Большая Советская энциклопедия

    Астангов (настоящая фамилия Ружников) Михаил Федорович [21.10(3.11).1900, Варшава, ‒ 20.4.1965, Москва], советский актёр, народный артист СССР (1955). Сценическую деятельность начал в 1920. (Студия им. Шаляпина). Работал в Московском театре Революции (1925‒27 и 1930‒41), Театре им. Моссовета (1943‒45). С 1945 в Театре им. Вахтангова. Творчеству актёра близка была психологическая драма; его героев отличало особое сочетание повышенной эмоциональности с философскими раздумьями.

    К лучшим ролям А. относятся: жизнеутверждающий и поэтический образ коммуниста, строителя пятилетки Григория Гая («Мой друг» Погодина, 1932), образ Федора Таланова («Нашествие» Леонова, 1943), трагический образ гуманиста, человека глубокой душевной мудрости ‒ Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Гауптмана, 1955). А. играл роли Гамлета и Ромео в трагедиях Шекспира, Сирано де Бержерака в одноимённой драме Ростана (1945). В то же время он создал блестящие гротесковые образы ‒ Керенский («Правда» Корнейчука, 1937; «Большой Кирилл» Сельвинского, 1957); Гитлер (фильм «Сталинградская битва»). В кино А. сыграл роль Кости Капитана в фильме «Заключённые» и ряд остро характерных ролей ‒ газетного босса Макферсона («Русский вопрос»), немецкого генерала Енекке («Третий удар»). Одна из его интереснейших работ в кино ‒ Коморовский в фильме «Мечта». Государственная премия СССР (1948, 1950, 1951). Награжден 2 орденами.

    Лит.: Юзовский И., Образ и эпоха..., М., 1947.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АСТАНГОВ (наст. фам. Ружников) Михаил Федорович (1900-65) - актер, народный артист СССР (1955). В 1925-27, 1930-41 в Московском театре Революции, с 1945 в Театре им. Вахтангова. Игре свойственны эмоциональная яркость, импульсивность, углубленный драматизм. (Роли: Гай ("Мой друг" Н. Ф. Погодина, 1932), Федор ("Нашествие" Л. М. Леонова, 1944), Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Г. Гауптмана, 1954) и др. Снимался в фильмах: "Мечта" и др. Государственная премия СССР (1948, 1950, 1951).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    М. Ф. Астангов. 1957 г.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Аста́нгов Михаил Фёдорович

    настоящая фамилия Ружников (1900—1965), актёр, народный артист СССР (1955). В 1925—1927, 1930—1941 в Московском театре Революции, с 1945 в Театре имени Вахтангова. Игре были свойственны эмоциональная яркость, импульсивность, углубленный драматизм. Роли: Гай («Мой друг» Н. Ф. Погодина), Фёдор («Нашествие» Л. М. Леонова), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана) и др. Снимался в фильме: «Мечта» и др. Государственная премия СССР (1948, 1950, 1951).

    * * *

    АСТАНГОВ Михаил Федорович

    АСТА́НГОВ Михаил Федорович (наст. фам. Ружников) [21 октября (3 ноября) 1900, Варшава — 20 апреля 1965, Москва], российский актер. Народный артист СССР (1955).

    Родился в семье железнодорожного служащего. Еще студентом юридического факультета Московского университета играл в любительской театральной студии университета. Занимался в театральной школе актрисы Малого театра А. А. Матвеевой, с 1920 — в студии им. Шаляпина (среди педагогов — Л. М. Леонидов(см. ЛЕОНИДОВ Леонид Миронович), оказавший на Астангова наибольшее влияние). Первая большая роль — маркиз де Лансак («Зеленый попугай» А. Шницлера(см. ШНИЦЛЕР Артур)). В 1923—25 работал в Театре им. Комиссаржевской(см. КОМИССАРЖЕВСКОЙ ТЕАТР), в 1925—27 и 1930—41 — в московском Театре Революции(см. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР им. Вл. Маяковского), в 1927–30 — в театрах Одессы и Казани, в 1943—45 — в Театре им. Моссовета(см. ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА), с 1945 до конца жизни — в Театре им. Вахтангова(см. ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА).

    Актер открытого, нервного темперамента, Астангов вместе с тем был склонен к аналитичности, интеллектуализму. Наиболее отвечающими его актерской природе были роли: Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира, 1935; критика считала, что Астангов сыграл в Ромео Гамлета), Федора Таланова («Нашествие» Л. М. Леонова(см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович), 1943), Треплева («Чайка» Чехова), Сирано де Бержерака («Сирано де Бержерак» Э. Ростана(см. РОСТАН Эдмон), 1945), Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1957).

    Одной из самых значительных работ артиста является трагическая роль Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана(см. ГАУПТМАН Герхард), 1955), сыгранная Астанговым с философской глубиной и страстностью. Своими актерскими средствами нередко оживлял прямолинейные образы советского репертуара, вносил в них конфликтность и драматизм. Ему удавалось создать живые характеры современников, людей 1930-х годов: Григорий Гай («Мой друг» Н. Ф. Погодина(см. ПОГОДИН Николай Федорович), 1932), Павел Греков («Павел Греков», Войтехова и Л. С. Ленча(см. ЛЕНЧ Леонид Сергеевич)). В то же время, играя в пьесах советских драматургов, вынужден был растрачивать свой талант на одномерные роли, наделяя их неврастенической взвинченностью или окрашивая саркастической иронией («Правда» А. Е. Корнейчука(см. КОРНЕЙЧУК Александр Евдокимович), 1937; «Заговор обреченных» Н. Е. Вирты(см. ВИРТА Николай Евгеньевич), 1949, и др.).

    С 1933 снимался в кино. Исполнил роли Кости-капитана («Заключенные», 1936), Аракчеева («Суворов», 1941), пана Коморовского («Мечта», 1943) и др. Сталинские премии (1948, 1950, 1951).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. фам. Ружников; 1900–1965) – актер, нар. арт. СССР. В 1925—27, 1930—41 работал в Моск. т-ре Революции, с 1945 в т-ре им. Вахтангова. Игре были свойственны эмоц. яркость, импульсивность, углубл. драматизм. Роли: Гай («Мой друг» Н.Ф. Погодина, 1932), Федор («Нашествие» Л.М. Леонова, 1944), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1954) и др. Снимался в ф.: «Мечта» и др. Трижды лауреат Гос. пр. СССР.

  9. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  10. Энциклопедия кино

    АСТАНГОВ Михаил Федорович (наст.фам. — Ружников) (03 ноября 1900, Варшава — 20 апреля 1965, Москва), российский актер. Лауреат Государственных премий СССР (1948, 1950, 1951); Народный артист СССР (1955).

    Родился в семье железнодорожного служащего. Еще студентом юридического факультета Московского университета играл в любительской театральной студии университета. Занимался в театральной школе актрисы Малого театра А. А. Матвеевой, с 1920 — в студии им. Шаляпина. Первая большая роль — маркиз де Лансак («Зеленый попугай» А. Шницлера). В 1923—25 работал в Театре им. Комиссаржевской, в 1925—27 и 1930—41 — в московском Театре Революции, в 1927–30 — в театрах Одессы и Казани, в 1943—45 — в Театре им. Моссовета, с 1945 до конца жизни — в Театре им. Вахтангова. В кино с 1933, первая роль — князь Сумбатов в фильме «Конвейер смерти». Актер открытого, нервного темперамента, Астангов вместе с тем был склонен к аналитичности, интеллектуализму. В 1936 исполнил роль Кости-капитана («Заключенные»), показав внутренню эволюцию своего героя. Одной из крупнейших работ актера в кино стала роль жалкого и напыщенного обывателя Коморовского в фильме М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич) («Мечта»). Благодаря мужественной внешности, сильному и выразительному голосу с успехом исполнял роли героев, но актеру удавались и роли резко отрицательных персонажей, запоминавшихся своей непрямолинейностью.

    1933 — Конвейер смерти («Товар площадей») (см. КОНВЕЙЕР СМЕРТИ)

    1936 — Заключенные (см. ЗАКЛЮЧЕННЫЕ)

    1937 — Большие крылья («Тебя любит Родина», «Испытания») (см. БОЛЬШИЕ КРЫЛЬЯ)

    1938 — Семья Оппенгейм (см. СЕМЬЯ ОППЕНГЕЙМ)

    1939 — Минин и Пожарский (см. МИНИН И ПОЖАРСКИЙ)

    1940 — Весенний поток (см. ВЕСЕННИЙ ПОТОК)

    1940 — Суворов (см. СУВОРОВ)

    1941 — Мечта (см. МЕЧТА)

    1942 — Котовский (см. КОТОВСКИЙ)

    1942 — Секретарь райкома (см. СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА)

    1942 — Убийцы выходят на дорогу (см. УБИЙЦЫ ВЫХОДЯТ НА ДОРОГУ)

    1943 — Юный Фриц (см. ЮНЫЙ ФРИЦ)

    1945 — Пятнадцатилетний капитан (см. ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ КАПИТАН)

    1947 — Марите (см. МАРИТЕ)

    1947 — Миклухо-Маклай (см. МИКЛУХО-МАКЛАЙ)

    1947 — Русский вопрос (см. РУССКИЙ ВОПРОС)

    1948 — Третий удар («Южный узел» — н/ред.) (см. ТРЕТИЙ УДАР)

    1949 — Сталинградская битва (см. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА)

    1949 — У них есть родина (см. У НИХ ЕСТЬ РОДИНА)

    1952 — Максимка (см. МАКСИМКА)

    1952 — Садко (см. САДКО)

    1955 — Княжна Мери (см. КНЯЖНА МЕРИ (1955))

    1955 — Мексиканец (см. МЕКСИКАНЕЦ (1955))

    1965 — Гиперболоид инженера Гарина (см. ГИПЕРБОЛОИД ИНЖЕНЕРА ГАРИНА)

    1965 — Иду на грозу (см. ИДУ НА ГРОЗУ)

  11. Источник: Энциклопедия кино



  12. Москва (энциклопедия)

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: