал изысканные миниатюры («почтовые открытки») Петера Альтенберга. В музыке песен сказалось влияние не только Шенберга и другого кумира Берга, Г. Малера(см. МАЛЕР Густав), но и К. Дебюсси(см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль); с другой стороны, в них уже предвосхищается опера «Воццек», а также 12-тоновая техника (так называемая додекафония(см. ДОДЕКАФОНИЯ)). Затем последовала еще одна серия миниатюр — Четыре пьесы для кларнета и фортепиано соч. 5 (1913); после нее Берг вновь обратился к крупной форме в Трех пьесах для оркестра соч. 6 (1914). По существу, это небольшая экспрессионистская симфония, третья часть которой, «Марш», по своим масштабам почти равна двум первым — «Прелюдии» и «Хороводному танцу», — вместе взятым. Пьесы связаны между собой тематически; симфонический масштаб целого обеспечивается, как обычно у Берга, благодаря активной мотивной работе, объектом которой часто служат жанровые элементы бытовой музыки.

    «Воццек»

    В мае 1914 Берг присутствовал на венской премьере пьесы немецкого драматурга Георга Бюхнера (1813—37) «Воццек» (ныне это произведение, найденное в бумагах Бюхнера после его смерти, публикуется под исправленным названием «Войцек»). Трагедия забитого, одержимого апокалиптическими галлюцинациями солдата вдохновила Берга на создание оперы, отражающей тревожную и мрачную духовную атмосферу начала 20 века. Из 23 разрозненных сцен неоконченной пьесы Бюхнера Берг выбрал 15, объединив их в 3 акта по 5 сцен в каждом. Работу над музыкой оперы он начал в 1917, будучи рядовым действующей армии (1915—18), и завершил в 1921. Форма оперы основана на архитектонических принципах инструментальной музыки. Ее первый (экспозиционный) акт, 5 сцен которого рисуют разные аспекты отношений Воццека с другими людьми, решен в форме серии характерных пьес. Второй акт, по ходу которого связи героя с внешним миром рушатся, а его возлюбленная Мария изменяет ему, в музыкальном отношении представляет собой симфонию в пяти частях. Наконец, третий акт — развязка драмы, завершающаяся гибелью Марии и Воццека, — выполнен в виде серии инвенций(см. ИНВЕНЦИЯ), в каждой из которых разрабатывается та или иная остинатная(см. ОСТИНАТО) идея. В гармоническом и мелодическом языке оперы господствует атональная стихия, однако встречаются тональные островки в возвышенно-романтическом (ре-минорный оркестровый «реквием» по погибшим героям перед последней сценой) или язвительно-пародийном духе. Необычайно широк и спектр приемов вокального письма: от так называемого речевого пения в духе «Лунного Пьеро» Шенберга до протяженных, выразительных ариозо(см. АРИОЗО), местами напоминающих о мелодике Р. Вагнера(см. ВАГНЕР Рихард)и Р. Штрауса(см. ШТРАУС Рихард). Сенсационная мировая премьера «Воццека» под управлением Э. Клайбера состоялась в Берлине в 1925; последовавшие за ней постановки в других крупных центрах (в том числе в Ленинграде, 1927) принесли Бергу мировую славу. «Воццек» и сейчас остается одной из самых репертуарных опер 20 века.

    Тайные символы Берга

    Более эзотеричен трехчастный Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1924—25), задуманный как приношение Шенбергу в день его 50-летия. Его форма как в общем плане, так и в частностях основывается на «магическом» числе три, что, по замыслу Берга, должно символизировать духовное триединство Шенберга и двух его учеников. Еще более богата символами и скрытыми смыслами шестичастная «Лирическая сюита» для струнного квартета (1925—26). После смерти Берга была опубликована составленная им программа «Лирической сюиты», из которой следует, что в «сюжете» этого произведения, развивающемся от беззаботного Allegretto gioviale первой части и лирического Andante amoroso второй к горестному Largo desolato последней, запечатлена история тайной и запретной любви автора к Ханне Фукс-Робеттин. «Лирическая сюита» — первое произведение Берга, написанное в серийной технике. Композитор пришел к ней значительно позже, чем Шенберг и Веберн; в своих последующих произведениях он использовал ее свободно, не избегая (в отличие от Веберна) мажорных и минорных трезвучий, а иногда «разбавляя» додекафонную гармонию вкраплениями тональной музыки.

    Последние годы

    В 1929 Берг приступил к работе над оперой «Лулу» по пьесам Франка Ведекинда (1864—1918) «Дух земли» и «Ящик Пандоры», в центре которых — фигура неудержимо притягательной и порочной «роковой женщины», характерная для литературы и искусства рубежа веков. Форма «Лулу», как обычно у Берга, основана на архитектонических законах и числовой символике; в крупном плане она представляет собой «палиндром(см. ПЕРЕВЕРТЕНЬ) », первая половина которого (до середины 3 акта) рисует возвышение Лулу до положения светской дамы, а вторая — ее падение обратно на дно жизни. Вся музыкальная ткань оперы выводится из одной 12-тоновой серии, фрагменты и варианты которой выступают в функции лейтмотивов отдельных персонажей.

    Работа над «Лулу» прерывалась дважды: вначале сочинением концертной арии «Вино» на 3 стихотворения Ш. Бодлера(см. БОДЛЕР Шарль) в переводе Ш. Георге (1929), затем — сочинением Концерта для скрипки с оркестром (1935). Последний, задуманный как реквием по юной дочери вдовы Малера(см. МАЛЕР Густав), Альмы Малер-Верфель (отсюда подзаголовок концерта «Памяти ангела»), оказался надгробным памятником композитора самому себе: Берг скоропостижно умер через 4 месяца после завершения Концерта. Третий акт «Лулу» остался неоконченным (Берг успел оркестровать только его начало и заключительную сцену). В 1937 в Цюрихе состоялась премьера оперы без большей части третьего акта. Черновики находились в распоряжении вдовы Берга, которая в конце 1960-х гг. предоставила их австрийскому композитору Ф. Церхе для обработки и инструментовки. Премьера оперы с восстановленным третьим актом состоялась только после ее смерти (Париж, 1979, дирижер П. Булез(см. БУЛЕЗ Пьер)).

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Музыкальный словарь

    ( 9 II 1885, Вена - 24 XII 1935, там же)

    Душа, как ты становишься прекрасней, глубже после снежных бурь.

    П. Альтенберг

    А. Берг - один из классиков музыки XX в. - принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А. Шенберга, куда входили также А. Веберн, Г. Эйслер и др. Берга, как и Шенберга, принято относить к направлению австро-немецкого экспрессионизма (причем к его наиболее радикальной ветви) благодаря его поискам крайней степени выразительности музыкального языка. Оперы Берга в связи с этим называли "драмами крика". Берг явился одним из характерных выразителей ситуации своего времени - трагически-кризисного состояния буржуазного общества периода первой мировой войны и годов, предшествующих наступлению в Европе фашизма. Его творчеству присущи социально-критический настрой, обличение цинизма буржуазных нравов, подобно фильмам Ч. Чаплина, острое сочувствие "маленькому человеку". Ощущение беспросветности, тревоги, трагизма типично для эмоциональной окраски его сочинений. Вместе с тем Берг - вдохновенный лирик, сохранивший в XX в. романтический культ чувства, в такой степени свойственный прошедшему XIX столетию. Волны лирических нарастаний и спадов, широкое дыхание большого оркестра, заостренная экспрессия струнных инструментов, интонационная напряженность, пение, насыщенное множеством выразительных нюансов, составляют специфику звучания его музыки, и эта полнота лирики противостоит безнадежности, гротеску и трагизму.

    Берг родился в семье, где любили книги, увлекались игрой на рояле, пением. Старший брат Чарли занимался вокалом, и это дало повод юному Альбану сочинять многочисленные песни с сопровождением фортепиано. Желая получить профессиональное образование по музыкальной композиции, Берг стал обучаться под руководством Шенберга, пользовавшегося репутацией педагога-новатора. Он учился на классических образцах, приобретая в то же время умение использовать новую технику для новых типов выразительности. Собственно обучение длилось с 1904 по 1910 г., в дальнейшем это общение переросло в теснейшую творческую дружбу на всю жизнь. Среди первых самостоятельных по стилю сочинений Берга - Соната для фортепиано, окрашенная мрачным лиризмом (1908). Однако первые исполнения сочинений не вызывали сочувствия слушателей; у Берга, так же как у Шенберга и Веберна, возникал разрыв между их левыми устремлениями и классическими вкусами публики.

    В 1915-18 гг. Берг служил в армии. По возвращении он принимал участие в работе Общества частных исполнений, писал статьи, был популярен как педагог (к нему обращался, в частности, известный немецкий философ Т. Адорно). Произведением, которое принесло композитору всемирное признание, стала опера "Воццек" (1921), премьера которой (после 137 репетиций) состоялась в 1925 г. в Берлине. В 1927 г. опера была поставлена в Ленинграде, и автор приезжал на премьеру. На его родине исполнение "Воццека" вскоре было запрещено - мрачная атмосфера, порождавшаяся ростом немецкого фашизма, трагически сгущалась. В процессе работы над оперой "Лулу" (по пьесам Ф. Ведекинда "Дух земли" и "Ящик Пандоры") он увидел, что о ее постановке на сцене не может быть и речи, произведение осталось незаконченным. Остро ощущая враждебность окружающего мира, Берг написал в год смерти свою "лебединую песню" - Концерт для скрипки "Памяти ангела".

    За 50 лет своей жизни Берг создал сравнительно немного произведений. Наиболее знаменитыми из них стали опера "Воццек" и Концерт для скрипки с оркестром; много исполняются также опера "Лулу; Лирическая сюита для квартета" (1926); Соната для фортепиано; Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых инструментов (1925), концертная ария "Вино" (на ст. Ш. Бодлера в переводе С. Георге - 1929).

    В своем творчестве Берг создал новые типы оперного спектакля и инструментальных произведений. Опера "Воццек" была написана по драме Г. Бюхнера "Войцек. В мировой оперной литературе не было примера сочинения, героем которого стал маленький, забитый человек, действующий в повседневной обстановке, вычерченный со столь же поразительной рельефностью" (М. Тараканов). Денщику Воццеку, над которым куражится его капитан, проводит шарлатанские опыты маньяк-доктор, изменяет единственное дорогое существо- Мари. Лишившись последней надежды в своей обездоленной жизни, Воццек убивает Мари, после чего и сам гибнет в болотной топи. Воплощение такого сюжета стало актом острейшего социального обличения. Сочетание в опере элементов гротеска, натурализма, возвышающей лирики, трагических обобщений потребовало разработки новых типов вокального интонирования - различных видов речитатива, приема, промежуточного между пением и речью (Sprechstimme), характерных интонационных изломов мелодии; гипертрофии музыкальных черт бытовых жанров - песни, марша, вальса, польки и др. с сохранением при этом широкого полнозвучия оркестра. О соответствии в "Воццеке" музыкального решения идейному замыслу писал Б. Асафьев:..."Я не знаю иной современной оперы, которая сильнее, чем "Воццек", подкрепила бы социальное предназначение музыки как непосредственного языка чувств, особенно при таком изумительном сюжете, как драма Бюхнера, и при таком умном и проницательном охвате сюжета музыкой, как это удалось сделать Бергу".

    Концерт для скрипки с оркестром стал новой ступенью в истории этого жанра - ему придан трагический характер реквиема. Концерт был написан под впечатлением смерти восемнадцатилетней девушки, поэтому он получил посвящение "Памяти ангела". Разделы концерта отражают образы короткой жизни и быстрой смерти юного существа. Прелюдия передает ощущение зыбкости, хрупкости и некоторой отрешенности; Скерцо, символизирующее радости жизни, построено на отзвуках вальсов, лендлеров, содержит народную каринтийскую мелодию; Каденция воплощает крушение жизни, приводит к яркой экспрессионистической кульминации сочинения; Хоральные вариации ведут к очищающему катарсису, который символизирует цитата хорала И. С. Баха (из духовной кантаты № 60 Es ist genug).

    Творчество Берга оказало огромное влияние на композиторов XX в. и, в частности, на советских - Д. Шостаковича, К. Караева, Ф. Караева, А. Шнитке и др.

  5. Источник: Музыкальный словарь