Большая Советская энциклопедия

    тайная политическая организация, ставившая целью создание славянской демократической федерации во главе с Украиной. Возникла в конце 1845 — начале 1846 в Киеве. Учредители общества: профессор Киевского университета историк Н. И. Костомаров, учитель В. М. Белозерский и чиновник Н. И. Гулак. Общее число членов достигло нескольких десятков человек (Т. Г. Шевченко, писатель П. А. Кулиш, учитель Д. П. Пильщиков, студенты И. Я. Посяда, Г. В. Андрузский, помещик Н. И. Савич, бывший студент А. А. Навроцкий и др.). Организационные и программные положения изложены в «Уставе общества святого Кирилла и Мефодия» и т. н. «Законе божьем». Общество ставило задачу национального и социального (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т.д. В состав намечавшейся славянской федерации должны были войти Украина и Россия, Польша, Чехия, Сербия, Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путём, сообразно с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения». Тактические принципы не были достаточно разработаны, при этом взгляды отдельных членов не были однородны. В противовес общему реформистскому духу общества на революционно-демократических позициях стоял Шевченко. Известную близость к нему обнаруживали Гулак и Навроцкий. Наиболее умеренную позицию занимал Кулиш. Общество находилось в стадии организационного оформления и просуществовало 13—14 месяцев. Практическая деятельность К.-М. о. была крайне незначительна. В марте 1847 члены общества по доносу провокатора члена общества студента А. М. Петрова были арестованы, а в мае приговорены к различным мерам наказания: Шевченко отдан в солдаты, Гулак заключён в Шлиссельбургскую крепость, остальные высланы. Правительство, боясь распространения демократических идей, затушевало республиканский характер организации, придав ей вид общества, ставившего своей задачей объединение всех славян под главенством Российской империи.

    Лит.: Зайончковский П. А., Кирилло-Мефодиевское общество (1846— 1847), М., 1959.

    П. А. Зайончковский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО - тайная политическая организация разночинной интеллигенции в Киеве в 1845-47 (В. М. Белозерский, Н. И. Гулак, П. А. Кулиш, Н. И. Савич, Т. Г. Шевченко и др.), ставившая целью национальное освобождение Украины, ликвидацию крепостного права, создание всеславянской федеративной республики. Основной программный документ - "Книги бытия украинского народа" ("Закон божий"). Члены арестованы по доносу, приговорены к различным срокам заключения и ссылки.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО, тайная организация украинской интеллигенции в Киеве в 1845 - 47 (Н.И. Костомаров, П.А. Кулиш, В.М. Белозерский, Т.Г. Шевченко, Н.И. Гулак, Н.И. Савич). Цель: национальное освобождение украинского народа, ликвидация крепостного права, создание всеславянской федеративной республики. Члены арестованы по доносу, приговорены к различным срокам тюремного заключения и ссылки.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    КИРИЛЛО-МЕФО́ДИЕВСКОЕ О́БЩЕСТВО

    тайная политич. организация, возникшая на рубеже 1845–46 в Киеве. Идеалами общества были: ликвидация крепостничества, отмена сословных привилегий, уничтожение нац. гнета, создание общеслав. федеративной демократич. республики со столицей в Киеве. Инициаторы создания общества – Гулак, проф. Киевского ун-та Н. И. Костомаров и бывший студент ун-та В. М. Белозерский. Число членов общества достигало неск. десятков человек. В апр. 1846 в общество вступил Шевченко.

    К.-М. о. не было вполне сложившейся организацией, находилось на уровне кружка; его члены не отличались полным единством взглядов. В определении методов социального и нац. освобождения Украины и др. слав. народов среди членов общества существовали разногласия, характерные для обществ. движения России 40-х гг. и соответствующие двум его тенденциям: революционной и либеральной. На революц.-демократич. позициях стоял Шевченко – сторонник применения оружия против крепостничества; под его воздействием к революц. методам борьбы склонялись Гулак и студент Киевского ун-та А. М. Навроцкий. Устав общества, его программа, правила, воззвание к рус. и польскому народам, воззвание к укр. народу, "Книга бытия украинского народа" выражали воззрения Костомарова, Белозерского, П. Кулиша и нек-рых др. участников кружка, к-рые стремились осуществить политич. программу об-ва мирным путем, сообразовывая свои действия "...с евангельскими правилами любви, кротости и терпения..." ("Былое", No 2, П., 1906, с. 74).

    В области философии многие члены общества были идеалистами: бог рассматривался ими как демиург истории, христ. религия – как ее движущая сила. Прошлое Украины представлялось в идеализированном виде – как форма своеобразной "республики равных", не знавшей царей и господ.

    К.-М. о. просуществовало до апр. 1847, когда вследствие предательства почти все его члены были арестованы и подвергнуты наказанию.

    Лит.: Семевский В. И., Кирилло-Мефодиевское общество 1846–47 гг., [М., 1918 ]; Бортников А. И., Кирилло-Мефодиевское общество, "Тр. исторического ф-та Киевского гос. ун-та", 1940, т. 1; Зайончковский П. Α., Кирилло-Мефодиевское общество (1846–47), М., 1959; Назаренко И. Д., Общественно-политические, философские и атеистические взгляды Т. Г. Шевченко, М., 1961; Новиков М. И., Общественно-политические и философские взгляды Т. Г. Шевченко, М., 1961.

    М. Денисенко. Киев.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Кири́лло-Мефо́диевское о́бщество

    тайная политическая организация разночинной интеллигенции в Киеве в 1845—47 (В. М. Белозерский, Н. И. Гулак, Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, Н. И. Савич, Т. Г. Шевченко и др.), ставившая целью национальное освобождение Украины, ликвидацию крепостного права, создание всеславянской федеративной республики. Основной программный документ — «Книги бытия украинского народа» («Закон Божий»). Члены общества арестованы по доносу, приговорены к различным срокам заключения и ссылки.

    * * *

    КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО

    КИРИ́ЛЛО-МЕФО́ДИЕВСКОЕ О́БЩЕСТВО, тайная политическая организация разночинной интеллигенции в Киеве в 1845—47 (В. М. Белозерский, Н. И. Гулак, П. А. Кулиш, Н. И. Савич, Т. Г. Шевченко и др.), ставившая целью национальное освобождение Украины, ликвидацию крепостного права, создание всеславянской федеративной республики. Основной программный документ — «Книги бытия украинского народа» («Закон Божий»). Члены арестованы по доносу, приговорены к различным срокам заключения и ссылки.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    тайная политич. орг-ция, ставившая целью создание славянской демократич. федерации во главе с Украиной. Возникло в нач. 1846 в Киеве. Учредители об-ва: проф. Киевского ун-та историк Н. И. Костомаров, учитель В. М. Белозерский и чиновник Н. И. Гулак. Общее число членов достигало неск. десятков человек: Т. Г. Шевченко, писатель П. А. Кулиш, учитель Д. П. Пильщиков, студенты И. Я. Посяда, Г. Андрузский, помещик Н. И. Савич, быв. студент А. А. Навроцкий и др. Организац. и программные положения изложены в "Уставе общества св. Кирилла и Мефодия" и т. н. "Законе божьем". Об-во ставило задачу нац. и социального (в антифеод. смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав славянской федерации должны были войти Россия с Украиной, Польша, Чехия, Сербия, Болгария. Столицей федерации предполагался Киев. Высшая законодат. власть передавалась двухпалатному сейму, исполнительная - президенту. Осуществления своих политич. идеалов об-во предполагало добиться мирным реформистским путем, сообразно с "евангельскими правилами любви, кротости и терпения". Тактич. принципы не были достаточно разработаны, при этом взгляды отдельных членов не были однородны. На революц.-демократич. позициях стоял Шевченко, в противоречии с общим реформистским духом об-ва. Известную близость к нему обнаруживали Гулак и Навроцкий. Наиболее умеренную позицию занимал Кулиш. Об-во находилось в стадии организац. оформления и просуществовало 13-14 мес. Практич. деятельность К.-М. о. была крайне незначительна. В марте 1847 члены об-ва по доносу провокатора члена об-ва студента Петрова были арестованы, а в мае приговорены к различным мерам наказания: Шевченко отдан в солдаты, Гулак заключен в Шлиссельбургскую крепость, остальные высланы. Пр-во затушевало политич. характер орг-ции, не создав политич. процесса.

    Осн. источником по истории К.-М. о. является следств. дело (ЦГАОР, ф. III отделения, за исключением дела Шевченко, хранящегося в Киеве, в музее его имени). Отд. части дела опубликованы в журналах.

    Лит.: Семевский В. И., Кирилло-Мефодиевское об-во. 1846-47 гг., "ГМ", 1918, No 10-12; Возняк М., Кирило-Методiïвське братство, Львiв, 1921; Зайончковский П. A., Кирилло-Мефодиевское об-во (1846-1847), М., 1959.

    П. А. Зайончковский. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: