Большая Советская энциклопедия

    (Dos Passоs)

    Джон (14.1.1896, Чикаго, — 30.9.1970, Балтимор), американский писатель. Первые романы — «Посвящение одного человека» (1920) и «Три солдата» (1921, рус. пер. 1924) — примыкают к литературе «потерянного поколения» (См. Потерянное поколение). Романом «Манхеттен» (1925, рус. пер. 1927) в творчестве Д. П. начинается период формалистического экспериментаторства. Самое значительное произведение Д. П. — трилогия «США»: «42-я параллель» (1930, рус. пер. 1931), «1919» (1932, рус. пер. 1933), «Большие деньги» (1936); в ней писатель нарисовал панораму жизни США 20-х гг. После гражданской войны в Испании 1936—39 порвал с левыми кругами. В трилогии «Штат Колумбия» (1939—1948), романах («В середине века», 1961, и др.), публицистике проявились антидемократические тенденции Д. П.

    Соч.: The best times. An informal memoir, N. Y., 1968.

    Лит.: 3атонский Д., Искусы лукавого беса, «Литературная газета», 1963, 6 июня; Geismar М., Writers in crisis, Boston, 1942.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ДОС ПАССОС (Dos Passos) Джон (1896 - 1970), американский писатель. В 20-е гг. близок к "потерянному поколению". Социальная эпопея-трилогия "США" ("42-я параллель", 1930; "1919", 1932; "Большие деньги", 1936), экспериментально сочетающая по принципу кинематографического монтажа документальную, биографию и лирическую прозу, создает панораму "вздыбленной", кризисной Америки 1-й трети 20 в. с позиций левого социально-политического радикала. В трилогии "Округ Колумбия" (1939 - 48) порывает с левыми идеями и переходит на позиции либерального консерватизма.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Дос Пассос

    ДОС ПАССОС Джон Родериго (John Roderigo Dos Passos, 1896—) — американский писатель и драматург. Д. П. происходит из португальской семьи, его дед эмигрировал с острова Мадейра и работал сапожником в Филадельфии; отец был юристом. Д. П. участвовал в войне 1914—1918 во французской, итальянской и американской армиях, где выявил себя как пацифист. После демобилизации был одно время корреспондентом лондонского «Дейли Геральд», в 1921—1922 путешествовал по Востоку (Константинополь, Тифлис и т. д.), плодом чего явилась книга впечатлений: «Восточный экспресс» (Orient Express, 1927). Очерки об Испании, где Д. П. был в 1919—1920, объединены в книге «Россинант опять на дороге» (Rossinanta to the Road again, 1921). В 1928 Д. П. несколько месяцев пробыл в СССР и был здесь избран членом Международного бюро революционной лит-ры. Он является одним из организаторов революционно-радикального «Театра новых драматургов» в Нью-Йорке, где в сезон 1928/29 шла его пьеса «Акционерное общество Воздухопуть»; предыдущая его пьеса «Мусорщик» (The Garbage Man) была издана в 1926, постановка ее успеха не имела.

    Первая книга Д. П. «Посвящение одного человека — 1917» (One man’s Initiation — 1917, 1919), в к-рой писатель дал ряд живых зарисовок фронтовой жизни, падение чувства патриотизма в американской армии во Франции, является как бы вступлением к его нашумевшему роману «Три солдата» (Three Soldiers, 1921). В «Трех солдатах» автор выступает как крупный художник-реалист. Он дает глубокий анализ психологии американцев в военную эпоху, с особой убедительностью обрисовывая то состояние социального кризиса, которое стало типичным для передовых элементов армии к концу войны. После этого романа опубликовал в 1922 книгу стихотворений «Рикша в мундштуках» (A Pushcart at the Curb). В «Улицах ночи» (Streets of Night, 1923) Д. П. обращается к быту интеллигенции Бостона; он отражает сдвиги в ее традиционных социальных представлениях.

    Наиболее яркий роман Д. П. — в то же время наиболее оригинальное произведение в американской лит-ре XX в. — «Манхеттенский поток» (Manhattan Transfer, 1925). Писатель, стремясь передать ритм жизни Нью-Йорка, порывает с сюжетной стройностью своих предыдущих произведений; раздробленная композиция позволяет ему с наибольшей полнотой охватить многообразие городской жизни; вместо немногих отдельных героев он создает образ города. «Манхеттенский поток» близок по стилю к произведениям унанимистов (см. Унанимизм).

    С первой книги выявив себя как художник радикальных слоев мелкой буржуазии, Д. П., после сближения с американской коммунистической интеллигенцией (Майкл Гольд и др.) и посещения СССР, начинает приближаться к идеологии революционной. Его пьеса «Воздухопуть» отражает это новое мировоззрение (Д. П. пытается в ней изобразить рабочее движение, главный герой — коммунист). Но новая революционная идеология писателя получила в этой пьесе гл. обр. публицистическое, а не художественное выражение. Новый роман, к которому Д. П. приступил летом 1928, будет очевидно дальнейшим и более решительным развитием революционной темы, намеченной в «Воздухопути». Д. П. намеревается в форме художественных биографий дать ряд наиболее характерных для американского революционного движения типов, преимущественно из группы работников синдикалистской организации «Индустриальный союз рабочих мира» (I. W. W.).Библиография:

    I. На русск. яз. переведено: Три солдата, перев. В. А. Азова, Гиз, Л., 1924; Манхеттен, перев. Под редакцией В. И. Сметанича, изд. «Мысль», Л., 1927.

    II. Журнал «Dial» № 71, стр. 606, 1921; Синклер Э., Деньги пишут, Гиз, 1928.

  5. Источник: Литературная энциклопедия