Большая Советская энциклопедия

    Померанцев Александр Никанорович [30.12.1848 (11.1.1849), Москва, ‒ 27.10.1918, Петроград], русский архитектор. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (окончил в 1874) у К. М. Быковского и в петербургской АХ (1874‒78). Преподавал в петербургской АХ (с 1888; профессор с 1892, действительный член с 1893, ректор в 1899‒1900). Ученики: Г. Б. Бархин, И. Г. Лангбард. В постройках П. новые для 2-й половины 19 в. пространственная организация торговых, выставочных и общественных зданий и большепролётные металлические конструкции перекрытий сочетаются с архитектурными формами и декором в псевдорусском стиле. Работы: Верхние торговые ряды в Москве (ныне Государственный универсальный магазин; инженер В. Г. Шухов, 1889‒93); Городской дом (ныне облисполком; 1896‒99) в Ростове-на-Дону; храм-памятник Александра Невского в Софии (1904‒12).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПОМЕРАНЦЕВ Александр Никанорович (1848/49-1918) - российский архитектор. Большепролетные металлические конструкции сочетал с архитектурным декором в псевдорусском стиле: Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ, 1889-93).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Помера́нцев Александр Никанорович

    (1848/1849 — 1918), архитектор. Большепролётные металлические конструкции сочетал с архитектурным декором в «русском стиле»: Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ, 1889—93).

    * * *

    ПОМЕРАНЦЕВ Александр Никанорович

    ПОМЕРА́НЦЕВ Александр Никанорович [30 декабря 1848 (11 января 1849), Москва — 27 октября 1918, Петербург], русский архитектор. В своих постройках сочетал большепролетные металлические конструкции с архитектурным декором в псевдорусском стиле.(см. РУССКИЙ СТИЛЬ)

    Карьера

    Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества у К. М. Быковского(см. БЫКОВСКИЙ Константин Михайлович) (окончил в 1874) и в петербургской Академии художеств на архитектурном отделении (1874—78). Окончив Академию с большой золотой медалью, молодой архитектор получил право на продолжение учебы за границей. Был во Франции, Швейцарии и Италии (до 1886), после возвращения в Петербург представил альбом своих работ на 63 листах, за что получил звание академика и 150 червонцев. С 1888 преподавал в Академии художеств (с 1892 профессор, с 1893 действительный член). Долгая преподавательская карьера Померанцева окончилась в 1899 в должности ректора Высшего художественного училища при Академии художеств, которую он исполнял до 1917. Ученики: Г. Б. Бархин(см. БАРХИН Григорий Борисович), И. Г. Лангбард(см. ЛАНГБАРД Иосиф Григорьевич) и др.

    Одновременно с работой в Академии художеств Померанцев служил в Синоде и являлся членом Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел. По его проектам строились храмы в России и за границей: храм-памятник Александра Невского в Софии (1904—1912), храмы в Цетинье в Черногории, в Москве в память освобождения крестьян и др.

    Померанцев — автор проектов ряда главных павильонов Всероссийской выставки 1896 в Нижнем Новгороде, Большой Московской гостиницы в Ростове-на-Дону, Музея изящных искусств в Киеве и др.

    Верхние торговые ряды

    В феврале 1889 был объявлен конкурс на проект Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) на Красной площади(см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ) вместо построенных О. И. Бове(см. БОВЕ Осип Иванович) после пожара 1812. Из поступивших 23 проектов лучшей была признана работа Померанцева. Строительство, продолжавшееся четыре года, было завершено торжественным открытием Торговых рядов 2 декабря 1893. Верхние торговые ряды завершили формирование ансамбля Красной площади(см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ) здание и были высокого оценены современниками, а Померанцев получил высшее академическое звание профессора архитектуры.

    Здание с легкими большепролетными перекрытиями из стекла и металла (разработаны инженером В. Г. Шуховым(см. ШУХОВ Владимир Григорьевич)) носит явные следы эклектического стиля(см. ЭКЛЕКТИЗМ), последним представителем которого и был Померанцев. Если фасады Верхних торговых рядов решены с использованием мотивов древнерусской архитектуры, то интерьеры выполнены в стиле итальянского Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)).

    В огромном здании, крупнейшем в Европе, размещалось 1200 магазинов, а также торговые конторы и склады, занимавшие двухэтажный подвал. Все помещения были оборудованы сложнейшей по тому времени системой инженерных устройств.

    Померанцев был крупным архитектором конца 19 в., высоким профессионалом своего дела. Однако ему были чужды новые стилевые искания, новатором в архитектуре он не был. Тем не менее, на путях традиционного направления он создал произведения, ставшие образцами эклектического направления в отечественной архитектуре конца 19 в.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Москва (энциклопедия)

  7. Источник:



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: