Большая Советская энциклопедия

    Гумбольдт(Humboldt) Вильгельм (22.6.1767, Потсдам, — 8.4.1835, Тегель, близ Берлина), немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Брат А. Гумбольдта. Изучал в 1787—89 право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801—10 прус. резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Его деятельность ознаменовалась введением методов Песталоцци в начальной школе, изъятием её из ведения церкви, перестройкой Прусская АН, основанием Берлинского университета (ныне университет им. Г. в ГДР). В 1810—19 на дипломатической службе. Будучи в 1819 одним из двух министров внутреннх дел, предпринял неудачную попытку разработать конституцию Пруссии.

    Г. — один из виднейших представителей нем. классического гуманизма времени И. В. Гёте и Ф. Шиллера. Подобно И. Г. Гердеру, он видит цель истории в осуществлении идеала «гуманности», заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте её способностей, которые должны слиться в некое гармоническое целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую Г. также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; задачи его Г. сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка («О границах деятельности государства», 1792; рус. пер. в приложении к книге: Гайм Р., В. фон Гумбольдт ..., М., 1898).

    Осуществление идеала «гуманности» Г., подобно И. Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел в античности, а в новое время — особенно в личности Гёте, произведения которого, по Г., реализуют высший художественный идеал — пробуждение целостного душевного мира в единстве его способностей («О ⌠Германе и Доротее” Гёте», 1799): ведущая способность, создающая такое единство, — творческое воображение. Это единство составляет непременное условие всякого духовного постижения, в том числе и понимания истории, поскольку последнее требует проникновения в духовную суть описываемых лиц и событий («О задачах историка», 1821).

    Г. по существу явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. В работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836—39), Г. понимает язык не как нечто застывшее, но как непрерывный процесс духовного творчества, как «формирующий орган мысли», выражающий индивидуальное миросозерцание народа и тем самым определяющий все духовные отношения человека к миру. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие языкознания (психологическая школа 19 в. — Х. Штейнталь и А. Потебня, немецкое неогумбольдтианство и американская этнолингвистика 20 в. и др.).

    Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1—17, В., 1903—36; в рус. пер., в кн.: Звегинцев В. А., Хрестоматия по истории языкознания XIX—XX вв. , М. , 1956; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 3, М., 1967, с. 137—47.

    Лит.: Spranger Е., W. von Humboldt und die Humanitatsidee, 2 Aufl., B., 1928; его же, W. von Humboldt und die Reform desBildungswesens, 3 Aufl., Tubingen, 1965: Kaehier S. A., W. von Humboldt und der Staat, 2 Aufl., G5tt., 1963; Menze C., W. von Humboldts Lehre und Bild vom Menschen, Dusseldorf, 1965.

    Ю. Н. Попов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ГУМБОЛЬДТ Вильгельм (1767-1835) - немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, иностранный почетный член Петербургской АН (1832). Брат А. Гумбольдта. Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 Берлинский университет (ныне университет им. Гумбольдта). Один из виднейших представителей немецкого гуманизма; друг И.-В. Гете и Ф. Шиллера. Видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель, определяющую и границы деятельности государства. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе, как "формирующем органе мысли" и о "внутренней форме" языка как выражении индивидуального миросозерцания народа.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Гу́мбольдт Вильгельм

    (1767—1835), немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, иностранный почетный член Петербургской АН (1832). Брат А. Гумбольдта. Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 Берлинский университет (ныне университет имени Гумбольдта). Один из виднейших представителей немецкого гуманизма; друг И. В. Гёте и Ф. Шиллера. Видел в университетском развитии индивидуальности высшую цель, определяющую и границы деятельности государства. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе, как «формирующем органе мысли» и о «внутренней форме» языка как выражении индивидуального миросозерцания народа.

    * * *

    ГУМБОЛЬДТ Вильгельм

    ГУ́МБОЛЬДТ Вильгельм (22 июня 1767, Потсдам — 1835), немецкий лингвист, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, основоположник общего языкознания и создатель теоретических основ исторического изучения языка. Иностранный почетный член Петербургской АН (1832). Брат А. Гумбольдта.

    В 1787 поступил в университет Франкфурта-на-Одере, где изучал право. В 1788 слушал лекции по филологии и истории в Геттингенском университете. С 1801 по 1819 занимался государственной службой в Пруссии. В 1809 стал основателем Берлинского университета(см. БЕРЛИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ). В 1819 ушел с государственной службы и целиком посвятил себя науке.

    Гумбольдту принадлежат труды по философии, эстетике, литературоведению, юридическим наукам и др. Однако в историю науки он вошел в первую очередь как языковед-теоретик. Гумбольдт занимался лингвистикой в последние полтора десятилетия жизни, после отхода от активной государственной и дипломатической деятельности. Одной из первых по времени работ был его доклад «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития», прочитанный в Берлинской академии наук в 1820. Несколько позже появилась другая его работа – «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей». В последние годы жизни ученый работал над трудом «О языке кави на острове Ява». В этой работе, в частности, вводится понятие внутренней формы языка. Сам Гумбольдт определял это понятие так: «Внутренняя форма языка представляет собой сугубо индивидуальный способ, посредством которого народ выражает в языке мысли и чувства. Она не подлежит строгому четкому определению и в этом смысле она абстрактна, но проявляется в каждом акте речи, и в этом смысле она конкретна». К этой научной работе была написана вводная часть «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», опубликованная посмертно в 1848. Это был главный лингвистический труд Гумбольдта, в котором наиболее полно он изложил свою теоретическую концепцию. В основе разработанной им лингвофилософской системы лежали идеи И. Канта(см. КАНТ Иммануил). Он считал необходимым выявить общие закономерности исторического развития языков мира.

    Гумбольдт понимал язык как деятельность, как систему, хотя в его время была распространена иная точка зрения на язык – как на застывший продукт человеческой деятельности.

    Он занимался также исследованием конкретных лингвистических категорий, в частности, изучением двойственного числа (неоконченное исследование «О двойственном числе»).

    В России лингвофилософские идеи Гумбольдта оказали влияние, в первую очередь, на представителей Харьковской лингвистической школы (А. А. Потебня(см. ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич), Д. Н. Овсянико-Куликовский(см. ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич)).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: