Словарь Брокгауза и Ефрона

    псевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова (см.).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    ГорькийМаксим (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне г. Горький, — 18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы. Отец Г. — столяр-краснодеревец М. С. Пешков, мать — В. В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Г. подростком начал тяжёлую жизнь «в людях». Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. Участвовал в нелегальных народнических кружках, вёл пропаганду среди рабочих и крестьян. После ареста в 1889 находился под надзором полиции. В 1888—89 и 1891—92 странствовал по России.

    12 сентября 1892 опубликовал первый рассказ — «Макар Чудра». Войти в литературу Г. помог В. Г. Короленко. В очерках и фельетонах 90-х гг. Г. бичевал «хозяев жизни», мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его «Очерки и рассказы» (т. 1—3, 1898—99) вызвали небывалый отклик в России и за рубежом.

    Выразитель революционного подъёма рабочего класса, Г. уже в 90-е гг. развивал лучшие традиции реализма и романтизма 19 в. В реалистических рассказах о народе («Коновалов», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.) Г. изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости и — незрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Г. («Старуха Изергиль», 1895; «Песня о Соколе», 1899; «Песня о Буревестнике», 1901) с их пафосом «безумства храбрых» звали к революционному подвигу.

    Идейно-общественные искания привели Г. в конце 19 — начале 20 вв. к марксизму. Он солидаризируется с направлением ленинской «Искры», участвует в революционном движении. В прокламации (1901) о разгоне студенческой демонстрации Г. призывал к свержению царизма. По делу о подпольной типографии он был выслан в 1901 в Арзамас. В. И. Ленин в «Искре» протестовал против преследований «европейски знаменитого писателя...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 369).

    На рубеже 19—20 вв. в романах и пьесах Г. начинается формирование социалистического реализма. В романе «Фома Гордеев» (1899) Г. дал типичные характеры русской буржуазии, её идеологов (Яков Маякин) и отщепенцев (Фома), а из народной массы впервые выделил пролетариат. В романе «Трое» (1900) трагической участи бедняка Лунева, ставшего собственником, противопоставлен путь рабочего Грачева, нашедшего правду в социалистическом кружке. В 1899—1900 Г. знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, высоко ценившими его талант, сближается с Московским Художественным театром, поставившим его пьесы «Мещане» и «На дне». Вокруг издательства «Знание» Г. объединил демократических писателей-реалистов (А. Серафимович, А. Куприн, С. Скиталец, И. Бунин, В. Вересаев и др.).

    В годы революционного подъёма постановки пьес Г. стали общественным событием, вызывали демонстрации против царизма. В «Мещанах» (1901) русский рабочий впервые предстал как новый герой истории. В пьесе «На дне» (1902), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом на «дно» жизни людей, Г. показал вред христианского гуманизма, утешающей лжи. В монологе Сатина («На дне») и в философско-лирической поэме «Человек» (1903) Г. воспел величие человека, его творческий разум. В пьесах «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (обе — 1905) он осуждает омещанившуюся либо замкнувшуюся в сфере «чистой» науки интеллигенцию и призывает мастеров культуры творить для народа.

    Г. принял активное участие в революционных событиях 1905. За прокламацию 9 января 1905 с призывом свергнуть самодержавие был заключён в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 вступил в партию большевиков. Участвовал в организации первой большевистской легальной газеты «Новая жизнь», руководимой В. И. Лениным; 27 ноября 1905 в Петербурге впервые встретились Г. и Ленин. В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 в Москве Г. снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В начале 1906 по поручению партии Г. нелегально выехал в Америку, где, несмотря на травлю, агитировал в поддержку рус. революции. Очерки и памфлеты Г. «В Америке» и «Мои интервью» (оба — 1906) разоблачали фальшь буржуазной демократии.

    В годы Революции 1905—07 Г. создал выдающиеся произведения социалистического реализма. В пьесе «Враги» (1906) он показал, как забастовочное движение пролетариата поднимается до политической борьбы, как растет в массах влияние большевиков. В романе «Мать» (1906) Г. впервые в литературе изобразил борьбу революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 присутствовал в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав «Мать» в рукописи, Ленин в беседе с Г. отметил своевременность романа (см. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Переведённая на многие языки, «Мать» стала настольной книгой миллионов.

    В 1906—13 Г. жил в Италии, на о. Капри. В годы реакции он сблизился с группой «Вперёд». Ошибочное увлечение Г. «богостроительством» сказалось в повести «Исповедь» (1908). Ленин в письмах к Г. подверг резкой критике «богостроительство», помог писателю укрепиться на марксистских позициях. Обличение самодержавно-полицейского порядка и показ разложения буржуазно-мещанского мира («Последние», 1908; «Васса Железнова», 1-я ред., 1910; «Городок Окуров», 1909) сочетались у Г. с утверждением революционных идей, проникающих в крестьянскую и мещанскую среду («Лето», 1909; «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910—11). Ленин высоко оценил «Сказки об Италии» (1911—13) (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 47), в которых Г. показал социалистические настроения итальянского пролетариата и восславил трудового человека. Верой в будущее придавленной народной массы пронизаны рассказы сборника «По Руси» (1912—16). В сатирических «Русских сказках» (1912 и 1917) Г. осмеивал черносотенство, шовинизм, «кладбищенскую литературу» декадентов. Лучшее в творчестве Г. 1910-х гг. — автобиографические повести «Детство» и «В людях» (опубликованы в 1913—16). В них с большой художественной силой запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества, к борьбе за свободу.

    В 1913 Г. вернулся в Россию. Сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», в журнале «Просвещение». Г. осудил начавшуюся в 1914 мировую войну. В 1915 основал антивоенный журнал «Летопись», руководил его литературным отделом. Политическая линия публицистического отдела журнала была противоречивой, на что указывал Ленин (см. там же, т. 49, с. 299—300).

    В период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции Г. недооценил организующую силу партии, революционного пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистической мелкособственнической стихии, что отразилось в публицистическом цикле «Несвоевременные мысли» (опубликован в 1917—18 в полуменьшевистской газете «Новая жизнь», которую Г. редактировал). Эта позиция Г. вызвала решительную критику Ленина, который помогал Г. найти пути преодоления ошибок в самой революционной действительности. Впоследствии Г. не раз признавал правоту Ленина (см. М. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 24—27; т. 24, 1953, с. 343; т. 30,1956, с. 45, 301—02, и др.). В 1918—1921 Г. активно участвовал в строительстве социалистической культуры (организация издательства «Всемирная литература» и др.). В годы Гражданской войны и разрухи Г. помогал борьбе с голодом, беспризорностью, заботился об охране художественно-исторических ценностей, о быте учёных. В публицистических статьях 1919—20 призывал передовые силы мира к защите революции. 23 апреля 1920 на чествовании В. И. Ленина в связи с его 50-летием Г. говорил о значении грандиозной работы Ленина для человечества. В июле 1920 Г. присутствовал на 2-м конгрессе Коминтерна.

    Осенью 1921 из-за обострения туберкулёзного процесса Г. по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия); в апреле 1924 поселился в Италии (Сорренто). За рубежом Г. организовал по поручению Ленина международную помощь голодающим Поволжья, выступал в защиту завоеваний Октября. Но некоторые заблуждения Г. (преувеличение опасности крестьянского анархизма, отвлечённый гуманизм) сказались в статьях 1922 («О русском крестьянстве», выступление против приговора по делу эсеров).

    В 1922 Г. написал повесть «Мои университеты» — 3-ю часть художественной автобиографии. В мемуарном очерке «В. И. Ленин» (1924—31) он с большой художественной силой воссоздал образ «Человека с большой буквы», передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс, который «прост, как правда». Г. принадлежат также литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Б. Красина и др. В 1925 Г. опубликовал роман «Дело Артамоновых», в котором история трёх поколений буржуазной семьи дана на фоне русской общественной жизни от реформ 1861 до Октября. В 1928 и 1929 Г. приезжал в СССР; о своих поездках по стране написал очерки «По Союзу Советов» (1929). В 1931 возвратился на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн. Г. был организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), энергично содействовал развитию литературы народов СССР. Он создал и редактировал многие журналы и книжные серии («Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «История гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.).

    1930-е гг. — время нового расцвета драматургии Г. Пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (1935, 2-я ред.) утверждали неизбежность гибели капитализма и победы социалистической революции.

    Крупным достижением социалистического реализма стало итоговое произведение Г. — монументальный роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925—36; 4-я часть не была завершена). В этой «...движущейся панораме десятилетий» (Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, 1964, с. 197) отразились исторические события сорока предоктябрьских лет русской жизни, острая идейно-общественная борьба эпохи. Главная тема романа — разоблачение «самгинщины», буржуазного индивидуализма. В «самгинщине» типизировано поведение той части буржуазной интеллигенции, которая на подъёмах революции «примыкала» к ней, а по существу предавала её. Большевик Степан Кутузов и др. революционеры в ходе идейной борьбы побеждают Самгина и ему подобных. Роман глубоко раскрывает противоречия действительности, показанной в её революционном развитии.

    Великий художник слова, Г. был и выдающимся литературным критиком, публицистом. Мысли Г. о роли труда, о значении фольклора для национальной культуры, о народности как источнике силы русской литературы, об активном гуманизме советской литературы вливались в русло исканий советской эстетики 1920 — начале 1930-х гг., завершившихся созданием теоретических основ социалистического реализма. Г. определял его как «...реализм людей, которые... перестраивают мир...», и считал главным его признаком способность отражать действительность в революционной перспективе, смотреть на прошлое «...с высоты... целей будущего» (статьи 1933 «О кочке и точке», «О социалистическом реализме», Собр. соч., т. 27,1953, с. 44, 12). Г. неустанно защищал права романтического начала в советском искусстве. Главной задачей советских писателей он считал воспитание нового, социалистического человека.

    Величие и мировое значение творчества Г. в том, что он выразил идеи и стремления русского революционного пролетариата, способствовал созданию социалистического общества и новой советской культуры. Творчество Г. оказывает большое влияние на советскую многонациональную и мировую литературу. Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Синь и др. прогрессивные писатели высоко оценили вклад Г. в искусство нового мира.

    Основополагающими являются высказывания В. И. Ленина о Г. как пролетарском писателе, который «...крепко связал себя... с рабочим движением России и всего мира...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 153). Марксистская критика (В. В. Воровский, А. В. Луначарский, С. Г. Шаумян) ещё до Октября повела борьбу за верное понимание творчества Г. Начало его изучению в советскую эпоху положили работы 20—30-х гг. (Луначарский, С. Д. Балухатый, И. А. Груздев, В. А. Десницкий, Н. К. Пиксанов и др.). В послевоенные годы горьковедение выделилось в специальную отрасль истории советской литературы.

    Г. похоронен 20 июня 1936 в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Его именем названы г. Нижний Новгород, МХАТ, Ленинградский Большой драматический театр и др. Созданы музеи Г. в Москве, г. Горьком, Казани, Куйбышеве, с. Мануйловке Полтавской области УССР.

    Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1—25, М. -— Л., 1933-34; Собр. соч., т. 1—30, М., 1949—56; Архив А. М. Горького, т. 1—13, М., 1939—71; Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963, т. 72, М., 1965.

    Лит.: Биография, документы, воспоминания: В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы, 3 изд., М., 1969; Летопись жизни и творчества А. М. Горького, т. 1—4, М., 1958—60; Груздев И. А., Горький и его время. 1868—1896, 3 изд., М., 1962; его же, Горький, М., 1958; М. Горький в воспоминаниях современников, М., 1955.

    О творчестве: М. Горький. Материалы и исследования, т. 1—4, М. — Л., 1934—51; Горьковские чтения, т. 1—10, М., 1940—68; Пиксанов Н. К., Горький и фольклор, 2 изд., Л., 1938; его же, Горький и национальные литературы, М., 1946; Белкина Н. П., В творческой лаборатории Горького, М., 1940; Касторский С. В., «Мать» Горького. Творческая история повести, Л., 1940; его же, Горький-художник. Очерки, М. — Л., 1963; История русской литературы, т. 10, М. — Л., 1954; Новиков В. В., Творческая лаборатория Горького-драматурга, М., 1965; Панков В., Советская действительность в изображении Горького, 2 изд., М., 1957; Волков А. А., М. Горький и литературное движение советской эпохи, М., 1958; его же, Путь художника. Максим Горький до Октября, М., 1969; Горький в эпоху первой русской революции, М., 1955; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Творчество М. Горького и вопросы социалистического реализма, М., 1958; Муратова К. Д., М. Горький в борьбе за развитие советской литературы, М. — Л., 1958; Наумов Е. М., М. Горький в борьбе за идейность и мастерство советских писателей, М., 1958; Десницкий В., М. Горький. Очерки жизни и творчества, М., 1959; Юзовский Ю. М., Горький и его драматургия, М., 1959; Бялик Б. А., М. Горький — литературный критик, М., 1960; его же, Горький — драматург, М., 1962; Нович И., Художественное завещание Горького «Жизнь Клима Самгина», 2 изд., М., 1968; Овчаренко А. И., Публицистика М. Горького, 2 изд., М., 1965; Бурсов Б., Роман М. Горького «Мать» и вопросы социалистического реализма, [3 изд.], М. — Л., 1962; Тагер Е., Творчество Горького советской эпохи, М., 1964; Луначарский А. В., М. Горький, Собр. соч., т. 2, М., 1964; Максимова В. А., Горький — редактор, М., 1965; М. Горький и его современники, Л., 1968; М. Горький и литературы зарубежного Востока, М., 1968; Михайловский Б. и Тагер Е., Творчество М. Горького, 3 изд., М., 1969; Михайловский Б. В., Творчество М. Горького и мировая литература, М., 1965.

    Библиография: Балухатый С. Д., Литературная работа М. Горького, М. — Л., 1936; Описание рукописей М. Горького, под ред. И. П. Ладыжникова и Е. Ф. Розмирович, т. 1, М. — Л., 1948; Балухатый С. Д., Критика о М. Горьком. 1893—1932, Л., 1934; Балухатый С. Д. и Муратова К. Д., Литературная работа М. Горького. Дополнительный список. 1889—1937, М. — Л., 1941; Произведения М. Горького в переводах на иностранные языки, М., 1958 (Библиографич. указатель); Русская литература конца XIX — начала XX века. Библиографич. указатель, т. 1, М. — Л., 1963.

    Б. В. Михайловский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) - русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник "Очерки и рассказы" (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, "свободной" морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе "Мать" (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса "На дне", 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В "окуровском" цикле (роман "Жизнь Матвея Кожемякина", 1910-11) - пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге "Несвоевременные мысли" (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: "Детство" (1913-14), "В людях" (1915-16), "Мои университеты" (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах ("Егор Булычов и другие", 1932), в незавершенном романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина" (т. 1-4, 1925-36). За границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы ( в т. ч. теории социалистического реализма).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    (наст. имя - Алексей Максимович Пешков)

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ

    (1868-1936), русский писатель. Родился 28 марта 1868 в Нижнем Новгороде. В девятилетнем возрасте осиротел, и решающее влияние оказала на него бабушка, мастерица рассказывать сказки. Неудачная попытка поступить в Казанский университет, смерть бабушки, безответная любовь, разброд в мыслях и нищета привели его к попытке самоубийства 25 декабря 1887. Пять с лишним лет Горький пешком странствовал по России, накапливая впечатления, позднее питавшие его творчество. В этот первый период, с 1892 по 1902, он описывал общественные неурядицы, создавая образы протестующих героев, не находящих себе места в жизни. Его персонажами были по большей части бродяги, проститутки, воры. Такие рассказы, как Челкаш, Однажды осенью, На плотах, Супруги Орловы и Двадцать шесть и одна; романы Фома Гордеев и Трое; пьесы Мещане и На дне представляют характерные образцы горьковского творчества этого времени. Второй период (1902-1913), отмеченный тесным сотрудничеством с революционными организациями, отчетливее всего отразился в пьесах Дачники (1905) и Враги (1906) и романе Мать (1907). В 1905 Горький предпринял путешествие в США, в основном же проживал на острове Капри. В третий период творчества, с 1913 до смерти, Горький опубликовал ряд превосходных автобиографических произведений, наиболее значительные из них - Детство (1913-1914), В людях (1916), Мои университеты (1923) и Заметки из дневника. Воспоминания (1924). Грандиозный (незаконченный) роман-эпопея Жизнь Клима Самгина и многочисленные литературно-критические статьи написаны в последние годы его жизни. Горький умер (есть версия, что он был отравлен) в Горках, под Москвой, 18 июня1936, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького. Как поэт Горький не столь значителен, однако своими вдохновенными революционными стихами Песня о Буревестнике и Песня о Соколе он заслужил репутацию "Певца российской революции". Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя мирами, Горький является связующим звеном между старой и новой Россией.

    ЛИТЕРАТУРА

    Горький М. Собрание сочинений, тт. 1-30. М., 1949-1955 Десницкий В.М. Горький. М., 1959 Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения, тт. 1-25. М., 1968-1976 Михайловский Б. и Тагер Е. Творчество Горького, 3-е изд. М., 1969 Овчаренко А.И. М.Горький и литературные искания XX столетия. М., 1971 Максим Горький в воспоминаниях современников, тт. 1-2. М., 1981 Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. М., 1990

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Го́рький Максим

    настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков (1868—1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1—3, 1898—99), где носителями новой, «свободной» морали были изображены (не без влияния ницшеанства) так называемые босяки. В романе «Мать» (1906—07) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса «На дне», 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В «окуровском» цикле (роман «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910—11) — пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в неё революционных настроений. Проблема русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» (1912—17). В публицистической книге «Несвоевременные мысли» (отдельное изд. — 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал её преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1913—14), «В людях» (1915—1916), «Мои университеты» (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах («Егор Булычов и другие», 1932), в незавершённом романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (т. 1—4, 1925—36). За границей (1921—31) и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы (в том числе теории социалистического реализма).М. Горький.

    * * *

    ГОРЬКИЙ Максим

    ГО́РЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19—20 столетий (т. н. «Серебряного века(см. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК)») и советской литературы.

    Происхождение, образование, мировоззрение

    Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840—1871) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842—1879) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

    Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

    Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения(см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение))и материализма И. В. Гете(см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)до позитивизма Ж. М. Гюйо(см. ГЮЙО Жан Мари), романтизма Дж. Рескина(см. РЕСКИН Джон)и пессимизма А. Шопенгауэра(см. ШОПЕНГАУЭР Артур). В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова(см. ЛАВРОВ Петр Лаврович)стояли книги Э. Гартмана(см. ГАРТМАН Эдуард), М. Штирнера(см. ШТИРНЕР Макс)и Ф. Ницше(см. НИЦШЕ Фридрих).

    Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову(см. РОЗАНОВ Василий Васильевич), 1912).

    Ранний Горький (1892—1905)

    Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко(см. КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович), опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова(см. ЧЕХОВ Антон Павлович) и Л. Н. Толстого(см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич).

    С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.

    Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным(см. ЛЕНИН Владимир Ильич). Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905—07.

    Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание»(см. ЗНАНИЕ (книгоиздательское товарищество)) и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.

    Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского(см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) в Московском художественном театре(см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР)(1902; играли Станиславский, В. И. Качалов(см. КАЧАЛОВ Василий Иванович), И. М. Москвин(см. МОСКВИН Иван Михайлович), О. Л. Книппер-Чехова(см. КНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна) и др.). В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького — «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

    Между двух революций (1905—1917)

    После поражения революции 1905—1907 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913—1914), «В людях» (1915—1916), цикл рассказов «По Руси» (1912—1917). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским(см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич)и А. А. Богдановым(см. БОГДАНОВ Александр Александрович) проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».

    Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна(см. МАНН Томас), Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»

    Годы эмиграции (1917—28)

    Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»(см. НОВАЯ ЖИЗНЬ (газета меньшевиков)); 1917—1918; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).

    Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин(см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович), А. М. Ремизов(см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович), В. Ф. Ходасевич(см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович), В. Б. Шкловский(см. ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович)и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература»(см. ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА), открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш(см. ФОРШ Ольга Дмитриевна) «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина(см. ФЕДИН Константин Александрович) «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

    С 1921 по 1928 гг. Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым(см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович), В. В. Ивановым(см. ИВАНОВ Всеволод Вячеславович), А. А. Фадеевым(см. ФАДЕЕВ Александр Александрович), И. Э. Бабелем(см. БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович) и др.) Написал цикл «Рассказы 1922—24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925—1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 1920-х гг.

    Возвращение

    В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник, он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia»(см. АКАДЕМИЯ (издательство)), книжные серии «История фабрик и заводов»(см. ИСТОРИЯ ФАБРИК И ЗАВОДОВ), «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба»(см. ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЕБА), а также Литературный институт(см. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ), затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР(см. СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР), созданный по его инициативе.

    Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Сводная энциклопедия афоризмов

    Горький Максим

    Горький Максим (наст. имя - Пешков Алексей Максимович) (1868 - 1936)

    Русский писатель.Афоризмы, цитаты -Горький Максим - биография


    "На дне", 1902 *)
    • В карете прошлого никуда не уедешь. - (Сатин)
    • Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека. - (Сатин)
    • __________
    "Человек", 1903 **)
    • Трагически прекрасный Человек! Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них - лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья - творит богов, в эпохи бодрости - их низвергает. Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом - "зачем он существует?" - он мужественно движется - вперед! и - выше! - по пути к победам над всеми тайнами земли и неба.
    • И как планеты окружают солнце, - так Человека тесно окружают созданья его творческого духа: его - всегда голодная - Любовь; вдали, за ним, прихрамывает Дружба; пред ним идет усталая Надежда; вот Ненависть, охваченная Гневом, звенит оковами терпенья на руках, а Вера смотрит темными очами в его мятежное лицо и ждет его в свои спокойные объятья... Он знает всех в своей печальной свите - уродливы, несовершенны, слабы созданья его творческого духа! Одетые в лохмотья старых истин, отравленные ядом предрассудков, они враждебно идут сзади Мысли, не поспевая за ее полетом, как ворон за орлом не поспевает, и с нею спор о первенстве ведут, и редко с ней сливаются они в одно могучее и творческое пламя. И тут же - вечный спутник Человека, немая и таинственная Смерть, всегда готовая поцеловать его в пылающее жаждой жизни сердце. Он знает всех в своей бессмертной свите, и, наконец, еще одно он знает - Безумие... Крылатое, могучее, как вихрь, оно следит за ним враждебным взором и окрыляет Мысль своею силой, стремясь вовлечь ее в свой дикий танец... И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия его пути, загадки жизни, сумрак тайн природы и темный хаос в сердце у него.
    • Свободная подруга Человека, Мысль всюду смотрит зорким, острым глазом и беспощадно освещает все: - Любви коварные и пошлые уловки, ее желанье овладеть любимым, стремленье унижать и унижаться и - Чувственности грязный лик за ней; - пугливое бессилие Надежды и Ложь за ней, - сестру ее родную, нарядную, раскрашенную Ложь, готовую всегда и всех утешить и - обмануть своим красивым словом. Мысль освещает в дряблом сердце Дружбы ее расчетливую осторожность, ее жестокое, пустое любопытство, и зависти гнилые пятна, и клеветы зародыши на них. Мысль видит черной Ненависти силу и знает: если снять с нее оковы, тогда она все на земле разрушит и даже справедливости побеги не пощадит! Мысль освещает в неподвижной Вере и злую жажду безграничной власти, стремящейся поработить все чувства, и спрятанные когти изуверства, бессилие ее тяжелых крылий, и - слепоту пустых ее очей.
    • Вот он устал, шатается и стонет; испуганное сердце ищет Веры и громко просит нежных ласк Любви. И Слабостью рожденные три птицы - Уныние, Отчаянье, Тоска, - три черные, уродливые птицы - зловеще реют над его душою и все поют ему угрюмо песнь о том, что он - ничтожная букашка, что ограничено его сознанье, бессильна Мысль, смешна святая Гордость, и - что бы он ни делал, - он умрет! Дрожит его истерзанное сердце под эту песнь и лживую, и злую; сомнений иглы колют мозг его, и на глазах блестит слеза обиды...
    • В союзе с Ложью, робкая Надежда поет ему о радостях покоя, поет о тихом счастье примиренья и мягкими, красивыми словами баюкает дремотствующий дух, толкая его в тину сладкой Лени и в лапы Скуки, дочери ее. И, по внушенью близоруких чувств, он торопливо насыщает мозг и сердце приятным ядом той циничной Лжи, которая открыто учит, что Человеку нет пути иного, как путь на скотный двор спокойного довольства самим собою. Но Мысль горда, и Человек ей дорог, - она вступает в злую битву с Ложью, и поле битвы - сердце Человека.
    • Но если Человек отравлен ядом Лжи неизлечимо и грустно верит, что на земле нет счастья выше полноты желудка и души, нет наслаждений выше сытости, покоя и мелких жизненных удобств, тогда в плену ликующего чувства печально опускает крылья Мысль и - дремлет, оставляя Человека во власти его сердца. И, облаку заразному подобна, гнилая Пошлость, подлой Скуки дочь, со всех сторон ползет на Человека, окутывая едкой серой пылью и мозг его, и сердце, и глаза. И Человек теряет сам себя, перерожденный слабостью своею в животное без Гордости и Мысли...
    • Непримиримый враг позорной нищеты людских желаний, хочу, чтоб каждый из людей был Человеком!
    • Бессмысленна, постыдна и противна вся эта жизнь, в которой непосильный и рабский труд одних бесследно, весь уходит на то, чтобы другие пресыщались и хлебом и дарами духа!
    • Все в Человеке - все для Человека!
    • Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним - пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди - стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и Человеку нет конца пути! Так шествует мятежный Человек - вперед! и - выше! все - вперед! и - выше!
    *) Текст "На дне" - в Библиотеке Максима Мошкова
    **) Текст "Человек" - в Библиотеке Максима Мошкова
    "Макар Чудра", 1892 *)
    • Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить. Чему учить? Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее - те ничего не получают, и всякий сам учится... - (цыган Макар Чудра)
    • Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько... И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгниет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, - дураком... Что ж, - он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут! - (цыган Макар Чудра)
    • Я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать все это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди - и все тут. Долго не стой на одном месте - чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее. А задумаешься - разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. - (цыган Макар Чудра)
    • Кто скажет, зачем он живет? Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и все тут! И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда. - (цыган Макар Чудра)
    • Говорил я с одним человеком. Строгий человек, из ваших, русских. Нужно, говорит он, жить не так, как ты сам хочешь, а так, как сказано в божьем слове. Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь у него. А сам он весь в дырьях, рваный. Я и сказал ему, чтобы он себе новую одежду попросил у бога. Рассердился он и прогнал меня, ругаясь. А до того говорил, что надо прощать людей и любить их. Вот бы и простил мне, коли моя речь обидела его милость. Тоже - учитель! Учат они меньше есть, а сами едят по десять раз в сутки. - (цыган Макар Чудра)
    • Это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую! - (цыган Данило, отец Радды)
    • Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала? - (цыганка Радда)
    • Нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было! - (цыган Лойко Зобар)
    "Старуха Изергиль", 1895 **)
    • Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам. - (старая цыганка о Данко)
    "Песня о буревестнике", 1901 ***)
    • Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
    • - Пусть сильнее грянет буря!..
    *) Текст "Макар Чудра" - в Библиотеке Максима Мошкова
    **) Текст "Старуха Изергиль" - в Библиотеке Максима Мошкова
    ***) Текст "Песня о буревестнике" - в Библиотеке Максима Мошкова
    • Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека.
    • Любовь - это желание жить.
    "Песня о Соколе", 1899 *)
    • Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга! - (Сокол)
    • - Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро! - (Уж)
    • Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет... - (Уж)
    • А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? - (Уж)
    • Рожденный ползать - летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся...
    • - Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она - в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. - (Уж)
    • Безумство храбрых - вот мудрость жизни!
    • Безумству храбрых поем мы песню!
    *) Текст "Песня о Соколе" - в Библиотеке Максима Мошкова

  11. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  12. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков; 1868–1936) – рус. писатель, публицист. Рано потеряв отца, начал тяжкую жизнь «в людях», служил «мальчиком» при магазине, посудником на параходе, учеником в иконописной мастерской. Бедствуя, работал грузчиком, пекарем и т. д. Участв. в нелегальных кружках. Пс. «Горький» был придуман неслучайно, ибо темы его ранних произв. были навеяны горькой действительностью рус. жизни кон. ХIХ в. По словам С. Маршака, «это имя как бы говорило о горькой судьбе, родственной многим судьбам в России, и в то же время оно звучало, как протест, как вызов, как обещание говорить горькую правду». Опубл. рассказ «Макар Чудра» (1892), сб. «Очерки и рассказы» (т. 1–3, 1898—99), ром. «Мать» (1906—07), пьесу «На дне» (1902), цикл рассказов «По Руси» (1912—17). В публицистич. кн. «Несвоевременные мысли» (отд. изд. 1918) резко критиковал взятый В.И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автор автобиографич. трилогии: «Детство» (1913—14), «В людях» (1915—16), «Мои университеты» (1922), пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), незавершенного ром. – эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (т. 1–4, 1925—36). За границей (1921—31) и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетич. принципов сов. лит-ры (в т. ч. теории социалистич. реализма).

  13. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  14. Лермонтовская энциклопедия

    Ѓ́ОРЬКИЙ Максим (псевд.; наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868—1936), рус. сов. писатель, основоположник лит-ры социалистич. реализма. Был активным пропагандистом творчества Л., содействовал изданию его соч. в изд-ве «Всемирная литература». В 1919 Г. читал и правил прим. А. А. Блока в кн.: М. Ю. Лермонтов, «Избранные сочинения в одном томе» (изд. З. И. Гржебина, Берлин — П., 1920). Молодому Г. были близки вольнолюбивые мотивы Л., протест против угнетения и насилия, прославление героич. личности, нашедшие отзвук в произв. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Человек», «Песня о Буревестнике» (сближаемой нек-рыми исследователями с «Парусом» Л.) и др. Традиции романтизма Л. наполнялись в творчестве Г. жизнеутверждающим оптимизмом. В соотношении романтич. и реалистич. начал в рассказе «Челкаш» обнаруживается типологич. родство с «Таманью». Образ поэта-пророка («Иегудил Хламида») генетически соотносится с «пророками» А. С. Пушкина и Л.Биографич. сведения о Л., его стихи упоминаются во мн. произв. Г.; в т.ч. в повестях «Трое» (1900), «В людях» (1916); в последней запечатлена сцена чтения в иконописной мастерской поэмы «Демон», к-рая «мучительно и сладко» волновала Алешу Пешкова и потрясла воображение его слушателей — рабочих. Лермонт. стихи воспроизводятся в повести «Городок Окуров» (1909), в рассказах «Легкий человек», «Анекдот», «Герой» и др. В «Жизни Клима Самгина» Кутузов поет романс на слова Л.: «Ночевала тучка золотая». Самгин перечитывает стихи Л., приходя к характерному для его мышления упрощенному выводу, что Л. — «мрачный поэт».Восторженное отношение к стихам Л. прошло у Г. через всю жизнь. В лит.-критич. статьях и письмах к начинающим поэтам Г. всегда называл Л. вслед за Пушкиным, советуя учиться у них поэтич. культуре, богатству рус. языка, высоким принципам гражданственности и социальной ответственности писателя перед народом. В курсе лекций по «Истории русской литературы» (1909), читанных в партийной школе на Капри, Г. дал общую оценку творчества Л., охарактеризовал духовный облик поэта, высказал интересные наблюдения об отд. стихах (напр., Г. впервые комментирует стих. «О, полно извинять разврат» как ответ на стих. Пушкина «Друзьям»). Творчество Л. он рассматривал в тесной связи с лит.-обществ. движением 30—40-х гг. По его мнению, автор «Песни про... купца Калашникова», «живи он дольше... — мог бы, со временем, развиться в первоклассного народного поэта» («История рус. лит-ры», 1939, с. 165). Следуя традиции В. Г. Белинского, Г. называл Л. «достойным преемником Пушкина», отмечал, что в стихах Л. «начинают громко звучать ноты, почти незаметные у Пушкина, — это жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. Жажда дела, тоска сильного человека, который не находит почвы для приложения своих сил, была вообще свойственна людям тех годов... У Лермонтова эта тоска принимает особенно резкие контуры» (там же, с. 160). В подтверждение своей мысли Г. приводит стих. Л. «Монолог», «Молитва», «Желание», «Предсказание», «Смерть поэта».Г. обращал внимание на особый характер лермонт. пессимизма: «Пессимизм в Лермонтове — действенное чувство, в этом пессимизме ясно звучит презрение к современности и отрицание ее, жажда борьбы и тоска, и отчаяние от сознания одиночества, от сознания бессилия. Его пессимизм весь направлен на светское общество» (там же, с. 165). В процессе этих размышлений возникает оценка «Героя нашего времени». Обобщающее значение романа было для Г. так велико, что он включил его — единств. из рус. романов — в задуманную им в 1930 серию «История молодого человека», объединив «молодых людей» 19 в. в одну социально-психол. группу.Г. резко возражал против попыток истолковать лермонт. пафос борьбы и стремления к свободе как «демонизм» и «ницшеанство» (Вл. Соловьев, С. Андреевский и др.). Не соглашался Г. и с «бытовыми» трактовками Л. (см. письма к С. Н. Сергееву-Ценскому от 28 марта и 17 апр. 1927). Горьковская концепция творчества Л., продолжая традиции рус. революц.-демократич. критики, дает историч. осмысление сложной природы одного из центр. явлений рус. поэтич. культуры 19 в.Соч. Собр. соч., т. 1—30, М., 1949—55; История рус. лит-ры, М., 1939.Лит.: Бродский Н. Л., Горький о Л., в кн.: Горьковские чтения 1947—1948, М. — Л., 1949; то же, в его кн.: Избр. труды, М., 1964; Касторский С., Статьи о Горьком, Л., 1955; Найдич Э. Э. (3); Масик В., Общей лирики лента. (О лермонт. традициях в сов. поэзии), «Нева», 1964, № 10; Михайловский Б. В., Творчество М. Горького и мировая литература. 1892—1916, М., 1965 (по указат. имен).

  15. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  16. Москва (энциклопедия)

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: