Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Knut Hamsun) — норвежский писатель. Род. в 1860 г.; испытал много житейских трудностей в молодости, занимался сапожным мастерством, вел бродячую жизнь, дважды был в Америке. Выступил в литературе в 1888 г. этюдом "Suit" (Голод), переработанным впоследствии в роман. Эта книга имела сенсационный успех своим беспощадным реализмом и протестом против общественных зол. В литературном отношении "Голод" напоминает Достоевского, под сильным влиянием которого он и написан. В позднейших своих произведениях, романах и рассказах Г. переходит от чистого реализма к психологической углубленности и мистическим настроениям. Особенно хороша в этом отношении его повесть "Pan" — очень северная по настроениям. Власть природы, власть стихийного начала в человеке воссоздана здесь с художественной силой. Великолепны по настроению описания природы, сливающиеся с душевными переживаниями действующих лиц. Другие произведения Г., обнаруживающие мастерство стиха и тяготение к парадоксальным сюжетам: романы — "Mysterier" (1892), "Redaktör Lynge" (1893), "Ny Jord" (1893), рассказы — "Siesta" (1897), "Victoria" (1898), драматический цикл "Ved Rigets Port" (1895), "Lievets Spil" (1896), "Aftenrode" (1898). Большая часть произведений Г. переведена на немецкий яз., а многие ("Голод", "Пан", "Сьеста" и др.) — и на русский.

    З. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Гамсун (Hamsun) (псевдоним; настоящая фамилия Педерсен, Pedersen) Кнут (4.8.1859, Лом, — 19.2.1952, Норхольм), норвежский писатель. Сын деревенского портного, Г. с 14 лет вёл скитальческую жизнь, менял профессии. Литературную деятельность начал в 1877. Впечатления от поездок в Америку отражены в публицистике («Духовная жизнь современной Америки», 1889, и др.). Успех Г. принесла психологическая повесть «Голод» (1890, рус. пер. 1892) о страданиях нищего литератора в Кристиании. В романах «Мистерии» (1892, рус. пер. 1910), «Пан» (1894, рус. пер. 1901), «Виктория» (1898, рус. пер. 1904) звучат неоромантические мотивы. Герои этих романов противостоят обществу, следуют непосредственным порывам своей противоречивой натуры. Г. мастерски изображает их сложную душевную жизнь. Характерный для Г. индивидуализм обусловил его резко антидемократическую позицию (драматическая трилогия «У врат царства», 1895, «Игра жизни», 1896, «Вечерняя заря», 1898). Марксистская критика (Г. В. Плеханов и др.) уже в начале 20 в. указывала на декадентские и реакционные тенденции в творчестве Г., в то же время отмечая его талант. М. Горький не раз писал о художественной силе и оригинальности лучших книг Г.

    В 1906 роман «Под осенними звёздами» открывает ряд произведений Г. из жизни норвежского Севера: «Бенони» (1908), «Странник играет под сурдинку» (1909) и др. Всё большую роль в творчестве Г. играет противопоставление капиталистическому городу уклада крестьянской жизни, близкого к естественному круговороту природы (роман «Соки земли», 1917, рус. пер. 1922: Нобелевская премия 1920). В романах «Женщины у колодца» (1920, рус. пер. 1923), «Последняя глава» (1923, рус. пер. 1924), «Бродяги» (1927, рус. пер. 1929), «Август» (1930, рус. пер. 1933), «А жизнь идёт» (1933, рус. пер. 1934), «Кольцо замыкается» (1936) преобладают настроения одиночества и беспомощности человека в современном мире. В годы 2-й мировой войны 1939—45 Г. сотрудничал с немецкими оккупантами. После разгрома гитлеровской Германии он был отдан под суд за измену родине и подвергся бойкоту со стороны норвежской общественности. Годы ожидания суда (1945—48) описаны Г. в кн. «По заросшим тропам» (1949). Прогрессивные норвежские круги проводят грань между предательской позицией Г. в годы оккупации и его литературно-художественным наследием.

    Соч.: Samlede verker, 5 utg., bd 1—15, [Kristiania — Kbh.], 1954—56; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1—12, СПБ, 1909—10; Избр. произв. [Вступ. ст. Б. Сучкова], т. 1—2, М., 1970.

    Лит.: Плеханов Г. В., Сын доктора Стокмана, в его кн.: Литература и эстетика, т. 2, М., 1958; Горький М., Кнут Гамсун, в его кн.: О писателях, М., [1928]; Куприн А. И., О Кнуте Гамсуне, Собр. соч., т. 6, М., 1958; Фиш Г., Норвегия рядом, М., 1963, с. 309—16; Евнина Е. М Кнут Гамсун, в её кн.: Западноевропейский реализм на рубеже XIX—XX веков, М., 1967; Braatøy Т., Livets cirkel. Bidrag til analyse av Knut Hamsuns diktning, Oslo, 1954; Verdig markering av Hamsuns hundrearsdag, «Arbeiderbladet», 1959, 5 Aug.

    В. Г. Адмони.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Hamsun, Knut)

    (1859-1952), норвежский писатель. Кнут Педерсен (наст. фамилия) родился в семье деревенского портного 4 августа 1859 в приходе Лом в Гудбрандсдалене. С девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с 1873), в течение которых он сменил множество занятий. Его первая книга появилась в 1877, но только после того, как он пожил в США (1882-1884 и 1886-1888) и обосновался в Копенгагене, на него обратили внимание. Увидевший свет в 1890 роман Голод (Sult) произвел сенсацию принципиально новой трактовкой темы. Гамсун не обвинял общество: в духе Ф.Достоевского и А.Стриндберга он проникновенно изображал и эстетизировал иррациональные процессы в мозгу умирающего от голода человека. К другим произведениям этого периода относятся Пан (Pan, 1894) и трилогия о скитающемся мечтателе по имени Август: Под осенней звездой (Under hststjrnen, 1906), Странник, играющий под сурдинку (En vandrer spiller med sordin, 1909) и Последняя радость (Den sidste glde, 1912). Неоромантический бунт против цивилизации обусловил его "возврат к природе" в идеологическом плане и на практике. После того как, оставив скитания, Гамсун в 1911 предпочел жизнь джентльмена-фермера, он создал свой лучший роман Соки земли (Markens grde, 1917), эпос простой жизни, принесший ему Нобелевскую премию по литературе в 1920 и международное признание в беспокойные годы после Первой мировой войны. Однако неприятие Гамсуном индустриально-демократической цивилизации стало причиной его симпатий к нацистам в 1930-е годы и поставило его во время Второй мировой войны в один ряд с врагами родины. После войны он был отдан под суд за измену. Гамсун избежал тюремного заключения благодаря преклонному возрасту, жил некоторое время в доме для престарелых, был направлен на обследование в психиатрическую клинику в Осло, а в 1950 вернулся в свое имение Нерхольм близ Гримстада на юге Норвегии, где умер 19 февраля 1952.

    ЛИТЕРАТУРА

    Сучков Б. Кнут Гамсун. - В кн.: Сучков Б. Лики времени. М., 1976 Гамсун К. Собрание сочинений,тт. 1-6. М., 1991-1996 Гамсун К. В сказочном царстве. Путевые заметки. Статьи. Письма. М., 1993

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Га́мсун Кнут

    (Hamsun), настоящая фамилия Педерсен (Pedersen) (1859—1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспел труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) — ницшеанские мотивы. В романах 20—30-х гг. («Женщины у колодца», 1920, «Кольцо замыкается», 1936) — мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. В творчестве Гамсуна — сложное переплетение реализма, иррационализма и мистики. Нобелевская премия (1920).

    * * *

    ГАМСУН Кнут

    ГА́МСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859—1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспет труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) — ницшеанские мотивы. В романах 1920—30-х гг. («Женщины у колодца», 1920; «Кольцо замыкается», 1936) — мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. Нобелевская премия (1920).

    * * *

    ГА́МСУН (Hamsun; наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (4 августа 1859, Лом — 19 февраля 1952, Норхольм), норвежский писатель.

    Детство и годы странствий

    Родился в многодетной крестьянской семье. Детство провел на севере страны, на острове Хамарей, в 1862—1867 — на хуторе Гамсунд (отсюда его писательский псевдоним). Четырнадцати лет Кнут начинает самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, но, главным образом, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по всей северной Норвегии.

    Выпустив в провинциальном издательстве первые сентиментально-романтические произведения — повесть «Загадочный. Любовная история из Нурланна» (1877), балладу «Свидание» (1878) и повесть «Бьергер» (1878), окрыленный успехом юноша отправляется на юг и совершает короткую поездку в Копенгаген, где тщетно ищет издателя для новой повести «Фрида». Он добивается встречи с влиятельным норвежским писателем Б. Бьернсоном(см. БЬЕРНСОН Бьернстьерне Мартиниус), но тот, не обнаруживая в нем таланта, советует ему: «Вы такой большой и красивый. Вам следует стать актером».

    В последующие два года Гамсун безуспешно пытается утвердить себя в журналистике и влачит полуголодное существование на случайные заработки. Исчерпав, как казалось, на родине все возможности, Гамсун уезжает в США, где от профессора Р. В. Андерсона, к которому послал его с рекомендательным письмом Бьернсон, получает совет: «В Америке каждый устраивается, как может». Некоторое время он работает батраком на фермах, приказчиком в магазине, позже — помощником проповедника в Миннесоте. К осени 1884 здоровье Гамсуна ухудшается настолько, что друзья, собрав деньги, отправляют его на родину, но уже ранней осенью 1886, потерпев в Осло очередное литературное фиаско, Гамсун возвращается в США. Работает кондуктором омнибуса в Чикаго и батраком на большой ферме в долине Ред-ривер, после чего опять обосновывается в Миннеаполисе, где выступает с лекциями и статьями о современной скандинавской литературе.

    «Голод»

    Летом 1888 Гамсун едет на родину, но, не сходя в Осло (из-за связанных с этим городом болезненных воспоминаний), тем же пароходным рейсом отправляется далее в Копенгаген. Там он пишет и публикует роман «Голод» (1890), выход которого обозначает его настоящий дебют в литературе. Отныне творчеству Гамсуна сопутствует постоянный успех.

    «То, что я описал в «Голоде», действительно пережито мной. Боже, как мне досталось! Но я выжил». Бедность, нищета и голод доводят оказавшегося в столице героя до экстатического состояния — чуждый всем, он воспринимает действительность через дымку обостренных до крайности чувств. Но полностью владеет собой, или, вернее, языком, при помощи которого фиксирует тончайшие, иногда парадоксальные движения души — единственную для него реальность. В романе пунктиром намечена любовная интрига: герой не хочет, чтобы любимая делила его отчаяние, и покидает ее.

    Почти через 30 лет Гамсун напишет, что завершая роман, читал «Бесов» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского(см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), влияние которого прочитывается и в следующей его книге «Мистерии» — прежде всего в более объективной манере повествования.

    «Мистерии» (1892)

    Мистерии, или таинства, совершаются в душе Нагеля, человека ниоткуда, самовлюбленного и ненавидящего самого себя, склонного к необъяснимым переменам настроения, восстающего против общепризнанных понятий типа «прогресса», «свободомыслия», «веры в науку и демократию». Нагель исповедует ницшеанскую «религию жизни», законы которой одинаково глубоки и непостижимы в природе и в человеке. Его идеал — цельная лишенная сомнений личность, только в таких людях происходит великая самореализация жизни. Однако к ним Нагель причислить себя не может. Воплощение его слабости — это Минутка, человек с извращенным самомнением и нечистой совестью, герой видит в нем свое отражение и избавляется от него, покончив с собой.

    «Пан»

    В 1894 Гамсун выпускает самую известную свою книгу — повесть «Пан», своего рода поэму в прозе. Ее главный и очень верный в деталях образ природы одушевлен противоречивыми порывами чувств героя, одиночки и поэта, ищущего мистического слияния с мирозданием. Примечательно, что постижения тайны жизни лейтенант Глан ищет не за счет опрощения или приближения к примитиву — оно требует высокого интеллекта. И далеко не всегда познание радостно: нелепо погибает любовница лейтенанта, дочь кузнеца, Ева, заканчивается поражением его любовь, более походящая на поединок гордости, к Эдварде, дочери купца Мака. Природа в изображении Гамсуна — не только идиллия, она также оборачивается мучительной загадкой.

    Виктория

    В мае 1898 Гамсун в возрасте 46 лет женится на 25-летней Бергльот Бек, осенью того же года он заканчивает свой лучший роман о любви «Виктория». Герой ее, сын мельника Юханнес, настойчиво, как Гамсун, пробивает себе дорогу в жизни и становится писателем. Но он теряет свою любимую, ибо главное для него в любви — это чувство гордости. С бескомпромиссной одержимостью персонажей Достоевского романтический герой Гамсуна готов скорее отказаться от счастья, чем потерять свободу воли, выступающую у него под маской гордости. Юханнес обретает Викторию лишь после того, как та умирает: его победа с большой буквы — мертва.

    Завершение романтического периода

    Романы и повести 1890-х гг.: «Голод», «Мистерии», «Пан» и «Виктория» — это самые известные и значительные произведения Гамсуна. Но они — лишь часть его литературного наследия, создававшегося на протяжении 72 лет. На рубеже веков писатель публикует ряд других художественно значительных произведений — драматическую трилогию о борьбе ученого Карено, ницшеанца и антилиберала, за свои идеалы («У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898), антицерковную драматическую поэму («Мункен Вендт», 1902), драму о любви («Царица Тамара», 1903), интересные путевые записки о путешествии по России и Кавказу («В сказочной стране», 1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и написанный в новом реалистическом ключе роман о рыбацком поселке в родном Нурланне («Мечтатель», 1904).

    Старость

    В 1906 брак Гамсуна распался, а в 1909 он женился на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой прожил большую часть жизни. Одна из проблем, волновавших писателя в это время, — старость. В романе «Под осенней звездой» (1907) его вымышленный герой (хотя имя его — Кнуд Педерсен) предпринимает попытку вернуться в мир молодости: он скитается по хуторам, перебивается случайными заработками, влюбляется, водит дружбу с другими бродягами — он сравнивает свое прошлое и настоящее. Увы, возвращение в молодость невозможно. В продолжении романа «Странник играет под сурдинку» (1909) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции — ненужная мелочь. Теме старения посвящена также пьеса «У жизни в лапах» (1910).

    «Мне не остановить чумы»

    С конца 1910-х гг. писатель все активнее работает в жанре публицистики: защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, или «американизм», — против него Гамсун выступал еще в 1889 после возвращения из США. Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-буржуазных ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества, в частности, в романах «Последняя радость» (1912), «Дети века» (1913), «Местечко Сегельфосс» (1915), она же прослеживается в романе «Соки земли» (1917), по-библейски сильно воспевающем основу существования человека — патриархальное земледелие. В эпоху революций и войн эта книга идеально отвечала чаяниям уставших от политических потрясений европейцев — в 1920 Гамсун получил за нее Нобелевскую премию.

    Следующие два романа, «Женщины у колодца» (1920) и «Последняя глава» (1923), явились, по-видимому, следствием кризиса — в них утверждается пессимистический взгляд на природу человека и обреченность общества. Впрочем, не свойственный Гамсуну нигилистический пессимизм скоро опровергается его трилогией об Августе («Бродяги», 1927; «Август», 1930; «А жизнь идет», 1933) — панорамной картиной Норвегии за предшествующие мировой войне 50 лет. Герой романов, бродяга и авантюрист, воплощает собой дух предприимчивости, он переживает взлеты и падения, подвигает людей на технические и общественные нововведения, он обманывает, обманывается и благодетельствует, и его предприятия чаще всего оборачиваются разорением и бедой. В то же время движет Августом не стяжательство, а неуемная жажда деятельности и желание изменить жизнь: возможно, поэтому, наставительно осуждая его, писатель не может не относиться к нему с сочувственным юмором, хотя в конце концов заставляет пасть жертвой собственного начинания — Августа увлекает за собой в пропасть его собственное образцовое стадо овец.

    «Англосаксы пустили жизнь под откос»

    Драматические для Норвегии события Второй мировой войны не оставили Гамсуна безучастным. Он публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи недовольным режимом В. Квислинга(см. КВИСЛИНГ Видкун), Гамсун пытался во время визита к Гитлеру повлиять на смещение норвежского премьер-министра, но фюрер аудиенцию оборвал. Тем не менее, Гамсун опубликовал в прессе 7 мая 1945 некролог Гитлеру, в котором воздал ему должное как борцу за «права всех народов».

    На сторону нацизма Гамсуна могло склонить несколько факторов: его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и Германии, где его много печатали (как, впрочем, и в России), его принципиальная ориентация на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм (вспомним, как трудно далось ему вхождение в литературу), наконец, главное — стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.

    26 мая 1945 Гамсун был арестован за пособничество нацистам и помещен под домашний арест, затем переведен в больницу и позднее в дом для престарелых, после чего был подвергнут психиатрическому обследованию, констатировавшему у него «лишь незначительное возрастное ослабление умственных способностей». В декабре 1947 Гамсун был осужден, его присудили к штрафу и аресту имущества. Последние годы он провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством.

    «По заросшим тропам»

    В 1949 Гамсун в девяносто лет выпустил последнюю свою книгу, об ослаблении умственных способностей отнюдь не свидетельствовавшую. В ней описываются его переживания с момента ареста до подтверждения приговора Верховным судом в 1948 и отражены чувства горечи и обиды. Автор считает, что заслуживает если не сочувствия соотечественников, то хотя бы большего уважения. Но он не впадает в пафос и не обличает, чаще всего снимая вопросы иронией и самоиронией. Гамсун по-прежнему превосходно владеет стилем и, описывая совершенно глухого человека, демонстрирует, как всегда, абсолютный стилистический слух. В последней его книге читатель встречается не с осужденным политиком, а с уникальным по таланту писателем, которого подарила миру Норвегия.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. фам. Педерсен; 1859–1952) – норв. писатель. Род. в семье деревенского портного. В детстве жил на С. Норвегии (Нурланн), где отец занимался сельским хозяйством в маленькой усадьбе Гамсун (отсюда пс.). Литер. деятельность начал в 1877. В психологич. романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеч. сердца, возпел красоту и силу любви. Автор драм. трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898), романов «Женщины у колодца» (1920), «Кольцо замыкается» (1936) и др. Лауреат Ноб. пр. (1920).

  9. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  10. Лермонтовская энциклопедия

    Ѓ́АМСУН (Hamsun) Кнут (1859—1952), норв. писатель. В кн. «В сказочной стране» («In eventyrland», 1903), написанной после путешествия на Кавказ, Г. говорит о Л., относя его к числу «величайших гигантов поэзии, известных всему миру великих русских поэтов» (Samlede verker, bd 2, Oslo, 1962, s. 202). Норв. критика отмечала влияние «Героя нашего времени» на прозу Г. Общепризнано, что Печорин во многом послужил прообразом героя романа Г. «Пан» («Pan», 1893) лейтенанта Глана, проповедника романтич. индивидуализма, терзаемого рефлексией; однако Глана отличает от Печорина властолюбие, склонность к этическому декадансу, сближающая его с ницшеанским сверхчеловеком. В романе Г. есть черты сходства с романом Л. в сюжетном и композиц. отношении. Возможно, образ героини драмы Г. «Царица Тамара» («Drooning Tamara», 1903) навеян стих. Л. «Тамара».Лит.: Ясинский И., К. Гамсун, «Пан», пер. и предисл. К. Д. Бальмонта, М., 1901; [Рец.], «Ежемесячные сочинения», 1901, № 8, с. 315; Шарыпкин Д. М., Рус. лит-ра в сканд. странах. Л., 1975, с. 81—86; Брюсов В. Я., Письмо к А. А. Шестеркиной, ЛН, т. 85, с. 633; Nag M., Løytnant Glans russiske bror, «Verdens Gang», Oslo, 1967, 10 февраля; Kjetsaa G., Michail Lermontiv im Norden, «Scando-Slavica», 1972, t. 18, S. 32.

  11. Источник: Лермонтовская энциклопедия