Большая Советская энциклопедия

    Рубо Франц Алексеевич [5(17).6.1856, Одесса, ‒ 13.3.1928, Мюнхен], русский живописец-баталист. Учился в рисовальной школе в Одессе (с 1865) и в АХ в Мюнхене (с 1877). Жил главным образом в Петербурге, с 1913 ‒ в Германии. Преподавал в петербургской АХ (1904‒12). Среди учеников ‒ М. Б. Греков, М. И. Авилов, П. И. Котов. Работая в основном в области панорамной живописи, создавал грандиозные по масштабам произведения, отмеченные документальной точностью воспроизведения исторических событий. Панорамы: «Штурм аула Ахульго» (1896, не сохранилась), «Оборона Севастополя» (1902‒04, Севастополь, открыта в 1905; в 1941‒42 повреждена при обороне Севастополя во время Великой Отечественной войны; воссоздана группой советских художников и вновь открыта в 1954), «Бородинская битва» (1911, открыта в 1912 в Москве; реставрирована и размещена в Москве в специально построенном здании на Кутузовском проспекте, 1962). Писал также станковые картины.

    Лит.: Халаминский Ю., Ф. А. Рубо, М., 1952.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    РУБО Франц Алексеевич (1856-1928) - российский живописец. Батальные панорамы "Оборона Севастополя" (1902-04), "Бородинская битва" (1911).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Рубо́ Франц Алексеевич

    (1856—1928), российский живописец. Документально точные, грандиозные по масштабам батальные панорамы «Оборона Севастополя» (1902—04), «Бородинская битва» (1911). С 1913 жил в Германии.

    * * *

    РУБО Франц Алексеевич

    РУБО́ Франц (Франсуа) Алексеевич (5 (17) июня 1856, Одесса — 13 марта 1928, Мюнхен), российский художник, выдающийся мастер батальной и панорамной живописи.

    Грозная романтика

    Родился в семье француза-коммерсанта. Учился в Одесской рисовальной школе (1865—77) и мюнхенской Академии художеств (1878—83). В период обучения в Мюнхене, каждое лето уезжал в Россию, на Украину, Кавказ и в Среднюю Азию, делая там многочисленные этюды с натуры. Кавказ особенно его увлек, и в 1883 Рубо даже указал его в анкете в графе «место жительства».

    Исполнив большое число жанровых и батальных композиций в духе искусства передвижников («Атака запорожцев в степи», 1881; «Кавказец-кавалерист», 1880-е, и др.), в 1886 получил правительственный заказ на написание девятнадцати картин для тифлисского «Храма Славы» (военно-исторического музея), призванного увековечить память о войнах России на Кавказе, а также в Турции, Иране и Средней Азии. Живописный цикл Рубо охватил почти полуторавековой период — от «Вступления войск Петра I в Тарки 13 июня 1722 г.» (в Дагестане) до «Сражения на реке Кушке 18 марта 1855 г.» (в Туркмении). В число этих картин вошел также «Штурм аула Ахульго 22 августа 1839 года» (т. е. укрепленной резиденции Шамиля(см. ШАМИЛЬ) в Северном Дагестане). Работы для «Храма славы» были завершены в 1893. Поскольку после революции данный музей был ликвидирован, произведения Рубо распределили между Дагестанским музеем изобразительных искусств в Махачкале и рядом др. собраний; судьба некоторых картин сложилась весьма драматично (так, хранившееся в Грозненском музее «Пленение Шамиля» пропало в 1994 году во время военных действий в городе и было найдено лишь через два года).

    Хотя эти сюжеты и славили имперскую политику России на Востоке, Рубо все же удалось с динамическим драматизмом показать беспощадную жестокость битв и героическую храбрость не только русских солдат, но и их отчаянно сопротивляющихся противников. Показывая войну как величественное зрелище, но в то же время и как народное бедствие, Рубо тем самым приблизился по духу к работам В. В. Верещагина(см. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич) (хотя и не достигал при этом их образной глубины). Впрочем, отсутствие этой глубины всегда компенсировалось у мастера впечатляющей выразительностью деталей, а также атмосферы сражений в целом.

    Искусство панорамы

    Те же художественные принципы, плотно сводящие воедино чувства триумфа и трагедии, предопределили и работу Рубо над панорамами — композициями с масштабным цилиндрическим изображением, которое охватывает зрителя со всех сторон (включая не только живопись, но и предметно-фигурный план) и расположено в специальном помещении. Несмотря на отдельные, более ранние, прецеденты, Рубо практически явился создателем этого вида искусства в России. Первую свою панораму он исполнил на сюжет из своего кавказского батального цикла («Штурм аула Ахульго», 1888—90; сохранились лишь фрагменты этого произведения).

    С 1901 работал над значительно более масштабной панорамой «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», избрав для изображения тот день (6 июня 1855), когда был отражен штурм Малахова кургана(см. МАЛАХОВ КУРГАН), приуроченный англичанами и их союзниками к 40-летию битвы при Ватерлоо(см. ВАТЕРЛОО). Открытое в 1905, это произведение стало настоящей энциклопедией воинской жизни того времени, с той поры постоянно притягивая к себе массу зрителей (полуразрушенная в 1942, она затем была тщательно отреставрирована и вновь открыта в 1954, к 100-летию Севастопольской обороны(см. СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ОБОРОНА 1854—1855)).

    «Бородинская битва»

    Не менее известной стала следующая панорама Рубо, созданная в 1910—12 годах к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года(см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года). Как всегда тщательно изучив исторические свидетельства и место события, мастер представил в ней Бородинское сражение, а именно те утренние часы 7 сентября, когда завязались особенно упорные схватки за Семеновские флеши и батарею Н. Н. Раевского (правда, в процессе обсуждения первоначальный замысел был несколько изменен и средоточием действия стал бой за Семеновский овраг). Все три плана «Бородинской битвы» — от передних фигур и предметов до светлых далей, подернутых дымкой от пальбы — в совокупности составляют эпическое зрелище, сочетающее романтический пафос с детальным документализмом.

    Панораму открыли в Москве к 100-летнему юбилею, но в 1918 закрыли для обозрения в связи с тем, что ее павильон пришел в негодность. Доступ к ней зрителей возобновился лишь в 1962, уже к 150-летнему юбилею битвы, после многолетней реставрации и постройки нового здания на Кутузовском проспекте.

    Рубо отдавал также много сил и преподаванию, возглавив в 1903 батальную мастерскую Академии художеств. С 1888 все наиболее крупные свои заказы выполнял в своей мастерской в предместье Мюнхена, руководя бригадой немецких художников (при создании «Бородинской битвы» с ним сотрудничал также И. Г. Мясоедов). В 1912 окончательно поселился в Германии. Не получая больше заказов из России, приспособиться к местной художественной жизни не смог и умер в забвении.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

    РУБО Франц Алексеевич
    РУБО Франц Алексеевич (1856-1928) - российский живописец. Батальные панорамы "Оборона Севастополя" (1902-04), "Бородинская битва" (1911).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  7. Источник: