«Обер Даниель Франсуа Эспри»

Обер Даниель Франсуа Эспри в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Обер Даниель Франсуа Эспри»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Обер (Auber) Даниель Франсуа Эспри (29.1.1782, Кан, ‒ 12.5.1871, Париж), французский композитор и музыкальный деятель. Член института Франции (1829). Занимался композицией под руководством Л. Керубини. С 1842 директор Парижской консерватории, с 1857 также придворный капельмейстер. Автор более 40 опер, преимущественно комических (некоторые из них совместно с Ф. Герольдом, А. Буальдьё и др.). Его постоянным либреттистом был Э. Скриб. Из 4 произведений в жанре большой оперы основное историческое значение имеет «Немая из Портичи» (или «Фенелла», 1828; в России также под названием «Палермские бандиты»). Её тираноборческий сюжет (восстание неаполитанских рыбаков против испанского владычества в 17 в.) соответствовал общественным настроениям кануна Июльской революции 1830 во Франции. Из комических опер О. наибольшей популярностью пользовались «Фра-Дьяволо» (1830), «Бронзовый конь» (1855), «Чёрное домино» (1837). Активное мелодическое движение, острота ритмов, типично французский характер мелодизма, легкость и доступность музыкального материала в комических операх, некоторая романтическая патетика и героико-демократическое начало в «Немой из Портичи» ‒ характернейшие черты искусства О.

    Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 2, СПБ, 1892; Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962; Malherbe Ch., Auber, Biographie critique, P., 1911.

    Т. Н. Ливанова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Лермонтовская энциклопедия

    ОБ́́ЕР (Auber) Даниель Франсуа Эспри (1782—1871), франц. композитор (см. Музыка). Действие повести Л. «Княгиня Лиговская» частично происходит в театре, во время представления оперы О. «Немая из Портичи» («Фенелла», 1828), пост. в Петербурге в 1834. Тираноборческий сюжет оперы (восстание неаполитанских рыбаков против исп. владычества в 1647) и увлекат. музыка соответствовали обществ. настроениям кануна Июльской революции 1830. Исполнение оперы в 1830 в Брюсселе вызвало патриотич. манифестацию в театре, послужившую началом восстания, к-рое завершилось объявлением нац. независимости Бельгии.Лит.: Серов А. Н., Критич. статьи, т. 2, СПБ, 1892, с. 995; Эйгес (2), с. 505—08.

  3. Источник: Лермонтовская энциклопедия