Большая Советская энциклопедия

    (санскр., буквально — отзвук)

    категория средневековой индийской поэтики, согласно которой художественное наслаждение от литературных произведений достигается не образами, создаваемыми прямым значением слов, а теми ассоциациями и представлениями, которые вызываются этими образами. Первые, непосредственные образы называются «вачья» (высказанное), вторые называются «пратиямана» (подразумеваемое) и воспринимаются только теми, кто знает смысл поэзии. Теорию Д. разработал в середине 9 в. Анандавардхана. Применение Д. в сочетании с др. категориями традиционной индийской поэтики создавало крайнюю изощрённость художественной формы, исключало необходимость обращения поэтов к новым темам и сюжетам. Д. вошло и в поэтику национальных индийских литератур.

    Лит.: Kane Р. V., History of Sanskrit poetics, Bombay, 1951; Upadhyay В., Sanskrit alochana, Varanasa, 1957; De S. K., History of Sanskrit poetics, v. 2, Calc., 1960, p. 139—75.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ДХВАНИ

    (санскр., букв.— звук, отзвук), одно из центр. понятий др.-инд. поэтики и эстетики. Учение о Д. получило завершение в соч. Анандавардханы «Дхваньялока» («Свет Д.»), созданном в кон. 9 в. в Кашмире. Тема Д. анализировалась и позднее, напр. в трактате Абхинавагупты «Лочана» (10—11 вв.). Д., определяемое как «атман (душа) поэзии», составляет ядро поэтич. речи, отличая её от непоэтической. Оно появляется там, где есть семантич. двуплановость, выявляющая смыслы, отличные от собств. значения данного элемента. Особая сфера Д. связана с невыраженным, или угадываемым, значением: Д., подобно светильнику, освещает и своё собств. значение и нечто иное — невыраженное, но «проявляемое». Существует особая классификация этих угадываемых значений.

    Anandavardhanacarya. Dhvanyalokah with the Locana, Sanscrit comm. by Abhinavagupta and Hindi comm. by Jagannath Pathak, Varanasi,1965; Анандавардхана. Дхваньялока («Свет Дхвани»), пер. с санскр., введ. и коммент. Ю. М. Алихановой, М., 1974.

    Алиханова Ю. М., Некоторые вопросы учения о Д. в др,-инд. поэтике, в кн.: Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока, М.,1964; R en o u L., Le dhvani dans la poetique sanskrite, «Adyar Library Bulletin»,1954, v. 18. ДХЬЯНА (санскр.— мысль, размышление), в инд. философии созерцание, медитация как этап на пути к освобождению. В совокупности восьми средств йоги, ведущих к очищению и просветлению ума (читты), Д. следует за состояниями отключения чувств (пратья-хара) и концентрированного внимания (дхарана) и связана со спокойным, равномерным и беспрерывным сосредоточением мысли на данном объекте; Д. непосредственно предшествует самадхи. Д. играет важную роль в буддизме и иногда наз. буддийской йогой. ДЫННИК Михаил Александрович [18.2(1.3).1896, Киев,— 17.3.1971, Москва], сов. философ, чл.-корр. АН СССР(1958). После окончания историко-филологич. факультета Киевского университета(1919) вёл науч. и преподават. работу в вузах. С1943 старший науч. сотрудник, с1968 зав. сектором истории философии Ин-та философии АН СССР. Осн. работы по истории философии, эстетике и критике совр. бурж. философии. Д. принадлежат переводы фрагментов Гераклита, соч. Пармени-да, Бруно, Гельвеция. Гос. пр. СССР(1943) за участие в создании «Истории философии» (т. 1—2, 1940—41). И Диалектика Гераклита Эфесского, М.,1929; Очерк истории философии классич. Греции, М.,1936; Филос, взгляды Вольтера, в кн.: Вольтер. Статьи и материалы, М.— Л.,1948; Материалисты Др. Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М.,1955 (редактор).

  3. Источник: Философская энциклопедия