Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Brahm) — немецкий писатель (род. в 1856 г.), основатель общества "Freie Bühne". В 1890 г. основал газету под тем же названием, орган натуралистов. В 1894 г. руководил в Берлине театром "Deutsches Theater". Был одним из организаторов социалистического театра "Die Freie Volkshuhne". Его сочинения: "Das deutsche Ritterdrama des XVIII Jahrh." (1880); "Gottfried Keller" (1883); "Heinrich Kleist" (1884). "H. Ibsen" (1884); "Schiller" (1888—92); "Karl Stauffer-Bern" (1892).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Брам (Brahm) [псевдоним; настоящая фамилия Абрахамзон (Abrahamsohn)] Отто (5.2.1856, Гамбург, — 28.11.1912, Берлин), немецкий театральный деятель, критик и режиссёр. Изучал литературу и философию в Берлинском, Гейдельбергском и других университетах. В 80-х гг. 19 в. начал работать как театральный критик. Неудовлетворённый современным ему состоянием театрального искусства Б. в своём требовании естественности и простоты сближается с натурализмом. Затем, в отличие от натуралистов, в своей режиссёрской практике он стремится превратить сцену в зеркало и хронику эпохи, выступает за отражение в искусстве театра современных социальных проблем. Был активным пропагандистом драматургии Г. Ибсена. С 1889 Б, возглавлял литературно-театральное общество «Свободная сцена», организованное по инициативе группы журналистов и критиков. Общество призывало к созданию театра, свободного от коммерческих целей, знакомящего зрителя с современной художественной драматургией, свободного от рутины. Театр открылся в 1889 пьесой Ибсена «Привидения», затем были поставлены: «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1889), а также пьесы А. Хольца, И. Шлафа, Э. Золя, А. Бека, Л. Н. Толстого («Власть тьмы»). В 1894—1904 руководил Немецким театром (Берлин), в котором собрал труппу выдающихся актёров (Э. Райхер, О. Зауэр, Э. Леман, М. Рейнхардт и др.), добивался создания театрального ансамбля. Постановка в этом театре пьесы Гауптмана «Ткачи» (1894) имела большое значение в истории театра. С 1904 Б. руководил «Лессинг-театром», осуществил здесь постановку пьес Гауптмана и Ибсена.

    В спектаклях Б. жизненная достоверность деталей обстановки действия сочеталась с глубиной разработки психологических сцен. Психологический реализм Б. получил дальнейшее развитие в творчестве актёров и режиссёров 20 в. в Германии.

    Соч.: Kritische Schriften über Drama und Theater, hrsg. von P. Schlenther, Bd 1—2, В., 1913—15; Theater, Dramatiker, Schauspieler, B., 1961.

    Лит.: Гвоздев А., Западноевропейский театр на рубеже XIX—XX столетий. Очерки, М.— Л., 1939: Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, М.— Л., 1940.

    И. Я. Новодворская.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Brahm, Otto)

    (1856-1912), немецкий театральный критик, режиссер. Настоящее имя - Отто Абрахамзон (Abrahamson). Родился 5 февраля 1856 в Гамбурге. Учился в университетах Берлина, Гейдельберга, Страсбурга и Йены. С 1879 по 1889 - театральный критик в Берлине, влиятельный поборник творчества таких драматургов-современников, как О.Людвиг, Л.Анценгрубер, Б.Бьернсон, Х.Ибсен, приверженец реалистического, ансамблевого театра. В 1889 участвовал в создании прогрессивной "Свободной сцены", став председателем, продюсером и ведущим теоретиком этой организации, а также главным редактором одноименного журнала "Ди фрайе бюне". Возглавив в 1894 Немецкий театр, расширил его репертуар за счет современных пьес, утвердил реалистический стиль игры и режиссуры. Сценическая достоверность и сам "стиль Брама" стали синонимами натурализма. Для Брама важнее была литературно-драматическая основа пьесы, а не возможность продемонстрировать сценическое мастерство. Хотя Брам никогда не добивался места режиссера, он принимал участие в режиссуре современных пьес, составлял рабочие планы театра, руководил постановочным процессом. Отошел от руководства Немецким театром в 1903.

    Умер Брам в Берлине 28 ноября 1912.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Брам Отто

    (Brahm) (1856—1912), режиссёр, основоположник немецкого сценического натурализма. С 1889 возглавлял литературно-театральное общество «Свободная сцена», в 1894—1904 — Немецкий театр (Берлин). Ставил пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Э. Золя и др.

    * * *

    БРАМ Отто

    БРАМ (Brahm) Отто (1856—1912), немецкий режиссер. Основоположник немецкого сценического натурализма(см. НАТУРАЛИЗМ); с 1889 возглавлял литературно-театральное общество «Свободная сцена», в 1894—1904 — Немецкий театр (Берлин). Ставил пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Э. Золя и др.

  7. Источник: Энциклопедический словарь