Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Альфред фон-Reumont, 1808—1887) — немецкий историк, занимал разные дипломатические должности, был прусским министром-резидентом во Флоренции. Литературные труды Р. касаются большей частью истории Италии; главнейшие из них: "Rheinlands Sagen, Geschichten und Legenden" (Кельн, 1837; 2 изд., 1844), "Römische Briefe von einem Florentiner (Лейпциг, 1840—44), "Ganganelli (Clemens XIV), seine Briefe und seine Zeit" (Берлин, 1847), "Beiträge zur italienischen Geschichte" (Берлин, 1853—57), "Die Jugend Caterinas de'Medici" (Берлин, 1854; 2 изд., 1856), "Die Gräfin von Albany" (Берлин, 1860), "Zeitgenossen; Biographien und Charakteristiken" (Берлин, 1862), "Geschichte der Stadt Rom" (Берлин, 1867—70), "Bibliografia dei lavori publicati in Germania sulla storia d'Italia" (Берлин, 1863; продолж. в "Archivio storico" до 1878), "Lorenzo de'Medici il Magnifico" (Лейпциг, 1874; 2 изд., 1883), "Geschichte Toscanas seit dem Ende des florentinischen Freistaats" (Гота, 1876—77), "Gino Capponi" (ib., 1880), "Vittoria Colonna" (Фрейбург, 1881), "Biographische Denkblätter nach persönlichen Erinnerungen" (Лейпциг, 1878), "Saggi di storia e letteratura" (Флоренция, 1880), "Kleine historische Schriften" (Гота, 1882), "Charakterbilder aus der neuern Geschichte Italiens" (Лейпциг, 1886), "Aus König Friedrich Wilhelms IV gesunden und kranken Tagen" (Лейпциг, 1885). Ревностный католик, Р., в своих исторических исследованиях, умел оставаться умеренным и беспристрастным.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Reymont)

    Владислав Станислав (7.5.1867, с. Кобеле-Вельке, — 5.12.1925, Варшава), польский писатель. Странствовал с бродячей труппой, был учеником портного, ж.-д. служащим. В литературе выступил в 1893. Творчество Р. сочетает традиции критического реализма с элементами натурализма и символистскими тенденциями. В сборниках «Встреча» (1897), «Перед рассветом» (1902), в повести «Справедливо» (1899) натуралистически показан быт деревни. В романах «Комедиантка» (1896) и «Брожение» (1897) изображены нравы провинциального чиновничества и актёрской среды; в многосюжетном романе «Обетованная земля» 1—2, 1899) воссоздаёт быт и «дела» лодзинских текстильных магнатов. Вершина творчества Р. — роман «Мужики» (т. 1—4, 1904—09; Нобелевская премия, 1924; рус. пер., 1954), в котором дана картина сельской жизни с её резкими классовыми столкновениями, общественными и психологическими конфликтами. Автор исторической трилогии «1794 год» (1913—18) — о внутриполитическом положении Польши конца 18 в. и патриотическом движении Тадеуша Костюшко.

    Соч.: Pisma, t. 1—20, Warsz., 1948—52; Dieła wybrane, t. 1—14, Kr., 1955—57; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—12, М., 1911—12; Рассказы, М., 1953; Комедиантка. — Брожение, т. 1—2, Л., 1967.

    Лит.: Богомолова Н. А., Владислав Реймонт, в книге: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Wyka R., Wl. St. Reymont, в книга: Obraz literatury polsklej XIX i XX wieku, t. 3, Kr., 1973 (есть лит.).

    В. В. Витт.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    РЕЙМОНТ (Reymont) Владислав (1867 - 1925), польский писатель. Социальные романы "Комедиантка" (1896), "Обетованная земля" (тома 1 - 2, 1899). В романе-эпопее "Мужики" (тома 1 - 4, 1904 - 09) показал общественные и психологические конфликты польского села; в исторической трилогии "1794 год" (1913 - 18) - жизнь Польши конца 18 в., образы участников движения Т. Костюшко. Нобелевская премия (1924).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Реймонт

    РЕЙМОНТ Владислав (1868—1925) — самый яркий представитель натурализма в польской литературе. Отец Р. — крестьянин. В 17 лет Р. покинул родительский дом и начал вести бродячую жизнь. То он странствующий актер, то железнодорожный рабочий. Собирался даже поступить в монастырь, затем снова вернулся на железную дорогу. Дебютировал. Р. мелкими рассказами из деревенской жизни и наконец в 1896—1897 дал два крупных романа: «Комедиантка» (Komediantka, 1896) и «Ферменты» (Fermenty, 1897). Всего за четыре года Реймонт с неслыханной быстротой проделал громадный путь в своем развитии и выдвинулся в первые ряды польских писателей.

    Р. вступил на литературное поприще в 90-х гг., когда Польша переживала полосу интенсивного капиталистического развития. Давным-давно был забыт старый традиционный патриотический романтизм, придававший специфическую окраску польской литературе. «Обогащайтесь» — это стало лозунгом дня, «мирно работайте, а не мечтайте» — об этом говорили уже и Прус и др. Р. подошел к польской действительности в атмосфере искусственной аполитичности, к-рую так старательно культивировали польская буржуазия и идеологи своеобразного «экономизма» польской буржуазии и польского дворянства, уже успевшего основательно обуржуазиться. В начале своей лит-ой деятельности Р., усвоивший эту аполитичность, поражал подчеркнутым объективизмом, интересом к элементарным инстинктам, к физиологии в ущерб психологии. В этом натурализме раннего Р. было много художественной правдивости и мужества. Благодаря своеобразию жизненного пути он подходил к жизни без тех предрассудков, к-рые прививаются буржуазной школой, средой, церковью. Огромный талант Р. не мог оставаться в рамках натурализма как лит-ой школы. Он стремился к большим полотнам, к большим обобщениям, предполагающим уже положительное мировоззрение. Здесь-то и начинается трагедия творчества Р. Он сумел понять всю гнусность буржуазной эксплоатации, но не увидел нового класса — польского пролетариата. Выхода Р. ищет не в борьбе этого класса за свое освобождение, а в буржуазной филантропии. Его могучий талант отражает жизнь во всей ее наготе. Такие его произведения, как рассказ «Смерть», с потрясающей правдивостью передают ужасы жизни мелкого крестьянина-собственника, но идея собственности для него священна. Р. не может и не хочет вскрыть социальные причины, создающие ужасные последствия, им же показанные, не хочет и не может указать выхода. В этом проявляется трусость класса, из которого он вышел. В 1899 Реймонт от деревенских рассказов из жизни мелкого люда, актеров и чиновников, перешел к изображению крупного промышленного центра и в «Земле обетованной» (Ziemia obiecana) дал картину из жизни лодзинских капиталистов и рабочих. Можно сказать, что «Земля обетованная» должна была стать началом нового этапа в его творчестве: перед Р. открывались два пути — путь к новой среде, новому классу или эволюция в сторону буржуазии, шляхты, помещиков. В «Земле обетованной» Р. недвусмысленно разрешил эту дилемму. Несмотря на то, что Р. мастерски обрисовал всю мерзость лодзинской капиталистической среды, дал картины нищеты, беспросветности пролетарской жизни, насыщенные полнокровной конкретностью, он все же уходит от пролетариата и связывает бесповоротно свой дальнейший творческий путь с имущими классами.

    Р. не интересуется главным героем романа (у Р. он конечно не главный герой) — пролетариатом. Р. как будто чует опасность, он знает, что пролетариат не в пример крестьянству действует по-иному, но именно это иное недоступно Р. Поэтому Р. кончил свой роман тем, что польский фабрикант-хищник прозревает. Он, страдая, осознает нравственную низость своей жизни, бессмысленность погони за наживой; по Р., польский фабрикант, именно потому, что он польский, а не немец или еврей, первый осуждает свою капиталистическую жизнь. Он — на пути перерождения. Вместе с ним находится на этом же пути и сам Р. Неустрашимый художник начинает уступать место моралисту. Дальнейший путь намечен. Пролетариат после «Земли обетованной» раз навсегда исчезает из поля зрения Р. Он возвращается к своим любимым крестьянам, создает роман «Мужики» (Chłopi, 1904—1909). «Мужики» Р. — это эпический шедевр, вершина его творчества. В «Мужиках» читатель найдет все слои деревни — и бедноту, и жалкого батрака, и середняка, единый фронт всей деревни против помещика, единый фронт против ксендза, к-рому верующие католики-крестьяне, когда дело идет о земле, решительно и мрачно бросают в глаза обвинение в продажности, корыстной службе помещику. Тут исчезают религиозность, холопская покорность темного крестьянина, и перед нами бунтующий разъяренный крестьянин в его стихийной силе. Язык Реймонта достигает в «Мужиках» сочности, гибкости. Никто в польской литературе не сумел так, как Р. в «Мужиках», сочетать неразрывно природу с жизнью человека. Природа у Р. — это не сентиментально-романтический пейзаж Жеромского, это — суровая, неумолимая, но одновременно любимая, действенная, необходимая человеку спутница, неразрывно с ним связанная на каждом шагу его жизни. Но в «Мужиках» заметен уже идеологический поворот Р., начавшийся еще в эпоху «Земли обетованной». Основой, на к-рой держится деревня, он при всем своем объективизме считает кулака. После «Мужиков» Р. пишет о героическом прошлом Польши конца XVIII в., эпохи Костюшковского восстания, революции, вооруженной борьбы против царской России. Он дал нам трилогию исторических романов: «Последний сейм Речи Посполитой» (Ostatni Sejm Rzeczypospolitej, 1913), «Никогда не отчаиваться» (Nil desperandum, 1916), «Восстание» (Insurrekcia, 1918). Заранее можно было предвидеть, что исторический роман не по силам Р. Мешал ему его идеологический хомут, его патриотизм. Прямо бездарен Р., когда пытается дать сложный переплет личной жизни с кипучей революционной общественной деятельностью. Он остается большим мастером лишь там, где изображает борьбу, действие, толпу на улицах Варшавы, где характеризует подлую магнатскую верхушку.

    Характерно для Р., что, давая ряд блестящих массовых сцен на улицах революционной Варшавы (1794), он старательно избегает драматических сцен революционного террора. Здесь буржуазный патриотизм помешал великому реалисту коснуться именно этих моментов, как нельзя больше подходящих для его могучей кисти. Р. — шляхетский буржуазный патриот — победил Р. — великого художника. На этом историческом романе кончается, собственно говоря, творчество Р., хотя он прожил еще десяток лет. Немногое, написанное им за это время, совершенно не в счет.

    Лебединой песнью Р. как великого художника остаются «Мужики». Этот роман и ряд мелких рассказов — вклад Р. в польскую и в мировую литературу. Пусть буржуазия видит развитие Р. по восходящей линии в меру его обуржуазивания и роста его патриотизма: для нас неопровержимо и ясно, что, окарнав Реймонта идеологически, буржуазия постепенно окарнала и ослабила его могучий талант.Библиография:

    I. На русский яз. перев.: На грани, Рассказы, СПБ, 1908; Полное собр. сочин., изд. «Современные проблемы», М., 1910—1912 (тт. I—III. Мужики; т. IV. Мечтатель; т. V—VI. Земля обетованная; т. VII. Смерть города, Рассказы); Полное собр. сочин., изд. Саблина, Москва, 1911—1912 (т. I. Комедиантка; тт. II—III. Брожение; тт. IV—VI. Рассказы; тт. VII—IX. Земля обетованная; тт. X—XII. Мужики); Вампир, Роман, Москва, 1912. За годы революции изданы: Комедиантка, Роман, перев. Н. Васина, М., 1918; Мечтатель, Роман, перев. Е. Загорской, Москва, 1918, и Москва — Петроград, 1923; Земля обетованная, Роман, 2 тт., М., 1925; Последний сейм Речи Посполитой, Роман, перев. Е. Троповского, «ЗиФ», Москва — Ленинград, 1929, и др.

    II. Debicki Z., Reymont, Warszawa, 1925; Lorentowicz J., Reymont, Varsovie, 1925; Schoell F., Les paysans de Reymont, P., 1925; Kociemski L., Reymont, Roma, 1926; Bukowski K., Reymont. Proba charakterystiki, Lwow, 1927; Falkowski Z., Reymont, 2 wyd., Warszawa, 1929; Залевский К. (псевдоним Трусевича), К характеристике новейшей польской литературы, «Современный мир», 1912, IV; Фриче В. М., В. Реймонт, «Новый журнал для всех», 1911, XXXII; Домбаль Т., Реймонт и польское крестьянство. (По поводу кончины автора «Мужиков» Вл. Ст. Реймонта), «Известия», 18 дек. 1925.

  7. Источник: Литературная энциклопедия