Большая Советская энциклопедия

    Паустовский Константин Георгиевич [19(31).5.1892, Москва,— 14.7.1968, там же; похоронен в г. Таруса Калужской области], русский советский писатель. Первый рассказ «На воде» опубликован в 1912. Учился в Киевском университете (1911—13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в газетах, затем в РОСТА — ТАСС (1924—29). Ранние произведения П. (сборники рассказов и очерков «Морские наброски», 1925, «Минетоза», 1927, «Встречные корабли», 1928; роман «Блистающие облака», 1929) отличает острый динамичный сюжет. Их герои — прекраснодушные мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтических приключений. Известность П. принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932), в которой документальный материал органически сплавлен с художественным вымыслом. К 30-м гг. относятся повести, разнообразные по тематике и жанру: «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933), «Колхида» (1934), «Чёрное море» (1936), «Созвездие гончих псов» (1937), «Северная повесть» (1938; одноименный фильм 1960), а также биографические повести о людях искусства: «Исаак Левитан», «Орест Кипренский» (обе — 1937), «Тарас Шевченко» (1939). В «Летних днях» (1937), «Мещерской стороне» (1939), «Жильцах старого дома» (1941) обретает законченность художническая манера писателя, пристально всматривающегося в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывающего об увиденном с лирическим воодушевлением. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу. В 1955 П. опубликовал повесть «Золотая роза» о «прекрасной сущности писательского труда». Много лет он работал над автобиографической «Повестью о жизни», в которой судьба автора показана на фоне процессов, происходивших в России в конце 19—30-е гг. 20 вв. Повествование состоит из шести тесно связанных между собой книг («Далёкие годы», 1945; «Беспокойная юность», 1955; «Начало неведомого века», 1957; «Время больших ожиданий», 1959; «Бросок на Юг», 1960; «Книга скитаний», 1963) и по праву может считаться итогом творческих и нравственных исканий писателя. Книги П. переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами и медалью.

    Соч.: Собр. соч., т.1—6, М., 1957—58; Собр. соч., т. 1—8, М., 1967—70; Потерянные романы, Калуга, 1962; Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972; Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

    Лит.: Львов С., Константин Паустовский. Критико-биографический очерк, М., 1956; Левицкий Л., Константин Паустовский. Очерк творчества, М., 1963; Алексанян Е., Константин Паустовский — новеллист, М., 1969; Ильн В., Поэзия странствий. Литературный портрет К. Паустовского, М., 1967; Воспоминания о Константине Паустовском, М., 1975.

    Л. А. Левицкий.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1892-1968) - русский писатель. Мастер лирической прозы. Повести "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934), обращенные к этическим проблемам преобразования окружающей среды, повесть "Мещерская сторона" (1939) и рассказы (сборник "Летние дни", 1937), рисующие непритязательную красоту среднерусской природы и "неторопливое счастье" человека, созерцающего ее, историческая повесть ("Северная повесть", 1938), книги о творчестве, людях искусства (в т.ч. "Золотая роза", 1955) отмечены романтической настроенностью, вниманием к высоким человеческим чувствам, поэтичностью языка. В автобиографической эпопее "Повесть о жизни" (ч. 1-6, 1945-63) - путь личности, сохраняющей человеческое достоинство и верность нравственным ориентирам в водовороте событий, потрясений первых десятилетий 20 в., идущей своей дорогой, не совпадающей с пафосом советской эпохи.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Паусто́вский Константин Георгиевич

    (1892—1968), русский писатель. Мастер лирической прозы. В повестях «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934) — этические проблемы преобразования окружающей среды; повесть «Мещорская сторона» (1939) и рассказы (сборник «Летние дни», 1937) рисуют непритязательную красоту среднерусской природы и «неторопливое счастье» созерцающего её человека. Историческая повесть («Северная повесть», 1938), книги о творчестве, людях искусства (в том числе «Золотая роза», 1955) отмечены романтической настроенностью, поэтичностью языка. В автобиографической эпопее «Повесть о жизни» (ч. 1—6, 1945—63) — путь личности, сохраняющей человеческое достоинство и верность нравственным ориентирам в водовороте событий первых десятилетий XX в.

    * * *

    ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич

    ПАУСТО́ВСКИЙ Константин Георгиевич [19 (31) мая 1892, Москва — 14 июля 1968, там же, похоронен в Тарусе], русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

    Жизненные университеты

    Паустовский родился в семье чиновника Управления Юго-Западной железной дороги, окончил гимназию. В 1911—13 учился в Киевском университете на естественно-историческом факультете, затем на юридическом факультете Московского университета. Юность писателя не была благополучной: уход отца из семьи, нищета матери, слепота сестры, затем гибель двух братьев во время Первой мировой войны(см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914—18).

    Революция, которую он принял радостно, быстро рассеяла первоначальный романтический восторг. Жажда свободы и справедливости, вера в то, что вслед за ней откроются невиданные возможности для духовного роста личности, для преобразования и развития общества, — все эти прекраснодушные мечты столкнулись с суровой реальностью насилия и деградации прежней культуры, разрухи и энтропии человеческих отношений, которые Паустовский, по свидетельству мемуаристов, сам мягкий, отзывчивый, старомодно интеллигентный, мечтал видеть совсем иными.

    В 1914—1929 Паустовский пробует разные профессии: кондуктор и вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны, репортер, учитель, корректор и т.д. Он много ездит по России.

    В 1941—1942 отправляется на фронт военным корреспондентом ТАСС, публикуется во фронтовой газете Во славу Родины, в газетах Защитник Родины, Красная звезда и др.

    Романтика

    Начинал Паустовский именно как романтик. Большое влияние на его творчество оказал А. Грин(см. ГРИН Александр Степанович).

    Первый рассказ Паустовского На воде был опубликован в киевском журнале «Огни» в 1912. В 1925 он выпустил первую книгу Морские наброски. В 1929 становится профессиональным писателем. В том же году вышел его роман «Блистающие облака».

    Постранствовав по стране, повидав смерти и страдания, сменив ряд профессий, Паустовский тем не менее остался верен романтике — как и прежде, он мечтал о жизни возвышенной и яркой, а поэзию считал жизнью, доведенной до полного выражения.

    Писателя тянуло к фигурам героическим или неординарным, преданным либо идее искусства, как художники Исаак Левитан(см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич) или Нико Пиросманашвили(см. ПИРОСМАНАШВИЛИ Нико), либо идее свободы, как безвестный французский инженер Шарль Лонсевиль, оказавшийся в русском плену во время войны 1812 года. И характеризуются эти персонажи обычно через их отношение к книгам, картинам, к искусству.

    Именно творческое начало в личности больше всего притягивало писателя.

    Поэтому многие наиболее близкие автору герои — именно творцы: художники, поэты, писатели, композиторы... Счастливо одаренные, они, как правило, несчастливы в жизни, даже если в конце концов добиваются успеха. Драма творческой личности, как показывает Паустовский, связана с особой чувствительностью художника к любому нестроению жизни, к ее равнодушию, она — оборотная сторона обостренного восприятия ее красоты и глубины, тоски по гармонии и совершенству.

    Странничество (многие его герои — странники) для Паустовского по-своему тоже творчество: человек в соприкосновении с незнакомыми местами и новой, дотоле неведомой красотой открывает и в себе неведомые ранее пласты чувств и мыслей.

    Рождение легенды

    Мечтательство — неотъемлемая черта многих героев раннего Паустовского. Они создают свой самостоятельный мир, отделенный от скучной действительности, сталкиваясь же с ней лицом к лицу часто терпят поражение. Многие ранние сочинения писателя (Минетоза, 1927; Романтики, писались в 1916—23, опубл. 1935) отмечены экзотикой, туманной дымкой таинственности, имена его героев необычны (Чоп, Метт, Гарт и др.). Во многих произведениях Паустовского как бы рождается легенда: реальность украшается выдумкой, фантазией.

    Со временем Паустовский отходит от отвлеченной романтики, от завышенных притязаний героев на исключительность. Следующий период его литературной деятельности может быть охарактеризован как романтика преобразовательства. В 1920—30-е Паустовский много ездит по стране, занимается журналистикой, публикует очерки и репортажи в центральной прессе. И в итоге пишет повести Кара-Бугаз (1932) и Колхида (1934), где все та же романтика получает социальный акцент, хотя и здесь мотив надвременного, общечеловеческого стремления к счастью является главным.

    Кара-Бугаз и другие произведения

    Вместе с повестью Кара-Бугаз к писателю приходит известность. В повести — о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспийского моря — романтика претворяется в борьбу с пустыней: человек, покоряя землю, стремится перерасти себя. Писатель сочетает в повести художественно-изобразительное начало с остросюжетностью, научно-популяризаторские цели с художественным осмыслением разных людских судеб, столкнувшихся в борьбе за оживление бесплодной, иссушенной земли, историю и современность, вымысел и документ, впервые достигая многоплановости повествования.

    Для Паустовского пустыня — олицетворение разрушительных начал бытия, символ энтропии. Впервые писатель касается с такой определенностью и экологической проблематики, одной из главных в его творчестве. Все больше писателя привлекает будничность в ее самых простых проявлениях.

    Именно в этот период, когда советская критика приветствовала индустриальный пафос его новых произведений, Паустовский пишет также рассказы, простые по сюжету, с полнозвучным и естественным звучанием авторского голоса: Барсучий нос, Кот-ворюга, Последний черт» и другие, вошедшие в цикл Летние дни (1937), а также повести о художниках («Орест Кипренский» и «Исаак Левитан», обе 1937) и повесть «Мещорская сторона» (1939), где его дар изображения природы достигает наивысшего расцвета.

    Эти произведения сильно отличаются от его парадных новелл вроде Доблести и Поводыря, где писатель старался показать идеал как нечто уже существующее, патетика перехлестывала через край, идеализация оборачивалась пресловутой лакировкой действительности».

    Поэзия прозы

    В творчестве Паустовского именно поэзия становится доминантой прозы: лиризм, недоговоренность, нюансы настроения, музыкальность фразы, мелодика повествования — в них обаяние подчеркнуто традиционного стиля писателя.

    За окном прогремели по булыжникам колеса, брякнул и замолк колокольчик под дугой, захрапели лошади.... Все точно и строго, ничего лишнего, но слышишь и громыхание колес, и жестяной взбряк колокольчика, и храп лошади, а за всем этим приоткрывается пыльный тихий южный провинциальный городок, печаль бескрайних российских просторов, одиночество путника-изгнанника...

    Что-то завораживает в этой неторопливой, старомодной прозе.

    Повесть о жизни

    Главными в последний период творчества Паустовского стали автобиографическая «Повесть о жизни» (1945—63) — история поиска автором-героем самого себя, смысла жизни, наиболее полнокровных связей с миром, обществом, природой (охватывает период от 1890-х гг. до 1920-х годов) и «Золотая роза» (1956) — книга о труде писателя, о психологии художественного творчества.

    Именно здесь писатель находит оптимальный для себя синтез наиболее близких ему жанров и художественных средств — новелла, эссе, лирическое отступление и т. д. История здесь проникнута глубоко личным, выстраданным чувством, сконцентрирована обычно вокруг творчества и нравственных исканий личности. Легенда вполне органично встраивается в ткань повествования как закономерный элемент художественной структуры.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    ПАУСТ́́ОВСКИЙ Константин Георгиевич (1892—1968), рус. сов. писатель. В автобиографич. повестях («Далекие годы», 1946; «Беспокойная юность», 1955) есть свидетельства об увлечении поэзией Л. Герой пьесы П. «Поручик Лермонтов» (1940) — поэт зрелого дарования, сознающий, что он «родился немного поздно» — по отношению к 1825, «а заодно и слишком рано». Он сознательно ставит себя в отношения борьбы со светским обществом и царем и трагически обречен в этой борьбе. На основе пьесы П. написал сценарий фильма «Лермонтов. Страницы биографии великого поэта» (1940). Развитием темы мужества, духовной зрелости и обреченности поэта является и рассказ «Разливы рек» (1953). К сожалению, П. использовал фантастич. версию о преднамеренном убийстве Л. неизв. лицом. В «Повести о лесах» (1949) любовь к поэзии Л., самый образ его введены как камертон высокой романтич. настроенности родственных душ героев. В очерке «Наедине с осенью» (1963) — размышления об иск-ве слова, о высоком мастерстве Л.Соч. Собр. соч., т. 3, М., 1969, с. 3—180; т. 4, с. 73, 126, 425, 462, 476; т. 7, с. 7—60, 539—46; Разливы рек. Избранное, М., 1961.Лит.: Андроников И., Источник одного недоразумения, «Новый мир», 1956, № 3, с. 311—12; Хмельницкая Т., Лирика в прозе, «Нева», 1956, № 8, с. 165—72; Левицкий Л., К. Паустовский, М., 1963, с. 205, 361; Латышев, Мануйлов, с. 106.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: