Большая Советская энциклопедия

    Беренс (Behrens) Петер (14.4.1868, Гамбург, ‒ 27.2.1940, Берлин), немецкий архитектор и художник-конструктор.

    Учился (1886‒89) в Карлсруэ и Дюссельдорфе; работал как живописец, график и мастер декоративного искусства в Мюнхене (1891‒99) и Дармштадте (1900‒03): руководил Художественно-промышленной школой в Дюссельдорфе (1903‒07). С 1990 работал как архитектор в духе югендстиля, стремясь при этом к геометрической чёткости композиции и декора (крематорий близ Хагена, 1907). Активный деятель мюнхенского Сецессиона, Дармштадтской колонии художников, Немецкого Веркбунда. С 1909 построил ряд промышленных сооружений, сочетая новизну конструкций (железобетонный и металлический каркас, большепролётные остекленные перекрытия), функциональную обоснованность планировки, простоту объёмного решения с традиционной для немецкой архитектуры тяжеловесной внушительностью облика зданий, суровой мощью масс (заводы в Берлине, 1909‒12, Оберхаузене, 1921‒-25, Хёхсте, 1925‒26). Последние работы Б. выполнены в духе функционализма (табачная фабрика в Линце, 1932‒36). Б. ‒ один из основоположников новой европейской архитектуры; в его мастерской работали Ле Корбюзье, В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ.

    Лит.:

    CremersP. J., Peter Behrens, sein Werk von 1900 bis zur Gegenwart, Essen, [1928].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Behrens, Peter)

    (1868-1940), немецкий архитектор и дизайнер. Родился 14 апреля 1868 в Гамбурге. С 1886 по 1889 учился в Художественной школе в Карлсруэ и в Дюссельдорфе. Беренс известен прежде всего как представитель архитектуры функционализма и сторонник использования новых конструкций и материалов, таких, как стекло и сталь. Пользовался большим влиянием и авторитетом в Германии и Европе. Наряду с Альфредом Месселем, автором проекта знаменитого универмага "Вертхейм" в Берлине (1897), ему принадлежит ведущая роль в создании концепции современной архитектуры Германии. Кроме промышленных построек, таких, как турбинный завод компании "АЭГ" в Берлине (1909-1912), заводы в Оберхаузене (1921-1925) и Хехсте (1925-1926), Беренс спроектировал ряд жилых комплексов для рабочих и несколько вилл. Он принимал участие в работе Немецкого производственного союза (Веркбунда) и мюнхенского Сецессиона; был одним из создателей современного промышленного дизайна, разработал для фирмы "АЭГ" стиль оформления ее продукции, упаковки, рекламы. Беренс руководил Художественно-промышленной школой в Дюссельдорфе, а в 1922-1936 - школой архитектуры Академии изобразительных искусств в Вене, оказал большое влияние на авангардные направления в искусстве Германии и Австрии. Он подготовил путь к рационализации способов строительства. Разработанные Беренсом теоретические принципы проектирования нашли воплощение в его архитектурной и педагогической практике и получили продолжение в творчестве его учеников. В его мастерской работали Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, создатель немецкого Баухауза, а с 1938 - профессор архитектуры Гарвардского университета. У Беренса также некоторое время учился Ле Корбюзье.

    Умер Беренс в Берлине 27 февраля 1940.

    ЛИТЕРАТУРА

    Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973 Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Бе́ренс Петер

    (Behrens) (1868—1940), немецкий архитектор и дизайнер. В строительстве промышленных предприятий использовал железобетонные и металлические конструкции, подчёркивая суровую мощь массивных стен.

    * * *

    БЕРЕНС Петер

    БЕ́РЕНС (Behrens) Петер (14 апреля 1868, Гамбург — 27 февраля 1940, Берлин), немецкий архитектор и дизайнер, один из основоположников современной европейской архитектуры. Как архитектор работал (с 1900) в духе югендстиля(см. ЮГЕНДСТИЛЬ), стремясь при этом к геометрической четкости композиции и декора (крематорий близ Хагена, 1907). В строительстве промышленных предприятий использовал железобетонные и металлические конструкции, подчеркивая суровую мощь массивных стен (заводы в Берлине, 1909—12, Оберхаузене, 1921—25, Хехсте, 1925—26). Последние сооружения Беренса выполнены в духе функционализма(см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ) (табачная фабрика в Линце, 1932—36). Работал также как график, живописец и мастер декоративно-прикладного искусства. Руководил Художественно-промышленной школой в Дюссельдорфе (1903—1907). Активно участвовал в деятельности мюнхенского Сецессиона(см. СЕЦЕССИОН), Дармштадтской колонии художников, Немецкого Веркбунда(см. ВЕРКБУНД). В мастерской Беренса работали Ле Корбюзье(см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар), В. Гропиус(см. ГРОПИУС Вальтер), Л. Мис ван дер Роэ(см. МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг).

  5. Источник: Энциклопедический словарь