Большая Советская энциклопедия

    (около 1336 — 16.9.1406)

    митрополит всея Руси с 1390. По национальности болгарин. В 1375 константинопольский патриарх назначил К. митрополитом киевским и литовским. В результате борьбы и интриг в 1381 К. стал московским митрополитом, но вскоре (1382), после бегства из Москвы, которой угрожал Тохтамыш, был удалён из Московского княжества. Вернулся в Москву в 1390 при Василии I Дмитриевиче (См. Василий I Дмитриевич), политику которого всячески поддерживал. Под властью К. объединилась церковь во всех русских землях, в том числе и входивших в состав Великого княжества Литовского (См. Великое княжество Литовское). К. — инициатор составления Троицкой летописи и, видимо, «Правосудия митрополичьего», переработал составленное ранее (возможно, в 1327) житие митрополита Петра, которое сделал более риторическим и пышным; переводил греческие церковные произведения. К. — автор посланий Сергию Радонежскому и др. Признан церковью «святым» и канонизирован в 15 в.

    Лит.: Снегаров И., К истории культурных связей между Болгарией и Россией в конце XIV—начале XV в., в сборнике: Международные связи России до XVII в., М., 1961; Сахаров А. М., Церковь и образование русского централизованного государства, «Вопросы истории», 1966, № 1.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    Киприа́н (около 1336 — 1406), митрополит Московский и Всея Руси в 1381—82 и с 1390. Выходец из Болгарии. Активный сторонник великого князя Василия I. Способствовал приобщению Древней Руси к культуре южных славян и Византии. Автор посланий Сергию Радонежскому, жития митрополита Петра, инициатор составления Троицкой летописи. Канонизирован Русской православной церковью.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большая биографическая энциклопедия

    св., митрополит всея Руси, уроженец Литвы, † 16 с. 1406.

    {Венгеров}

    

    Киприан

    епископ Пермский и Вологодский, участн. Стоглав. собора, † после 1558.

    {Венгеров}

    

    Киприан

    с. крестьян., † после 1792, инок Валаамск. монастыря, расколоучитель пастуховск. согласия, автобиограф.

    {Венгеров}

    

    Киприан

    архимандр., рект. Тульск. семин., † 1821.

    {Венгеров}

    

    Киприан

    епископ Семипалатинск. 1913 г.

    {Венгеров}

  5. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Киприа́н

    (около 1336 — 1406), митрополит Киевский и всея Руси. Рукоположен в 1375 в митрополиты Киевские, Русские и Литовские. В 1381 вызван в Москву великим князем Дмитрием Донским, в 1382 изгнан и пребывал в Киеве, с 1390 вновь в Москве. Сторонник политики великого князя Василия I по объединению русских земель. Автор посланий к Сергию Радонежскому, Жития митрополита Петра. Инициатор составления Троицкой летописи. Канонизирован Русской православной церковью.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (ум. 1406) - митрополит всея Руси. По национальности болгарин (из Тырнова). Был митрополитом киевским и литовским. В 1381 стал московским митрополитом, но вскоре (1382), после бегства К. из Москвы, к-рой угрожал Тохтамыш, был удален из Моск. княжества. Вернулся в Москву в 1390, уже при Василии I Дмитриевиче, политику к-рого К. всячески поддерживал. К. - инициатор составления Троицкой летописи и, видимо, "Правосудия митрополичьего"; переработал составленное ранее (видимо, в 1327) житие митрополита Петра, к-рое сделал более риторическим и пышным; переводил греч. церк. произведения; К.- автор посланий Сергию Радонежскому и др. Признан церковью "святым", канонизирован.

    Лит.: Снегаров И., К истории культурных связей между Болгарией и Россией в кон. XIV - нач. XV в., в сб.: Международные связи России до XVII в., М., 1961, Дмитриев Л. A., Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы (к русско-болгарским литературным связям XIV - XV вв.), ТрОДРЛ, (т.) 19., М.-Л., 1963.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Реальный словарь классических древностей


    • Cypriānus,

    Thascius Caecilius, из Африки, сначала языческий ритор, а в 248 г. от Р. X. епископ карфагенский, умер мучеником при императоре Валериане в 256 или 257 г. Он воспитал себя на сочинениях Тертуллиана, но не впал в его крайности. Сочинения и жизнь Киприана свидетельствуют о его искренней и вдохновенной привязанности к церкви, равно как и о его верности и мудрости в выполнении своего призвания.

  11. Источник: Реальный словарь классических древностей



  12. Античные писатели

    I.

    Киприан, Cyprianus, начало V в. н.э., латинский эпический поэт. Родился, вероятно, в Галлии. Воссоздал (большей частью в гекзаметрах) первые 7 книг Ветхого Завета (Пятикнижие Моисея, Книгу Иова, Книгу Судей). Поэтому произведение свое он назвал Heptateuchos (Семикнижие). Не сохранились стихотворные обработки остальных исторических книг. Семикнижие, не обладающее большими литературными достоинствами, иногда приписывали также Ювенцию, Киприану Карфагенскому или другим писателям. Его использовали христианские поэты.

    II.

    Киприан, Гай Фасций Цецилий; Cyprianus, Gaius Thascius Caecilius, св., ок. 200-258 гг. н. э., латинский христианский писатель, Отец Церкви. Родился в богатой языческой семье. Получив прекрасное образование, преподавал риторику. Христианство принял уже в зрелом возрасте и вскоре после этого стал священником, а затем епископом Карфагена (249 г.) Во времена гонений при императоре Валериане К. принял мученическую кончину 14 сентября 258 г. Существует жизнеописание К., составленное дьяконом Понтием, сохранились и документы, касающиеся его судебного процесса и смерти. - К. является автором многочисленных теологических трактатов. Среди них особого внимания заслуживают К Донату (Ad Donatum; ок. 246 г.), где он описывает свое обращение в христианство; Три книги доказательств для Квирина (Ad Quirinum testimoniorum libri III), собрание текстов Священного писания, используемых в качестве теологических аргументов, произведение огромной важности для истории латинского текста Библии; К Деметриану (Ad Demetrianum), где он защищает христиан от обвинений со стороны язычников; О падших (De lapsis) - значительнейшее сочинение, в котором К. выражает свою радость по поводу стойкости единоверцев и сожаление из-за отступничества от веры некоторых христиан, а также оговаривает условия повторного принятия их в лоно Церкви; О единстве Церкви (De catholicae ecclesiae unitate; ок. 251 г.) представляется догматическим произведением большой важности; О смертности (De mortalitate) представляет мощь веры, одержавшей победу над смертью; О побуждении к мученичеству (Ad Fortunatum de exhortatione martyrii) напоминает о необходимости следовать своей вере в преддверии грозящих опасностей. К. также является автором 65 писем и адресатом 16 других, представляющих важный источник изучения истории африканской Церкви того времени. Кроме того, из-под пера К. вышло несколько более мелких сочинений, касающихся вопросов нравственности и дисциплины, а под его именем сохранились многочисленные неаутентичные сочинения. К. всегда принадлежал к числу наиболее ценимых и читаемых христианских писателей. Его произведения оказали большое влияние на позднейших авторов, равно как и на формулирование различных проблем догматической теологии.

  13. Источник: Античные писатели



  14. Большой Энциклопедический словарь

    Киприан

    Киприа́н (около 1336 — 1406), митрополит Московский и Всея Руси в 1381—82 и с 1390. Выходец из Болгарии. Активный сторонник великого князя Василия I. Способствовал приобщению Древней Руси к культуре южных славян и Византии. Автор посланий Сергию Радонежскому, жития митрополита Петра, инициатор составления Троицкой летописи. Канонизирован Русской православной церковью.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  15. Источник: