Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(Генрих Rickert) — германский политический деятель, род. в 1833 г.; был редактором либеральной "Danziger Zeitung". В 1870 г. избран депутатом в прусскую палату депутатов, а в 1874 г. — в рейхстаг; примкнул к национал-либеральной партии. Р. считается в палате и рейхсрате авторитетом по финансовым вопросам и вопросам государственного хозяйства. В 1880 г. Р. вышел из состава национал-либеральной партии и примкнул к либеральному союзу (сецессионистам); когда последние, в 1884 г., слились с партией прогрессистов, Р. явился одним из вождей немецкой свободомыслящей партии, а после происшедшего в ней, в 1893 г., раскола стал во главе свободомыслящего союза.

    II (Гейнрих, дополнение к статье)(Rickert) — германский политич. деятель; ум. 3 ноября 1902 г. См. Th. Barth, "Politische Porträts" (Берл., 1904).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Rickert)

    Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша, — 30.7.1936, Гейдельберг), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства (См. Неокантианство).С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 — Гейдельбергского университетов. Философская позиция Р. претерпела сложную эволюцию: если вначале он анализирует гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук), позднее строит систему философии как теории ценностей, то в конце жизни стремится обосновать онтологию и метафизику. Отвергая с позиций неокантианства «Вещь в себе» как объективную реальность, Р. сводит бытие к сознанию субъекта, понимаемому как всеобщее, безличное сознание. На этой основе Р. решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного (См. Трансцендентный)— вопрос о независимой от сознания объективной действительности: данная в познании действительность имманентна сознанию. Вместе с тем, согласно Р., существует объективная, независимая от субъекта истина, т. е. недоступное познанию трансцендентное. Не приемля теории отражения, Р. рассматривает реальность как результат деятельности безличного сознания, конструирующего природу (естествознание) и культуру (науки о культуре). Естествознание направлено на общее, законы, а история занимается единичными, неповторимыми явлениями и событиями. Исходный методологический дуализм Р. развёртывается в противопоставлении им генерализирующей (обобщающей) точки зрения естествознания, свободной от ценностей, и индивидуализирующего понимания в истории, относящегося к ценностям. При этом Р. отдаёт предпочтение истории, которая, с его точки зрения, гораздо ближе к действительности, чем естествознание, оперирующее упрощающими многообразное бытие понятиями. Истолкование Р. истории как науки направлено против принципа историзма и материалистического понимания истории.

    Философия, по Р., представляет собой науку о ценностях, которые образуют «... совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта» («О понятии философии», в журнале «Логос», 1910, книга 1, с. 33). Р. пытается построить систему философии, содержание которой составляют надысторические взаимоотношения ценностей. Рассматривая свою систему как открытую, Р. вычленяет 6 сфер (логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и соответствующих им типов ценностей (истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье, личная святость).

    В работах последнего периода философская позиция Р. приобретает иррационалистический характер: он полагает, что понятия философии не способны постичь жизнь. Критикуя онтологию Н. Гартмана и М. Хайдеггера, Р. обосновывает возможность построения онтологии как учения о видах мирового целого, проявляет интерес к проблеме обоснования и сущности метафизики.

    Соч.: Das Eine, die Einheit und die Eins. BeiTierkungen zur Logik des Zahibegriffs, 2 Aufl., Tübingen, 1924: System der Philosophic. Bd 1, Tübingen, 1921; Die Logik des Prädikates und das Problem der Ontologie, Hdlb., 1930; Grundproblerne der Philosophic, Tübingen, 1934; в рус. пер. — Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. 2 изд., К., 1904: Границы естественно-научного образования понятий, СПБ. 1903; Философия истории. СПБ, 1908; Науки о природе и науки о культуре, СПБ, 1911; О системе ценностей, «Логос», 1914, т. 1, в. 1: Философия жизни, П., 1922.

    Лит.: Софронов Ф. Г., Риккерт и его книга «Границы естественно-научного образования понятий», «Вопросы философии и психологии». 1905, книга 78, [в. 6]: Яковенко Б., Учение Риккерта о сущности философии, там же, 1913, книга 119; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совоеменной буржуазной философии, Тб., 1960, гл. 5; Богомолов А. С., Немецкая буржуазная философия после 1865 года, М., 1969; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 1; Faust А., Н. Rickert und seine Stellung innerhalb der deutschen Philosophic der Gegenwart, Tübingen, 1927; Miller-Rostowska A., Das Individuelle als Gegenstand der Erkenntnis. EineStudie zur Geschichtsmethodologie Н. Rickerts, Winterthur, 1955.

    А. П. Огурцов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    РИККЕРТ (Rickert) Генрих (1863 - 1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Устраняя кантовскую "вещь в себе", сводил бытие к человеческому сознанию. Понимал философию как учение о ценностях. Противопоставлял метод естествознания, направленный на общее (закон), методу исторических наук, выясняющему лишь единичные, неповторимые явления и события.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. История Философии: Энциклопедия

    РИККЕРТ

    (Rickert) Генрих (1863—1936) — немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888—1891), Оренбургском (1891—1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения: ‘Предмет познания’ (1892), ‘Границы естественнонаучного образования понятий’ (1896), ‘Науки о природе и науки о культуре’ (1899), ‘Философия истории’ (1904), ‘Логика предикатов и проблема онтологии’ (1930), ‘Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии’ (1934) и др. Философские взгляды Р. претерпели серьезную эволюцию, в силу чего они часто выходят за пределы идей его духовного предшественника — Канта, оформляясь то в фихтеанство, то в неогегельянство, то в своего рода синтез его первоначальных построений и феноменологии. Р. продолжил и развил далее представления Виндельбанда о философии как науке о ценностях, которые образуют ‘совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла’. Философия, по мнению Р., должна представлять собой систему, базирующуюся на анализе взаимных отношений между действительностью и ценностями, составляющих так называемую мировую проблему; выявить их возможное единство. Р. проводит существенное различие между философией и специальными науками; цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое — то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук. Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой. Все эти проблемы Р. относит, главным образом, к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению упомянутой мировой проблемы. Однако философия не растворяется им только в истории и, более того, не исчерпывается исключительно понятием чистой теории ценностей. Ее последней проблемой провозглашается все-таки проблема единства ценности и действительности, суть которой в отыскании так называемого третьего царства, объединяющего две эти области. В роли такого посредника Р. и провозглашает ‘царство смысла’. Ценность всегда проявляет себя в мире как объективный смысл, который, согласно Р., связан с реальным психическим актом — суждением, с которым, однако, не совпадает, далеко выходя за границы непосредственного психического бытия (в отличие от оценки, в которой смысл проявляется, и которая представляет собой такой реальный психический акт). Смысл, по Р., указывает на ценность, и именно она придает этот имманентный смысл акту оценки; без царства ценностей не было бы никакого смысла. Большое место в философии Р. занимает гносеологическая часть, с которой но сути он и начинает возводить все здание своей философии. Цель гносеологии, согласно Р., — ответить на вопрос о возможности появления трансцендентных ценностей в этом имманентном мире, а также показать возможность перехода от имманентного к трансцендентному. В конечном счете, все эти сложные вопросы оказываются ни чем иным, как специфической формулировкой Р. одной из традиционных проблем гносеологии. Речь идет о том, откуда познание приобретает свою объективность, или, иначе, что представляет собой независимый от субъекта предмет познания. Однако поиски трансцендентного объекта не дали Р. ответов на искомые вопросы, так и оставив загадочной тайну соединения имманентной действительности с трансцендентной ценностью. Не отказываясь от идеи единства этих двух ‘царств’ (ибо ее отрицание приводит к утрате смысла самого познания), Р. в поздних своих работах вновь возвращается к проблемам гносеологии, которая постепенно трансформируется в своего рода онтологию, согласно которой целое действительности предстает в виде совокупности четырех взаимосвязанных сфер: чувственно воспринимаемого мира (физического и психического); интеллигибельного мира — ценностей и смысловых образований; мира необьективируемой субъективности, в свободных актах которой соединяются ценность и сущее. Три эти сферы бытия (‘посюстороннего’ в терминологии Р.) дополняются и объединяются четвертой, постигаемой с помощью религиозной веры, — миром ‘потустороннего’ бытия, в котором сущее и ценность полностью совпадают. (см. такжеФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (РИККЕРТ).)

  7. Источник: История Философии: Энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    РИККЕРТ

    (Rickert) Генрих (1863—1936) — нем. философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Основные работы: «Науки о природе и науки о культуре», «Границы естественно-научного образования понятий», «Философия истории», «Философия жизни».

    Р. делил в соответствии с методом познания все науки на науки о природе и науки о культуре, первые используют генерализирующий, вторые — индивидуализирующий метод. Интерес к общему и интерес к индивидуальному — два необходимых подхода к интерпретации реальности. Действительность становится природой, если ее рассматривают с т.зр. общего, и историей — когда ее рассматривают с с т.эр. индивидуального. Науки о природе ищут то, что находится за пределами чувственных явлений — общее, идею, понятие. Но всякая реальность имеет своеобразную индивидуальную особенность, а это налагает на действительность отпечаток иррациональности. Научное познание и не ставит задачу точного воспроизведения действительности. Последняя может предстать перед нами рациональной только благодаря абстрактному разделению разнородности и непрерывности. Цель науки — подвести все объекты под общие понятия, по возможности — под понятие закона. Образование понятия уничтожает индивидуальность, поэтому сама эмпирическая действительность полагает предел естественно-научному образованию понятий.

    Но если реально существует только индивидуальное, то отсюда следует, что только история является подлинной наукой. История возможна как наука, потому что наряду с природой существует особая сфера опыта — культура. Объекты культуры в отличие от объектов естествознания всегда обладают ценностью. Все культурно-исторические явления и процессы имеют политические, эстетические или др. ценности. История в отличие от естествознания неотделима от психологии, понимания отдельных людей или народов, искусства, потому что историк пытается воссоздать прошлое в его наглядной индивидуальности, дает нам возможность пережить его заново. История реалистичней естествознания, ибо изучает саму действительность, а не совокупность абстрактных понятий и законов, хотя история также работает с понятиями, пытаясь охватить сумму фактов.

    В работах позднего периода Р. выходит за рамки баденской школы, разрабатывая проблемы онтологии как учения о видах мирового целого.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Новейший философский словарь

    РИККЕРТ(Rickert) Генрих (1863-1936) - немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888-1891), Фрейбургском (1891-1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения: «Предмет познания» (1892), «Границы естественнонаучного образования понятий» (1896), «Науки о природе и науки о культуре» (1899), «Философия истории» (1904), «Логика предикатов и проблема онтологии» (1930), «Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии» (1934) и др. Философские взгляды Р. претерпели серьезную эволюцию, в силу чего они часто выходят за пределы идей его духовного предшественника - Канта, оформляясь то в фихтеанство, то в неогегельянство, то в своего рода синтез его первоначальных построений и феноменологии. Р. продолжил и развил далее представления Виндельбанда о философии как науке о ценностях, которые образуют «совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла». Философия, по мнению Р., должна представлять собой систему, базирующуюся на анализе взаимных отношений между действительностью и ценностями, составляющих т.наз. мировую проблему; выявить их возможное единство. Р. проводит существенное различие между философией и специальными науками; цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое - то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук. Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой. Все эти проблемы Р. относит, гл. обр., к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению т.наз. мировой проблемы. Однако философия не растворяется им только в истории и, более того, не исчерпывается исключительно понятием чистой теории ценностей. Ее последней проблемой провозглашается все-таки проблема единства ценности и действительности, суть которой в отыскании т.наз. третьего царства, объединяющего две эти области. В роли такого посредника Р. провозглашает т.наз. царство смысла. Ценность всегда проявляет себя в мире как объективный смысл, который, согласно Р., связан с реальным психическим актом - суждением, с которым, однако, не совпадает, далеко выходя за границы непосредственного психического бытия (в отличие от оценки, в которой смысл проявляется, и которая представляет собой такой реальный психический акт). Смысл, по Р., указывает на ценность, и именно она придает этот имманентный смысл акту оценки; без царства ценностей не было бы никакого смысла. Большое место в философии Р. занимает гносеологическая часть, с которой по сути он и начинает возводить все здание своей философии. Цель гносеологии - ответить на вопрос о возможности появления трансцендентных ценностей в этом имманентном мире, а также показать возможность перехода от имманентного к трансцендентному. В конечном счете, все эти сложные вопросы оказываются ни чем иным, как специфической формулировкой Р. одной из традиционных проблем гносеологии. Речь идет о том, откуда познание приобретает свою объективность, или, иначе, что представляет собой независимый от субъекта предмет познания. Однако, поиски трансцендентного объекта не дали Р. ответов на искомые вопросы, так и оставив загадочной тайну соединения имманентной действительности с трансцендентной ценностью. Не отказываясь от идеи единства этих двух «царств» (ибо ее отрицание приводит к утрате смысла самого познания), Р. в поздних своих работах вновь возвращается к проблемам гносеологии, которая постепенно трансформируется в своего рода онтологию, согласно которой целое действительности предстает в виде совокупности четырех взаимосвязанных сфер: чувственно воспринимаемого мира (физического и психического); интеллигибельного мира - ценностей и смысловых образований; мира необъективируемой субъективности, в свободных актах которой соединяются ценность и сущее. Три эти сферы бытия (»посюстороннего» в терминологии Р.) дополняются и объединяются четвертой, постигаемой с помощью религиозной веры, - миром «потустороннего» бытия, в котором сущее и ценность полностью совпадают.

  11. Источник: Новейший философский словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    (Rickert), Генрих (25.V.1863 - 30.VII.1936) - нем. философ, основавший совместно с В. Виндельбандом баденскую (фрейбургскую) школу неокантианства. С 1894 - проф. Фрейбургского, с 1916 - Гейдельбергского ун-тов. Разрабатывая теорию познания применительно к наукам об обществе (гл. обр. к истории), Р. противопоставлял последние наукам о природе, ограничивая историю задачами описания единичного, особенного, неповторимого. Такой взгляд органически вытекал из его филос. концепции. Противник теории единства познания, Р. утверждал, что хотя "...составные части нам всем известного пространственно-временного чувственного мира суть единственные действительности... Бытие всякой действительности должно рассматриваться как бытие в сознании", а складывающееся т. о. "...понятие действительности представляется, в конце концов, как понятие ценности" ("Введение в трансцендентальную философию", 2 изд., К., 1904, с. 84, 129). Всякая наука (исключая философию) имеет, по Р., "...две стороны, эмпирически-реалистическую и рационалис- тически-идеалистическую" (там же, с. 198) (последняя и исходит из понятия ценности). Какая из сторон является главной - определяется задачами науки: это может быть выработка общих понятий, выведение причинных зависимостей и закономерностей (естественные науки), но "...могут существовать науки, которые вовсе не интересуются законами...". История, по мнению Р., не может быть подведена под понятие "науки о законах", и именно в силу этого Р. рассматривает ее "...как науку, которая содержанием своих понятий стоит ближе к объективной действительности, чем всякая наука об общих законах" (там же), поскольку "действительность всегда индивидуальна". Т. о., ист. наука противопоставляется наукам естественным и по задачам (выявление единичного), и по методам (выработка индивидуализирующих понятий, выявление индивидуальной причинности и т. д.). Чтобы не утерять ист. целое, Р. признавал необходимость "обходных средств": обобщений, включающих индивидуальные ист. факты в индивидуальные же ист. явления, с к-рыми они связаны причинной зависимостью. Однако главным средством воссоздания ист. целого Р. считал соотнесение фактического с трансцендентным (находящимся за пределами индивидуального сознания), понимаемым как "мир всеобщих действительностей" или "всеобщих ценностей". Эстетич., этич., ре-лиг. и др. ценности представляют собой критерий для отбора фактов в истории человечества. Теория Р. была направлена как против позитивистской, так и против марксистской методологии. Распространение риккертианства способствовало ослаблению внимания бурж. науки к проблемам содержания ист. процесса, усилению идиографизма в бурж. историографии.

    Осн. произведения Р., переведенные на рус. яз.: "Границы естественно-науч. образования понятий. Логич. введение в ист. науки" (СПБ, 1903); "Введение в трансцендентальную философию" (2 изд., К., 1904). См. также ст. Неокантианство и лит. к ней.

    Е. Э. Печуро. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Энциклопедия социологии

    Риккерт (Rickert) Генрих (25.05. 1863, Данциг- 28.07.1936, Гейдельберг) - основатель (совместно с В. Виндельбандом) баденской школы неокантианства, представитель трансцендентального идеализма, оказавший влияние на формирование теоретико-методологических позиций М. Вебера. Профессор Фрайбургского (с 1894) и Гейдельбергского (с 1916) университетов. Не отрицая самого факта существования действительности, по своему содержанию не зависящей ни от человека, ни от человечества, Риккерт утверждал, однако, что само по себе это содержание абсолютно иррационально и не может быть предметом познания.

    В качестве познаваемого оно выступает, лишь будучи оформленным, т. е. поставленным в определенное отношение к человеческому сознанию, но не индивидуальному ("эмпирическому"), а всеобщему ("чистому") или трансцендентальному, от которого это содержание, по Риккерту, и получает свои изначальные формы. Согласно первоначальному варианту этой философской концепции, изложенному в работе "Предмет познания" (1892), глубинным источником всех этих форм, превращающих иррациональное содержание в рационально постижимый предмет познания, является "трансцендентальное долженствование". Под ним Риккерт понимал необходимость, имеющую скорее "этический", чем "логический", корень, которая побуждает человека выносить суждение относительно чего-либо, утверждая или, наоборот, отрицая его. Поскольку эта необходимость имеет, по Риккерту, не психологический характер, то она гарантирует независимость результата познавательного процесса от субъективизма.

    Трансцендентальный идеализм Риккерта означал примат практического (т. е. этически ориентированного) разума по отношению к теоретическому, ориентированному чисто познавательно. Это побуждало Риккерта гораздо шире, чем это было у неокантианцев марбургской школы, ориентировавшихся на естествознание, включить в круг своего философского рассмотрения гуманитарные науки, подвергнув далеко идущей критике их методологическую зависимость от естественных наук.

    Уже в работе "Предмет познания" система категорий, определявших ("конституировавших"), по Риккерту, форму "данности" содержания познающему субъекту, истолковывалась таким образом, чтобы, с одной стороны, последующая конкретизация этих категорий в эмпирических науках не исключала научного рассмотрения человеческого поведения, а с др. стороны, не утрачивалось бы понимание специфики этого поведения в отличие от "поведения" объектов естественнонаучного познания. Риккерт подверг критике кантовскую систему категорий, недостаток которой он видел в том, что она в качестве "конститутивной обосновывающей действительность категории" предполагала "понятие закономерности", в соответствии с чем рассмотрение человеческого поведения признавалось научным лишь в том случае, когда оно подводилось под это понятие, т. е. рассматривалось под углом зрения "всеобщности", а не индивидуальности.

    Между тем, утверждал Риккерт, "все чисто конститутивные категории должны быть такого рода формами, что они могут быть применимы к единичному индивидуальному содержанию"; в этом их отличие от тех понятийных форм, которые "по своему понятию уже формы всеобщего" и относятся к "методологическим формам", разрабатываемым в рамках естествознания. Опираясь на это различие, Риккерт предложил трансцендентально-философское обоснование специфики "индивидуализирующих" исторических наук, которые он, вслед за В. Виндельбандом, решительно противопоставлял "генерализирующему" естествознанию, отстаивая одновременно их научный статус. "Если мы...отделим закономерность как методологическую форму от причинности,- писал Риккерт,- то все же, хотя всякая действительность обусловлена причинно, могут существовать науки, которые вовсе не интересуются законами, но стремятся познать индивидуальные причинные ряды. Да, эти науки тогда по отношению к индивидуальному содержанию своих понятий объективной действительности, которая всегда индивидуальна, стоят даже ближе, чем науки о законах, и могут в противоположность им быть названы именно науками о действительности". Этот круг идей получил дальнейшую разработку в работах "Границы естественнонаучного образования понятий" (1896), "Науки о природе и науки о культуре" (1899), "Философия истории" (1904) и др., сыгравших весьма важную роль в методологическом самоопределении гуманитарных наук и социологии.

    Хотя Риккерт и отказал социологии, толкуемой им как "чисто естественнонаучное трактование человеческой социальной духовной жизни", в праве считаться исторической наукой, его ученик Вебер выдвинул программу развития социологии как "универсально-исторической" науки. Результатом методологического самоопределения, осуществляемого в русле риккертовской постановки вопроса о логическом обосновании наук, занимающихся изучением "человека в истории", стало возникновение "универсально-исторической" - понимающей социологии Вебера (разрабатываемой как противоположность "понимающей психологии" Дильтея с категорией социального действия как исходной). В свою очередь, понимающая социология Вебера с ее методологически отрефлектированными понятиями сыграла значительную роль в развитии той линии американской социологии, которая получила свое завершение у Парсонса. Через веберовскую понимающую социологию риккертовская постановка вопроса о специфике методологии исторических наук продолжала и продолжает оказывать влияние и на последующее развитие социол. мысли.

    Соч.: 1). Границы естественнонаучного образования понятий: Логическое введение в исторические науки. СПб., 1903. 2) Введение в трансцендентальную философию. К., 1904. 3) Философия истории. СПб., 1908. 4) О системе ценностей// Логос, 1914. Вып. 1. Т. 1. С. 45-79.

  15. Источник: Энциклопедия социологии