Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Антон Риттер Spann) — австрийский писатель (1790—1849). Известен, главным образом, исследованиями об авторе "Песни о Нибелунгах". Главнейшие из них: "Heinrich v. Ofterdingen und das Niebelungenlied." (Линц, 1840); "Nibelungenklage. Ein deutsches Heldengedicht des XII Jahrhunderts. Erzählt und erläutert" (Будапешт, 1848). Он же издал: "Die österreichischen Volksweisen, dargestellt in einer Auswahl von Liedern, Tänzen u. Alpenmelodien" (Вена, 1845).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Spann)

    Отмар (1.10.1878, Вена, — 8.7.1950, Нёйштифт, Бургенланд), австрийский философ-идеалист, развивавший концепцию целостности (См. Целостность), социолог и экономист, профессор университетов в Брюнне (Брно, с 1909) и Вене (1919—38). Следуя традициям философии Платона, средневекового реализма и немецкого классического идеализма, стремился построить философско-социологическую систему «универсализма»; одно из её основных положений — целое по своей сущности предшествует частям; части есть выражение, опосредствование целого; целое, расчленяясь, обусловливает существование частей. Целостность, для Ш., — первоначальная действительность, в которой не действует причинность. Причинное понимание предметов, как полагает Ш., возможно лишь на основе ложного предположения, что «части существуют раньше целого». Он отвергает атомизм и материализм, утверждая, что механистичность — их неотъемлемый признак. В понимании сущности жизни Ш. близок к виталистическим воззрениям Х. Дриша.Главное место среди социальных образований Ш. отводил государству, считая, что оно существовало всегда, меняя лишь свои формы. Ш. выдвинул идеал общественного устройства, основанного на сословных различиях и строжайшей иерархии, черты которого во многом воспроизводят кастовый строй индусов и цеховую организацию средневековья.

    Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1—22, Graz, 1963.

    Лит.: Dunkmann К., Der Kampf um Othmar Spann, Lpz., 1928; Rüber Н., Othmar Spanns Philosophie des Universalismus. Darstellung und Kritik, Jena, 1937. См. также ст. Часть и целое и лит. при ней.

    И. В. Блауберг.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ШПАНН

    (Spann)

    Отмар (род. 1 окт. 1878, Вена – ум. 8 июля 1950, Нейштифт, Бургенланд) – австр. социолог и философ; профессор в Вене; примыкал к универсализму философии Платона и Аристотеля, к нем. мистицизму и нем. идеализму и создал в общих чертах учение о категориях, в центре которого стоит категория «целостность». С этих позиций он боролся против индивидуализма, эмпиризма, механицизма и материализма как в философии, так и в социологии. Осн. произв.: «Wirtschaft und Gesellschaft», 1907; «Die Haupttheorien der Volkswirtchaftslehre», 1914; «Der wahre Staat», 1921; «Kategorienlehre», 1924; «Gesellschaftsphilosophie», 1928.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедия социологии

    Шпанн (Spann) Отмар (01.10.1878, Альтманнсдорф-под-Веной - 08.07. 1950, Нойштифт) - австр. экономист, социолог, философ. Основатель школы политической экономии и социологии. С 1919 г.- проф. в Венском университете. Создатель "универсалистически-идеалистического" учения об обществе. Согласно социологической методологии Шпанна, которую он называл "универсалистическим методом", необходимо предварительное рассмотрение того, какие человеческие действия функционально значимы для сохранения и поддержания именно данного типа социальной деятельности, подлежащей конкретному социальному исследованию (напр., какие действия отличают предпринимателя именно как предпринимателя); лишь затем возможна постановка таких вопросов, как: в чем эти действия выражаются, каковы их мотивы и т. д.

    "Универсалистический метод" вел к признанию примата социальности над индивидуальностью (Социологизм), поскольку обнаруживал, что смысл действий отдельных индивидов включен в некую социально-смысловую тотальность. Отсюда главный постулат социологической теории Шпанна: отдельного индивида следует рассматривать с социологической и экономической точки зрения только как члена социальной целостности. Последнюю Шпанн идентифицировал с "истинным государством". Шпанн выступал с критикой марксистской теории классовой борьбы, полагал, что "истинное государство" должно носить не классовый характер, а иметь социально-профессиональную основу. Оказал некоторое влияние на М. Вебера. Шелера.

    Соч.: 1) System der Gesellschaftslehre. В., 1914. 2) Irrungen des Marxismus. 1928. 3) Haupt-punkte der universalistischen Staatsauffassung. 1929. 4) Der wahre Staat. Jena, 1938. 5) Die Haupt-theorien in der Volkswirtschaftslehre. Hidb., 1949.

  7. Источник: Энциклопедия социологии