(т. е. 5-мерный или 5-стопный стих) — древний стихотворный размер. Схема его . Эта схема показывает, что П. распадается на две половины, разделенные цезурой, по 21/2стопы в каждой. В первой половине допускается замена дактилей спондеями, схема же 2-ой половины постоянна. П. почти всегда следовал за гекзаметром. Это сочетание гекзаметра с П. употреблялось преимущественно в элегиях — том роде древней поэзии, который составлял переход от эпоса к лирике. Гекзаметр и П. различались, по-видимому, первоначально в элегиях так, что в первом поэт рассказывал о событии, а в П. излагал свои чувства по поводу того же события.
А. М.
[от греч. pentámetros — пятистопный, от pénte — пять и métron — мера, стопа (в стихе)], в античном стихосложении дактилический стих (см. Дактиль), образованный удвоением первого полустишия Гекзаметра и состоящий, таким образом, из 21/2 + 21/2 дактилических стоп (См. Стопа)(отсюда название). Полустишия разделены цезурой (См. Цезура); замена дактилей спондеями (См. Спондей)допускается лишь в первом полустишии.
Схема:Элегический дистих)и в этом виде был основным размером античных элегий и эпиграмм. Пример тонической передачи элегического дистиха (2-й стих — П.):
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень чую смущенной душой.
(А. С. Пушкин).
-а, м. лит.
Размер стиха, разделенного цезу́рой на две половины, каждая из которых состоит из двух дактилей и одного ударного слога, например: Де́ва, над ве́чной струе́й, | ве́чно печа́льна сиди́т (Пушкин, Царскосельская статуя).
[греч. πεντάμετρος]
ПЕНТА́МЕТР, пентаметра, муж. (греч. pentametron, букв. пятистопник) (лит.). Дактилический стих из двух трехстопных полустиший, в каждом из которых последняя стопа состоит только из одного ударяемого слога, напр.: старца в+е|лик+ог+о|тень|чую сму|щенн+ой ду|шой (Пушкин).
м.
Пятистопный размер (в стихосложении).
ПЕНТАМЕТР - см. Элегический дистих.
муж.;
просодика pentameterpentameter
м. лит.
pentámetro m, verso pentámetro
м. лит.
pentametro
ПЕНТАМЕТР — в античном стихосложении название стиха, представляющего модификацию гекзаметра (см.). Так назывался дважды (в середине и в конце) усеченный гекзаметр: —`UU,—`UU,—`| —`UU,—`UU,—`.
Во втором члене пентаметра стопы всегда остаются лишь в чистом виде, тогда как в первом члене дактили могли заменяться спондеями.
П. впервые появился в греческой лирике VII—VI вв. до нашей эры; уже здесь он большею частью выступает в соединении с гекзаметром («элегический дистих»). В таком соединении П. заимствуется римскими элегиками I в. до нашей эры; из них Овидий доводит до совершенства технику П. и элегического дистиха. В вычурных формах средневекового латинского стихосложения П. приобретает постоянную рифму (в цезуре), перестраиваясь в леонин (см.). В тоническом стихосложении П. появляется как подражание античности в виде дактило-хореического стиха: в русской поэзии он встречается у поэтов XVIII в. (Востоков, Озеров, Милонов) и XIX в. (Гнедич, Дельвиг, Пушкин и др.). Стихосложение античное.
ПЕНТА́МЕТР -а; м. [греч. pente - пять и metron - мера] Лит. Размер стиха, разделённого цезу́рой на две половины, каждая из которых состоит их двух дактилей и одного ударного слога, например: * Де́ва, над ве́чной струёй, / ве́чно печа́льна сиди́т (Пушкин).
* * *
пента́метрсм. Элегический дистих.
* * *
ПЕНТАМЕТРПЕНТА́МЕТР, см. Элегический дистих(см. ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ).