Большая Советская энциклопедия

    («Продваго́н»)

    «Общество для торговли изделиями русских вагоностроительных заводов», синдикат русских вагоно-строительных заводов. Устав его утвержден в июне 1904, начал действовать в августе 1906. К 1907—10 объединил 14 заводов (кроме Киевского машиностроительного), изготовлявших вагоны для казённых и частных железных дорог. На долю «П.» в 1909 приходилось 90% общей суммы заказов на вагоны, в 1914 — 97%. Деятельность»П.» возглавлялась Советом; акции общества были распределены между контрагентами (основной капитал 400 тыс. руб.). Синдикат действовал в тесном контакте с Комитетом по распределению заказов на рельсы, скрепления и подвижной состав для железных дорог (1902—14). Совместно с правительственными органами определялись общий объем производства и цены на вагоны. В 1909—1913 и в период 1-й мировой войны 1914—18 выпуск вагонов был сокращён. После Октябрьской революции 1917 «П.» был ликвидирован.

    Лит. см. при ст. Монополии капиталистические.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "ПРОДВАГОН" ("Общество для торговли изделиями русских вагоностроительных заводов") - синдикат, начал действовать в 1906. К 1910 объединял почти все заводы этого типа. В 1918 заводы "Продвагона" национализированы.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    ПРОДВАГОН

    «ПРОДВАГО́Н» («Общество для торговли изделиями русских вагоностроительных заводов»), синдикат, начал действовать в 1906. К 1910 объединял почти все заводы этого типа. В 1918 заводы «Продвагона» национализированы.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    "Об-во для торговли изделиями рус. вагоностроит. з-дов", - синдикат рус. вагоностроит. з-дов. Устав об-ва был утвержден в июне 1904, действия открыты в авг. 1906. До возникновения об-ва существовало нелегальное монополистич. объединение вагоностроит. з-дов, первые сведения о к-ром относятся к 1890. К 1907-10 "П." объединил все (14) з-ды (кроме Киевского машиностроительного), изготовлявшие вагоны для казенных и частных жел. дорог широкой колеи. На долю "П." в 1909 приходилось 90% общей суммы заказов на вагоны, в 1914 - 97%. Отношения между "П." и контрагентами определялись договорами. Доли з-дов в произ-ве регулировались, исходя из их производительности. В нач. 1917 был введен принцип равенства долей, а договоры продлены до 1919. Нарушение условий договоров контрагентами каралось крупными штрафами. Деятельность "П." возглавлялась Советом; акции об-ва были распределены между контрагентами (осн. капитал 400 тыс. руб.). Синдикат действовал с ведома пр-ва в тесном контакте с К-том по распределению заказов на рельсы, скрепления и подвижной состав для жел. дорог (1902-14). Совместно с правительств. органами определялись общий объем произ-ва и цены на вагоны. В 1909-13 и в период 1-й мировой войны выпуск вагонов был сокращен, что явилось одной из причин транспортной разрухи 1917. После Окт. революции "П." был ликвидирован, но его аппарат нек-рое время частично использовался Сов. властью.

    Лит.: Кафенгауз Л., Синдикаты в рус. жел. пром-сти, М., 1910; Мат-лы по истории СССР, т. 6, М., 1959, с. 303-17; Экономич. положение России накануне Вел. Окт. социалистич. революции. Март - окт. 1917. Док-ты и мат-лы, ч. 1, М., 1957.

    Л. Е. Шепелев. Ленинград.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: