1) в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологическим признакам П. могут быть разделены на четыре основные категории: Археологические памятники, П. истории, П. архитектуры и П. монументального искусства. К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.
2) В узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства — необходимая черта художественного П. независимо от его типа.
Прототипами П. были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ — Мегалиты и Курганы, а также Обелиски, пирамиды (См. Пирамида), и т. д. В последующие эпохи гробницы (См. Гробница) и надгробия (См. Надгробие) нередко исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).
В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288—289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 73), стелы (См. Стела), арки триумфальные (См. Арка триумфальная), триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111—114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных П., прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные П. помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.— в центрах городской жизни (например, на агорах). П. Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. в средневековой Европе — кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения Донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия Блаженного Храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).
Итальянские мастера Кватроченто, опираясь на древнеримское наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда — свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447—53, скульптор Донателло, иллюстрации см. т. 8, табл. XVIII, стр. 512—513; Коллеони в Венеции, бронза, 1479—88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в П. Маньеризма, усиливаются в эпоху Барокко и Классицизма, когда П. (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в городской застройке (П. Петру I, «Медный всадник», в Петербурге, бронза, 1768—78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе; иллюстрации см. т. 14, табл. XXII, стр. 320—321).
В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806—37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, иллюстрации см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528—529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848—55, скульптор П. К. Клодт, иллюстрации см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. литературным героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно государственные учреждения (в России — министерство двора), то в 19 в. отдельные П. создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов; иллюстрации см. т. 17, табл. 1, стр. 16).
Нарастание психологической конкретности образа в скульптурном П. 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце 19 — начале 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901—1906, скульптор Х. Ледерер). Усиление общественно-политической роли пролетариата отражается в П., славящих труд («Памятник труду» в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений (См. Мемориальные сооружения), как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистический консерватизм многих П. 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфической насыщенностью образов [П. «Разрушенный город» в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы («Варшавская Нике») в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразительного П., лишённого аллегорических или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).
С первых лет Советской власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда)). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920—30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль П. с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард; иллюстрации см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288—289). Особенно широка программа сооружения П., посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941—45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960—1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных П., иногда — использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских П.: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950—70-х гг.— П. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; иллюстрации см. т. 12, стр. 74), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.; иллюстрации см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский; иллюстрации см. т. 13, табл. XIX, стр. 368—369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас; иллюстрации см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).
Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960—1970, Сб. ст.], М., 1973; Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971; Keller U., Reitermonumente absolütistische Fürsten, Münch. — Z., 1971.
А. В. Иконников.
Скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв. Памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (Груз. ССР). Бронза, гранит. Открыт в 1927.
Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент.
Скульптор С. М. Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве. Бронза, гранит. Открыт в 1909.
Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов. Памятник М. Б. Барклаю-де-Толи в Ленинграде. Бронза, гранит. 1827—37.
Скульптор Н. В. Томский, архитектор Н. А. Троцкий. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. Бронза, гранит. 1938.
Скульпторы Ю. Мауринь и др., архитекторы О. Остенберг и др. Памятник погибшим советским военнопленным близ Саласпилса. Бетон. 1967—70.
Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки, Д. Мордебадзе. Памятник Вахтангу Горгасалу в Тбилиси. Бронза, гранит. Открыт в 1967.
Скульптор Ю. Г. Нерода. Памятник в честь 10-летия первого космического полёта. Бронза, гранит. Женева. Открыт в 1970.
Скульптор В. Е. Цигаль. Монумент в честь советских и польских бойцов, павших в боях с фашистами (село Ленино, БССР). Бронза, гранит. 1969.
Аполлодор из Дамаска. Колонна Траяна в Риме. 111—114.
Конная статуя императора Марка Аврелия. Бронза. 161—180. Установлена Микеланджело в 1538 на пл. Капитолия в Риме.
Э. А. Бурдель. Памятник А. Мицкевичу в Париже. Бронза. 1909—29.
Э. Хилтунен. Памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки. Сталь. 1961—67.
Э. Ричель. Памятник И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре. Бронза. 1857.
В. Л. Рейерс. Памятник расстрелянным фашистами в Зейперслёйсе (Северная Голландия). Песчаник. 1946.
Г. Борглум. Национальный мемориал на г. Рашмор (Южная Докота, США), посвященный президентам Дж. Вашингтону, Т. Джефферсону, Т. Рузвельту и А. Линкольну. 1871—1941.
Коллектив БПР. Памятник жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане. Сталь, пластмасса. 1948.
Г. Земла. Памятник силезским повстанцам в Катовице (Польша). Камень. 1960-е гг.
ПА́МЯТНИК, -а, муж.
1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск.
2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи).
• Памятник природы природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер).
-а, м.
1.
Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-л. лица, события.
Памятник Пушкину в Москве. Памятник В. И. Ленину. Памятник в честь освобождения страны.
2.
Сооружение на могиле из гранита, мрамора и т. п. в память умершего; надгробие.
Могильный памятник.
□
Она почти каждый день после обеда приезжала на кладбище и, поджидая меня, читала надписи на крестах и памятниках. Чехов, Моя жизнь.
3.
Сохранившийся предмет культуры прошлого.
Археологические памятники.
□
Я пленился видом дворца Олега Рязанского. Этот исторический памятник интересен своей замечательной архитектурой XVII века. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи.
По своим композициям и по яркости красок они [фрески XII в.] являлись интереснейшими памятниками древнерусской иконописи. Остроумова-Лебедева, Автобиографические записки.
||
Произведение древней письменности.
«Русская Правда» — памятник делового письма.□
Летописи сухи и заключают мало подробностей; грамот осталось нам от этого времени [XIII—XIV вв.] мало; других памятников — еще меньше. Чернышевский, История России с древнейших времен. Соч. С. Соловьева.
4. перен.; чего.
То, что является ярким напоминанием о делах, трудах и т. п. кого-л., служит наглядным свидетельством чего-л.
Нельзя не пожалеть, что наши писатели слишком редко справляются со словарем Российской Академии. Он останется вечным памятником просвещенного труда наследников Ломоносова. Пушкин, Евгений Онегин (Примечания).
А между тем и песня об отдельном герое, и песня о Ленинграде, несомненно, должны остаться памятниками нашей эпохи. Тихонов, Ленинградские писатели и Великая Отечественная война.
иноск.: содеянное, устроенное кем-нибудь доброе или дурное, о чем потомство не забудет; остатки прошлого, (собств.) сооружение в честь и память события, лица
Ср. Ты памятник себе воздвиг нерукотворный,
Хоть ты не ритор, не пиит,
И за поступок твой позорный
Тебе потомство отомстит...
Избранник ты! а с умыслом ехидным
В собранье полном смело лжешь
Во вред сироткам безобидным?!..
Хоть не Гораций ты: но весь — ты не умрешь.
*** Афоризмы. (Пародия.)
См. я памятник себе воздвиг нерукотворный.
ПА́МЯТНИК, памятника, муж.
1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве.
2. Сооружение на могиле в память умершего.
3. Остаток материальной культуры далекого прошлого. Археологические памятники. Памятник скифской культуры.
4. Произведение древней письменности. Литературный памятник. Памятник русского письма и языка.
|| Произведение устной словесности. Памятник народного творчества.
5. перен. То, что поддерживает, заставляет хранить воспоминание о ком-чем-нибудь, памятный след чьей-нибудь деятельности. Дворец Советов в Москве - величественный памятник гению человечества Ленину. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа.» Пушкин.
м.
1.
Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-либо лица или события.
отт. устар. То, что является напоминанием о ком-либо, чем-либо.
2.
Каменное, бронзовое и т.п. сооружение на могиле умершего; надгробие.
3.
перен.То, что сохранилось от прошедших эпох.
ПАМЯТНИК - 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).
2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников - мемориальные сооружения.
ПАМЯТНИК, 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятник археологии, истории, искусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными законами). 2) произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий (скульптурная группа, статуя, колонна, обелиск и т.д.).
муж. monument;
memorial;
tombstone;
statue ставить памятник (кому-л.) ≈ to put/set up a monument (to), to erect a monument (to) памятник неизвестному солдату ≈ cenotaphм.
1. monument, memorial (тж. перен.);
~ Пушкину the Pushkin monument;
2. (на кладбище) tombstone, tomb;
3. (произведение древней культуры, письменности) monument;
литературный ~ literary monument;
~ старины monument to the past.
monument
м перен.
1)Denkmal n (умл.); Mahnmal n(жертвам трагических событий); Standbild n(статуя)
надгробный памятник — Grabmal n
памятник Пушкину — Puschkin-Denkmal n
поставить ( воздвигнуть ) памятник кому-либо — j-m (D) ein Denkmal errichten
2)(предмет культуры) Denkmal n (умл.)
литературный памятник — Schriftdenkmal n
архитектурный памятник — Baudenkmal n
охрана памятников — Denkmalschutz m
памятник м 1. перен. Denkmal n 1b*; Mahnmal n 1a (жертвам трагических событий); Standbild n 1b (статуя) надгробный памятник Grabmal n 1a памятник Пушкину Puschkin-Denkmal n поставить ( воздвигнуть] памятник кому-л. jem. (D) ein Denkmal errichten 2. (предмет культуры) Denkmal n 1b* литературный памятник Schriftdenkmal n архитектурный памятник Baudenkmal n охрана памятников Denkmalschutz m 1
памятникDenkmal
м.
1)(скульптура) monument m; statue f(статуя)
конный памятник — statue équestre
воздвигнуть памятник кому-либо — dresser(или ériger, élever) un monument à la gloire de qn
2)(на могиле) monument m funéraire
3)(предмет культуры) monument m
памятники письменности — monuments de la littérature
м.
monumento m (в разн. знач.); estatua f
литерату́рный па́мятник — monumento literario
ста́вить па́мятник кому́-либо — erigir un monumento a alguien
м. прям. перен.
monumento m тж. перен.
надгробный памятник — monumento / cippo sepolcrale
литературный памятник — monumento letterario; capolavoro della letteratura classica
исторический памятник — monumento storico
воздвигнуть памятник — erigere / innalzare un monumento
открыть памятник — inaugurare / scoprire un monumento
ПА́МЯТНИК -а; м.
1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-л. лица, события. П. Пушкину в Москве. П. в честь освобождения страны. Памятник-мемориал на Мамаевом кургане.
2. Сооружение на могиле из гранита, мрамора и т.п. в память умершего; надгробие. Могильный п. Установить на могилу п. Надгробный п.
3. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологические памятники. Архитектурный п. пятнадцатого века. Памятники древнерусской иконописи. // Произведение древней письменности. "Русская Правда" - п. делового письма.
4. чего. То, что является ярким напоминанием о делах, трудах и т.п. кого-л., служит наглядным свидетельством чего-л. Памятники славного исторического прошлого народа.
* * *
па́мятник1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).2) Произведения искусства, созданные для увековечения людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятника — мемориальные сооружения.
* * *
ПАМЯТНИКПА́МЯТНИК,
1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).
2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников — мемориальные сооружения.
monument