«Памятник»

Памятник в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Памятник»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    1) в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологическим признакам П. могут быть разделены на четыре основные категории: Археологические памятники, П. истории, П. архитектуры и П. монументального искусства. К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

    2) В узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства — необходимая черта художественного П. независимо от его типа.

    Прототипами П. были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ — Мегалиты и Курганы, а также Обелиски, пирамиды (См. Пирамида), и т. д. В последующие эпохи гробницы (См. Гробница) и надгробия (См. Надгробие) нередко исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).

    В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288—289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 73), стелы (См. Стела), арки триумфальные (См. Арка триумфальная), триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111—114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных П., прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные П. помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.— в центрах городской жизни (например, на агорах). П. Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. в средневековой Европе — кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения Донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия Блаженного Храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).

    Итальянские мастера Кватроченто, опираясь на древнеримское наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда — свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447—53, скульптор Донателло, иллюстрации см. т. 8, табл. XVIII, стр. 512—513; Коллеони в Венеции, бронза, 1479—88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в П. Маньеризма, усиливаются в эпоху Барокко и Классицизма, когда П. (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в городской застройке (П. Петру I, «Медный всадник», в Петербурге, бронза, 1768—78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе; иллюстрации см. т. 14, табл. XXII, стр. 320—321).

    В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806—37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, иллюстрации см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528—529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848—55, скульптор П. К. Клодт, иллюстрации см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. литературным героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно государственные учреждения (в России — министерство двора), то в 19 в. отдельные П. создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов; иллюстрации см. т. 17, табл. 1, стр. 16).

    Нарастание психологической конкретности образа в скульптурном П. 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце 19 — начале 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901—1906, скульптор Х. Ледерер). Усиление общественно-политической роли пролетариата отражается в П., славящих труд («Памятник труду» в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений (См. Мемориальные сооружения), как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистический консерватизм многих П. 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфической насыщенностью образов [П. «Разрушенный город» в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы («Варшавская Нике») в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразительного П., лишённого аллегорических или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

    С первых лет Советской власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда)). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920—30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль П. с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард; иллюстрации см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288—289). Особенно широка программа сооружения П., посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941—45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960—1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных П., иногда — использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских П.: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950—70-х гг.— П. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; иллюстрации см. т. 12, стр. 74), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.; иллюстрации см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский; иллюстрации см. т. 13, табл. XIX, стр. 368—369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас; иллюстрации см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).

    Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960—1970, Сб. ст.], М., 1973; Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971; Keller U., Reitermonumente absolütistische Fürsten, Münch. — Z., 1971.

    А. В. Иконников.

    Скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв. Памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (Груз. ССР). Бронза, гранит. Открыт в 1927.

    Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент.

    Скульптор С. М. Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве. Бронза, гранит. Открыт в 1909.

    Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов. Памятник М. Б. Барклаю-де-Толи в Ленинграде. Бронза, гранит. 1827—37.

    Скульптор Н. В. Томский, архитектор Н. А. Троцкий. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. Бронза, гранит. 1938.

    Скульпторы Ю. Мауринь и др., архитекторы О. Остенберг и др. Памятник погибшим советским военнопленным близ Саласпилса. Бетон. 1967—70.

    Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки, Д. Мордебадзе. Памятник Вахтангу Горгасалу в Тбилиси. Бронза, гранит. Открыт в 1967.

    Скульптор Ю. Г. Нерода. Памятник в честь 10-летия первого космического полёта. Бронза, гранит. Женева. Открыт в 1970.

    Скульптор В. Е. Цигаль. Монумент в честь советских и польских бойцов, павших в боях с фашистами (село Ленино, БССР). Бронза, гранит. 1969.

    Аполлодор из Дамаска. Колонна Траяна в Риме. 111—114.

    Конная статуя императора Марка Аврелия. Бронза. 161—180. Установлена Микеланджело в 1538 на пл. Капитолия в Риме.

    Э. А. Бурдель. Памятник А. Мицкевичу в Париже. Бронза. 1909—29.

    Э. Хилтунен. Памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки. Сталь. 1961—67.

    Э. Ричель. Памятник И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре. Бронза. 1857.

    В. Л. Рейерс. Памятник расстрелянным фашистами в Зейперслёйсе (Северная Голландия). Песчаник. 1946.

    Г. Борглум. Национальный мемориал на г. Рашмор (Южная Докота, США), посвященный президентам Дж. Вашингтону, Т. Джефферсону, Т. Рузвельту и А. Линкольну. 1871—1941.

    Коллектив БПР. Памятник жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане. Сталь, пластмасса. 1948.

    Г. Земла. Памятник силезским повстанцам в Катовице (Польша). Камень. 1960-е гг.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. па́мятник;
    2. па́мятники;
    3. па́мятника;
    4. па́мятников;
    5. па́мятнику;
    6. па́мятникам;
    7. па́мятник;
    8. па́мятники;
    9. па́мятником;
    10. па́мятниками;
    11. па́мятнике;
    12. па́мятниках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПА́МЯТНИК, -а, муж.

    1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск.

    2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи).

    • Памятник природы природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-л. лица, события.

    Памятник Пушкину в Москве. Памятник В. И. Ленину. Памятник в честь освобождения страны.

    2.

    Сооружение на могиле из гранита, мрамора и т. п. в память умершего; надгробие.

    Могильный памятник.

    Она почти каждый день после обеда приезжала на кладбище и, поджидая меня, читала надписи на крестах и памятниках. Чехов, Моя жизнь.

    3.

    Сохранившийся предмет культуры прошлого.

    Археологические памятники.

    Я пленился видом дворца Олега Рязанского. Этот исторический памятник интересен своей замечательной архитектурой XVII века. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи.

    По своим композициям и по яркости красок они [фрески XII в.] являлись интереснейшими памятниками древнерусской иконописи. Остроумова-Лебедева, Автобиографические записки.

    ||

    Произведение древней письменности.

    «Русская Правда» — памятник делового письма.

    Летописи сухи и заключают мало подробностей; грамот осталось нам от этого времени [XIII—XIV вв.] мало; других памятников — еще меньше. Чернышевский, История России с древнейших времен. Соч. С. Соловьева.

    4. перен.; чего.

    То, что является ярким напоминанием о делах, трудах и т. п. кого-л., служит наглядным свидетельством чего-л.

    Нельзя не пожалеть, что наши писатели слишком редко справляются со словарем Российской Академии. Он останется вечным памятником просвещенного труда наследников Ломоносова. Пушкин, Евгений Онегин (Примечания).

    А между тем и песня об отдельном герое, и песня о Ленинграде, несомненно, должны остаться памятниками нашей эпохи. Тихонов, Ленинградские писатели и Великая Отечественная война.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    иноск.: содеянное, устроенное кем-нибудь доброе или дурное, о чем потомство не забудет; остатки прошлого, (собств.) сооружение в честь и память события, лица

    Ср. Ты памятник себе воздвиг нерукотворный,

    Хоть ты не ритор, не пиит,

    И за поступок твой позорный

    Тебе потомство отомстит...

    Избранник ты! а с умыслом ехидным

    В собранье полном смело лжешь

    Во вред сироткам безобидным?!..

    Хоть не Гораций ты: но весь — ты не умрешь.

    *** Афоризмы. (Пародия.)

    См. я памятник себе воздвиг нерукотворный.

  9. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ПА́МЯТНИК, памятника, муж.

    1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве.

    2. Сооружение на могиле в память умершего.

    3. Остаток материальной культуры далекого прошлого. Археологические памятники. Памятник скифской культуры.

    4. Произведение древней письменности. Литературный памятник. Памятник русского письма и языка.

    || Произведение устной словесности. Памятник народного творчества.

    5. перен. То, что поддерживает, заставляет хранить воспоминание о ком-чем-нибудь, памятный след чьей-нибудь деятельности. Дворец Советов в Москве - величественный памятник гению человечества Ленину. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа.» Пушкин.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-либо лица или события.

    отт. устар. То, что является напоминанием о ком-либо, чем-либо.

    2.

    Каменное, бронзовое и т.п. сооружение на могиле умершего; надгробие.

    3.

    перен.

    То, что сохранилось от прошедших эпох.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ПАМЯТНИК - 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).

    2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников - мемориальные сооружения.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ПАМЯТНИК, 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятник археологии, истории, искусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными законами). 2) произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий (скульптурная группа, статуя, колонна, обелиск и т.д.).

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. monument;
    memorial;
    tombstone;
    statue ставить памятник (кому-л.) ≈ to put/set up a monument (to), to erect a monument (to) памятник неизвестному солдату ≈ cenotaphм.
    1. monument, memorial (тж. перен.);
    ~ Пушкину the Pushkin monument;

    2. (на кладбище) tombstone, tomb;

    3. (произведение древней культуры, письменности) monument;
    литературный ~ literary monument;
    ~ старины monument to the past.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Англо-русский словарь технических терминов

    monument

  21. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м перен.

    1)Denkmal n (умл.); Mahnmal n(жертвам трагических событий); Standbild n(статуя)

    надгробный памятник — Grabmal n

    памятник Пушкину — Puschkin-Denkmal n

    поставить ( воздвигнуть ) памятник кому-либо — j-m (D) ein Denkmal errichten

    2)(предмет культуры) Denkmal n (умл.)

    литературный памятник — Schriftdenkmal n

    архитектурный памятник — Baudenkmal n

    охрана памятников — Denkmalschutz m

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    памятник м 1. перен. Denkmal n 1b*; Mahnmal n 1a (жертвам трагических событий); Standbild n 1b (статуя) надгробный памятник Grabmal n 1a памятник Пушкину Puschkin-Denkmal n поставить ( воздвигнуть] памятник кому-л. jem. (D) ein Denkmal errichten 2. (предмет культуры) Denkmal n 1b* литературный памятник Schriftdenkmal n архитектурный памятник Baudenkmal n охрана памятников Denkmalschutz m 1

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    памятникDenkmal

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    1)(скульптура) monument m; statue f(статуя)

    конный памятник — statue équestre

    воздвигнуть памятник кому-либо — dresser(или ériger, élever) un monument à la gloire de qn

    2)(на могиле) monument m funéraire

    3)(предмет культуры) monument m

    памятники письменности — monuments de la littérature

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    monumento m (в разн. знач.); estatua f

    литерату́рный па́мятник — monumento literario

    ста́вить па́мятник кому́-либо — erigir un monumento a alguien

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. прям. перен.

    monumento m тж. перен.

    надгробный памятник — monumento / cippo sepolcrale

    литературный памятник — monumento letterario; capolavoro della letteratura classica

    исторический памятник — monumento storico

    воздвигнуть памятник — erigere / innalzare un monumento

    открыть памятник — inaugurare / scoprire un monumento

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Энциклопедический словарь

    ПА́МЯТНИК -а; м.

    1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-л. лица, события. П. Пушкину в Москве. П. в честь освобождения страны. Памятник-мемориал на Мамаевом кургане.

    2. Сооружение на могиле из гранита, мрамора и т.п. в память умершего; надгробие. Могильный п. Установить на могилу п. Надгробный п.

    3. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологические памятники. Архитектурный п. пятнадцатого века. Памятники древнерусской иконописи. // Произведение древней письменности. "Русская Правда" - п. делового письма.

    4. чего. То, что является ярким напоминанием о делах, трудах и т.п. кого-л., служит наглядным свидетельством чего-л. Памятники славного исторического прошлого народа.

    * * *

    па́мятник

    1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).2) Произведения искусства, созданные для увековечения людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятника — мемориальные сооружения.

    * * *

    ПАМЯТНИК

    ПА́МЯТНИК,

    1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).

    2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников — мемориальные сооружения.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Русско-английский политехнический словарь

    monument

  37. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  38. Тезаурус русской деловой лексики

  39. Источник:



  40. Большой Энциклопедический словарь

  41. Источник: