«Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович»

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович [2(14).4.1870, Саратов, — 26.10(8.11).1905, Таруса], русский художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890—91 и 1893—95), в петербургской АХ (1891—93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона (1895—98) в Париже. Член (с 1899) и один из лидеров Московского товарищества художников, член Союза русских художников (с 1904). С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 в Подольске и Тарусе. В зрелый период творчества (начало 1900-х гг.) выработал собственную живописную манеру, сочетавшую глубоко индивидуальную переработку принципов пленэрной живописи с декоративизмом общего решения картины (т. н. «декоративный пленэризм»). В проникнутых элегическим чувством произведениях, где главная роль принадлежит насыщенному эмоциональным содержанием пейзажу, Б. стремился выразить мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоническом единстве с природой. Б. оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в. и особенно на творчество художников объединения «Голубая роза». Произведения: «Майские цветы» (1894), «Агава» (1897), «Гобелен» (темпера, 1901), «Изумрудное ожерелье» (темпера, 1903—04), «Куст орешника» (пастель, 1905) — все в Третьяковской галерее.

    Лит.: Русакова А., В. Э. Борисов-Мусатов, Л.—М., 1966.

    В. М. Петюшенко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (1870-1905) - российский живописец. Изысканно-декоративные, элегические по настроению картины выражают мечту о гармонии человека и природы ("Водоем", 1902).БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович БОРИСОГЛЕБСК - город (с 1698) в Российской Федерации, Воронежская обл., на р. Ворона. Железнодорожная станция. 72,0 тыс. жителей (1991). Машиностроение (завод химического машиностроения и др.), легкая, пищевая промышленность. Педагогический институт. Театр. Краеведческий музей.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Бори́сов-Муса́тов Виктор Эльпидифорович

    (1870—1905), российский живописец. Изысканно-декоративные, элегические по настроению картины выражают мечту о гармонии человека и природы, создают возвышенно-идиллический образ дворянских усадеб начала XIX в. («Водоём», 1902; «Прогулка на закате», 1903).

    * * *

    БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович

    БОРИ́СОВ-МУСА́ТОВ Виктор Эльпидифорович (1870—1905), русский живописец. Изысканно-декоративные, элегические по настроению картины выражают мечту о гармонии человека и природы («Водоем», 1902).

    * * *

    БОРИ́СОВ-МУСА́ТОВ Виктор Эльпидифорович [2 (14) апреля 1870, Саратов — 26 октября (8 ноября) 1905, Таруса], русский художник. Один из самых значительных мастеров символизма(см. СИМВОЛИЗМ) в русской живописи.

    Выходец из семьи железнодорожника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890—91, 1893—95), в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова(см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович) (1891—93), а также в студии Ф. Кормона (1895—98) в Париже. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 — в Подольске и Тарусе.

    Испытав влияние П. Пюви де Шаванна(см. ПЮВИ ДЕ ШАВАНН Пьер) и отчасти мастеров импрессионизма(см. ИМПРЕССИОНИЗМ), соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.

    От картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники». Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905). Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904—05, все — Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре.

    Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени — в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы»(см. ГОЛУБАЯ РОЗА), которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: