Большая Советская энциклопедия

    Шехтель Фёдор Осипович [26.7(7.8).1859, Петербург, ‒ 7.7.1926, Москва], советский архитектор, с 1902 академик архитектуры петербургской АХ. Председатель Московского архитектурного общества (1906‒22). Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1896‒1926). В 1900-х гг. видный представитель стиля «модерн»: торговый дом на ул. Кирова (1898), б. особняк Рябушинского на ул. Качалова (1900), Ярославский вокзал (1902), отделка здания Художественного театра (1902) ‒ все в Москве. В дальнейшем постройки Ш. отличались более рациональными и строгими формами: торговый дом Купеческого общества в М. Черкасском пер. (1909) в Москве.

    Лит.: Кириченко Е. И., Федор Шехтель, М., 1973.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович (1859-1926) - российский архитектор. Представитель стиля "модерн". Перестройка Московского Художественного театра (1902), бывший дом Рябушинского на ул. Малой Никитской (1900), Ярославский вокзал (1902) - в Москве.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович

    ШЕ́ХТЕЛЬ Федор Осипович [26 июля (7 августа) 1859, Петербург (по другим сведениям, Саратов) — 7 июля 1926, Москва], русский архитектор. Представитель стиля модерн(см. МОДЕРН). Работал в Москве.

    Художник-оформитель

    Родился в семье инженера; мать родом из известной купеческой семьи Жегиных. Окончил Тираспольскую католическую гимназию, учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1876—77), из которого ушел, не получив диплом. Работал помощником у известных в то время архитекторов К. В. Терского и А. С. Каминского. Последний оказал на молодого Шехтеля большое влияние; ввел его в среду просвещенного (в основном старообрядческого) купечества.

    Первое время Шехтель пробует силы как художник-оформитель: иллюстрирует книги и журналы, рисует театральные афиши, меню торжественных обедов в ресторанах. Часто выступает и как театральный художник-декоратор, оформляет народные гулянья.

    Основные постройки

    Шехтель является типичным для конца 19 в. художником, перешедшим в архитектуру. Такими художниками были В. М. Васнецов(см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), В. Д. Поленов(см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич), С. В. Малютин(см. МАЛЮТИН Сергей Васильевич), М. А. Врубель(см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) и др. Однако для них архитектура осталась эпизодом в биографии, тогда как для Шехтеля она стала делом всей жизни.

    На ранние работы архитектора большое влияние оказало романтическое течение и особенно готика(см. ГОТИКА). Это ярко отразилось в одной из его первых больших работ — особняке Морозова на Спиридоновке. Отличительной чертой этой постройки является ее «всефасадность», расчет на круговое восприятие. Фасады и великолепные интерьеры особняка создают впечатление удивительного единства. Эта постройка (1883) стала программной, и все последующее десятилетие Шехтель развивает заложенные в ней принципы.

    К числу лучших произведений в неорусском(см. РУССКИЙ СТИЛЬ) стиле можно отнести павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901). В 1903—04 строит Ярославский вокзал, проект которого был разработан еще в 1902, когда Шехтель стал академиком петербургской Академии художеств.

    К началу 1900-х гг. относятся такие значительные его работы, как постройка скоропечатни Левенсона в Трехпрудном переулке и перестройка Московского Художественного театра (ныне МХАТ; 1902). Перестройка включала в себя перепланировку бывшего театра Лианозова и внутреннюю отделку помещений (эта работа была выполнена архитектором безвозмездно). Зрительный зал спроектирован Шехтелем по принципу контраста темного низа и светлого верха.

    В этот же период были построены особняки Дерожинской в Штатном переулке и Рябушинского на Малой Никитской улице (1900). Особняк Рябушинского является выдающимся произведением московского и русского модерна. Его композиция построена на контрасте геометрических форм основного объема и природной живописности деталей.

    Конец 1900-х гг.

    Вторая половина 1900-х гг. проходит для Шехтеля под знаком проектирования и строительства торговых и банковских сооружений, заказчиками которых было крупное московское купечество. Он перестроил банк Рябушинского на Биржевой площади, возвел торговые дома Кузнецова и Аршинова. В этих сугубо рациональных зданиях Шехтель применил некоторые конструктивные новшества, в частности, внутренний несущий каркас, который позволил существенно увеличить поверхность оконного остекления и облегчить наружные стены.

    В конце 1900-х гг. в творчестве Шехтеля усиливаются мотивы ретроспективизма, в частности, появляются попытки обращения к неоклассике. Среди таких построек можно назвать библиотеку в Таганроге (1910) и собственный дом архитектора в Москве на Большой Садовой улице (1909).

    Преподавал в СВХПУ (1898—1926), был председателем Московского архитектурного общества (1906—22). После революции продолжал занимать и ряд других должностей: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем жюри по конкурсам, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ, Наркомпросом. Разработал ряд проектов, которые не были осуществлены (Днепрогэс, памятник 26 бакинским комиссарам, крематорий и др.). Выступил с двумя докладами во Вхутемасе.

    Умер в бедности, похоронен на Введенском кладбище.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Москва (энциклопедия)

  7. Источник:



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович
    ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович (1859-1926) - российский архитектор. Представитель стиля "модерн". Перестройка Московского Художественного театра (1902), бывший дом Рябушинского на ул. Малой Никитской (1900), Ярославский вокзал (1902) - в Москве.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: