«Орловский Александр Осипович»

Орловский Александр Осипович в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Орловский Александр Осипович»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    живописец-баталист и жанрист (1777—1832), род. в Варшаве. Кн. Чарторыжская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его в ученье к жившему в Варшаве живописцу Норблену-де-Гурденю. Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский, в 1794 г., поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян. Затем он провел целый год в Литве, переезжая с места на место и изучая нравы местного дворянства и народный быт. По возвращении в Варшаву, он нашел покровителя в лице кн. Иосифа Понятовского и вошел в моду у польской аристократии. В 1802 г. приехал в СПб., где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселен при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе. Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии. В 1809 г., за картину: "Бивуак казаков", СПб. академия худ. присудила ему звание академика. В 1819 г. он был причислен к генеральному штабу, для сочинения рисунков военных костюмов. О. — талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрировку. Кроме картин, писанных масляными красками, каковы напр. находящиеся в Имп. Эрмитаже: "Казак, убивающий тигра", "Коровы на пастбище", "Отдых охотников", "Домашний скот на лугу", "Стадо на пастбище", "Морской вид" и "Кораблекрушение", О, произвел несчетное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ Царской Фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкиров и др. всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.

    А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Орловский (Orłowski) Александр Осипович [9.3.1777, Варшава, — 1(13).3.1832, Петербург], польский и русский живописец и график, представитель романтизма. Испытал влияние Я. П. Норблина, у которого учился и работал в Варшаве (около 1793—1802). В польский период творчества исполнил ряд остро-характерных, иногда грубоватых жанровых и юмористических зарисовок и картин («Сцена в корчме», 1795—96, Национальный музей, Варшава), портретов, сцен Польского восстания 1794, участником которого был («Битва под Рацлавицами», тушь, кисть, 1798 или около 1801, Национальный музей, Краков). В 1802 переехал в Петербург; с 1809 — академик петербургской АХ. Художник бурного темперамента, романтик по натуре, О. создал большое число батальных и жанровых сцен, изображений всадников и воинов в латах, пейзажей (с ночным освещением и картинами кораблекрушений), отмеченных патетикой и аффектацией образов, свободой и живописностью исполнения («Польский всадник», 1809, «Четыре воина, сидящие под утёсом», 1829, оба произв. в Третьяковской галерее). Меткие портреты-шаржи и карикатуры отводят О. место одного из основоположников сатирического жанра в России (портрет-шарж И. С. Брызгалова, сепия, 1820-е гг., Русский музей, Ленинград). Достоверностью и в то же время героической приподнятостью отличаются его образы героев Отечественной войны 1812 (портрет М. И. Платова, акварель, 1812—13, Исторический музей, Москва). Демократизм творчества О., его незаурядная наблюдательность ярко проявились в рисунках и акварелях, гуашах, изображающих сцены народного быта, типы различных общественных слоев и народов России, жизнь Петербурга и русской деревни («Привал арестантов», карандаш, 1815, Русский музей). Одним из первых (с 1816), обратившись к технике литографии, О. выполнил в ней ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников («Тетради на тему русского народного быта», 1825—1826).

    Лит.: Верещагин В., Русская карикатура, кн. 3 — А. О. Орловский, СПБ, 1913; А. О. Орловский. Выставка произведений. Каталог, М., 1958; Ацаркина Э. Н., А. О. Орловский, [М., 1971]; Сękalska-Zborowska Н., Aleksander Orłowski, Warsz., 1962.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Орло́вский Александр Осипович

    (Orłowski) (1777—1832), польский и российский живописец и график. Писал острохарактерные картины польского быта («Сцена в корчме», 1795—96), сцены Польского восстания 1794. В России с 1802. Свободные по манере исполнения батальные и жанровые сцены («Польский всадник», 1809), портреты, в том числе героев Отечественной войны 1812 («М. И. Платов», 1812—13), зарисовки народного быта отмечены характерными для романтизма композиционной свободой и живописностью. Один из основоположников шаржа и политической карикатуры («Французский эмигрант Дю-Селон», 1806) в русском искусстве.

    * * *

    ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович

    ОРЛО́ВСКИЙ (Orlowski) Александр Осипович (1777—1832), польский и русский живописец и график. Представитель романтизма(см. РОМАНТИЗМ). Острохарактерные картины польского быта, сцены Польского восстания 1794. В России с 1802. Свободные по манере исполнения батальные и жанровые сцены, портреты, зарисовки народного быта.

  5. Источник: Энциклопедический словарь