«Бельские (русские живописцы)»

Бельские (русские живописцы) в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Бельские (русские живописцы)»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Бельские, русские живописцы 18 в. из семьи мастера Оружейной палаты Ивана Лазаревича Б. Его сыновья Иван Иванович [6(17).1.1719 ‒ 13(24).1.1799, Петербург] и Алексей Иванович [1730‒21.5(1.6).1796, Петербург] с середины 1740-х гг. были зачислены в «Канцелярию от строений», где учились у Дж. Бона, И. Я. Вишнякова и др., писали образа для собора Александро-Невской лавры (Иван Иванович Б.; он же руководил мозаичной мастерской, основанной М. В. Ломоносовым), Андреевского собора в Киеве (Алексей Иванович Б.) и дворцовых церквей, а также театральные декорации, плафоны и панно для императорских дворцов. Алексей Иванович Б. пользовался славой лучшего (наряду с Дж. Валериани) мастера декоративной живописи. Произведения Ивана Ивановича («Архиерей во время служения литургии», 1770, «Голова апостола Петра», 1783, ‒ оба в Третьяковской галерее) и Алексея Ивановича («Десюдепорт с попугаем», 1754, Русский музей, Ленинград; «Архитектурный вид», 1789, Третьяковская галерея) исполнены в широкой живописной манере, часто включают пейзажные и жанровые мотивы. Сын Ивана Ивановича Б. ‒ Михаил Иванович [1753 ‒ 29.5(9.6).1794, Петербург] ‒ учился в петербургской АХ (1764‒73) у А. П. Лосенко и Д. Г. Левицкого, затем в Англии и у Ж. Б. Грёза в Париже. Известны его портреты учителя с учениками (1773, Музей-усадьба «Абрамцево») и композитора Д. С. Бортнянского (1788, Третьяковская галерея).

    Лит.: История русского искусства, т. 5, М., 1960, с. 339‒352.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.