Большая Советская энциклопедия

    (Jammes)

    Франсис (2.12.1868, Турне, — 1.11.1938, Аспаррен), французский поэт. Начиная с первых сборников («Шесть сонетов», 1891, «Рождение поэта», 1897, и др.), Ж. воспевал французскую провинцию. На многих его книгах («От утреннего благовеста до вечернего», 1898, «Траур вёсен», 1901, «Прогалины в небе», 1906, «Богоматерь и сонеты», 1919) лежит отпечаток католицизма. Творчество Ж. проникнуто стремлением к простоте обыденного и повседневного. Поэтичностью отмечены циклы «Четверостишия» (1922—25). Ж. писал также прозу — романы («Роман о зайце», 1903, и др.) и воспоминания («Любовь, музы и охота», 1922, «Капризы поэта», 1923). В России Ж. переводили И. Анненский, В. Брюсов, И. Эренбург, Б. Лившиц и др.

    Соч.: Œuvres choisies. Etude par R. Mallet, P., 1964; в рус. пер. — Стихи и проза, М., 1913; в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.

    Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Parent М., F. Jammes, P., 1957; Mallet R., Le jammisme, P., 1961.

    А. Д. Михайлов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Жамм

    ЖАММ Франсис (Francis Jammes, 1868—) — французский поэт, принадлежащий к школе символистов. Р. в Рурнэ, в Верхних Пиренеях. По окончании училища служил делопроизводителем у нотариуса. В 1891 Жамм дебютировал «Шестью сонетами» (Six sonnets), за которыми почти ежегодно следовали маленькие сборники его стихов. С 1896 произведения Ж. систематически выпускало изд-во «Mercure de France», которым руководила группа символистов во главе с Реми де Гурмон и Гюстав Каном. Ж. — психологист-романтик. Принципы своей поэтики он раскрывает в «Поэзии» (Poesie, 1901), где заявляет: «Форма моих стихов определена моими ощущениями». Эти ощущения связаны с окружающей его повседневной жизнью, которую поэт хочет опоэтизировать. В своих произведениях, написанных прекрасным по чистоте и музыкальности языком, Ж. выражает свою любовь к простому и наивному, чувство слитности с миром, проникнутым для Ж. «божественным началом», которому он смиренно поклоняется. Ж. сам подчеркивает связь своей поэзии с молитвой: «Господи, ты призвал меня среди людей, — восклицает он. — И вот я здесь. Я страдаю и люблю. Я говорю голосом, к-рый ты дал мне. И пишу словами, которым научил ты моих отца и мать, передавших мне их». В этом — сущность творчества Жамма: он пишет не стихи, а молитвы, акафисты и тропари. Это ярко выступает в его «Existences», «Жан Нуарэ» и в «Христианских Георгиках» (Les Georgiques chretiennes, 1911). Наибольшей известностью пользуются его «Анисовое яблочко» (Pomme d’anis, 1904), «Роман одного зайца» (Le roman d’un lievre) и «Мысль садов» (Pensee des Jardins, 1906). Театру Ж. отдал дань пьесой типа моралитэ «Бедняк» (1911). В последнее время он выпустил два романа: «Cloches pour deux mariages» (1924) и «Жано-поэт» (Janot-poete, 1929). Последний роман посвящен автором «тем, кто еще верит в поэзию». В нем Ж. выступает защитником католической религии и старается доказать силу ее благодати. Идеолог дворянства, ясно выраженный консерватор и католик, Ж. стремится утвердить ценность обыденного, повседневного существования, охладить всякие порывы к лучшему бытию, заменить отречением протест против установленного строя. Воспевая смирение и покорность, он пытается оживить память о поре дворянского господства, идеализирует — как интимные, семейные — отношения между хозяином, владельцем феода, и его подневольными рабами.Библиография:

    I. Произведения Ж., кроме указанных в тексте: De l’angelus de l’aube a l’angelus du soir, 1888—1897; Un jour, 1895; Le deuil des primeveres, 1898—1900; Elegies, La jeune fille nue, Le poete et l’oiseau, Poesies diverses, Prieres, 1901; Clairieres dans le ciel, 1902—1906: Le triomphe de la vie, 1900—1901; Ma fille Bernadette, 1910; Jean de Noarric.

    II. De Regnier Henri, журн. «Mercure de France», 1897, mars; De Gourmont Remy, Les masques, livre II, 1898; Pilon Ed., Francis Jammes, «Mercure», 1907; Van Beber Ad. et Leautaud P., Poetes d’aujourd’hui, P.; Walch G., Anthologie des poetes contemporains, ed. Delagrave, 1912; Lalou, Histoire de la litterature francaise contemporaine, ed. Gres, P., 1923; Arland Marcel, Francis Jammes et sa poesie, «Nouvelle Revue Francaise», 1929, fevrier.

  3. Источник: Литературная энциклопедия